г. Кодинск ул. Михайлова 12 А

 Тел.: +7 (39143) 70185

 Email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Страничка логопеда

 

   Когда говорят о "готовности к школе", то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.

   Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. От того как сформирована устная  и письменная речь  ребенка , тем успешнее будет овладение чтением  и письмом в школе.  Сегодня мы поговорим о том, как должны быть развиты компоненты речевой системы к моменту поступления ребёнка в первый класс.

Родителям в первую очередь следует обратить внимание на:
• Правильное произношение всех звуков
• Умение различать звуки речи на слух
• Владение навыками звукового анализа и синтеза
• Словарный запас
• Сформированность грамматического строя речи
• Связную речь
• Речевую коммуникацию
• Мелкую моторику рук и психические процессы (память, внимание, мышление, восприятие)

 Звукопроизношение и фонематический слух.
В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам. К этому возрасту ребёнок должен уметь различать звуки на слух и в произношении. Приходя в школу, он должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.

 Владение навыками звукового анализа и синтеза.
• умение выделять звук на фоне слова;
• слышать и выделять первый и последний звук в слове;
• определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);
• определять количество и последовательность звуков в слове, место звука в слове по отношению к другим;
• называть слова с заданным звуком;
• уметь составлять слова из звуков;
• дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение».
Без специального обучения ребёнок этими навыками овладеть не может. Обучение звуковому анализу и синтезу проходит на логопедических занятиях и занятиях по обучению грамоте. Формирование фонематического анализа проходит в 3 этапа: 1 с опорой на вспомогательные средства (картинки, схемы, фишки), 2 – в речевом плане (дети называют слово, определяют количество и последовательность звуков без опоры), 3 – в умственном плане (дети определяют место звуков, их количество, последовательность, не называя слова).

Слоговая структура слова.
Ребенку 6 -7 лет доступны слова сложной слоговой структуры (аквариум, библиотекарь, баскетболист, экскаватор). Он произносит их в быстром темпе, не переставляет, не выкидывает, не добавляет звуки и слоги.

Словарный запас. К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас (около 2000 слов)
В своей речи он должен активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, антонимы, синонимы, числительные), понимать переносное значение слов, подбирать обобщающие понятия для группы предметов, знать многозначные слова. Картинки с изображением обобщающих понятий, синонимов, антонимов, многозначных слов.

Грамматический  строй  речи.
Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования и словоизменения (правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать слова в нужной форме, образовывать прилагательные от существительных, изменять существительные по числам, падежам, глаголы по видам, понимать и употреблять предлоги, согласовывать числительные и прилагательные с существительными).

Связная речь.

К 7 годам ребёнок должен уметь:  пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки;  составлять рассказ по картинке;  составлять рассказ по серии картин;  отвечать на вопросы по тексту;

При пересказе (рассказе) обращается внимание: на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль);                     на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ);  на лексику (полнота и точность использования слов),
 на грамматику (он должен правильно строить предложения;                     уметь использовать сложные предложения).

 Речевая коммуникация.
Ребёнок должен быть достаточно активен в общении,
уметь слушать и понимать речь,
строить общение с учетом ситуации,
легко входить в контакт с детьми и взрослыми,
ясно и последовательно выражать свои мысли,
 пользоваться формами речевого этикета.

Мелкая моторика рук.
Хорошо развитая мелкая моторика способствует развитию речи (пальчиковая гимнастика, игры с прищепками, пластилино- графия, тесто-пластика,  использование шариков су-джок , массажные мячики,  обведение и штриховка предметов, рисование на крупе, шнуровка, нанизывание бусинок, аппликации, лепка, плетение, вырезание ножницами, обрывание картинок по контуру, оригами и т.д.).

Психические процессы. Все психические процессы тесно взаимосвязаны. Недоразвитие хотя бы одного психического процесса приводит к нарушению умственного развития ребёнка в целом.

 Уважаемые родители!
Если вы видите, что ваш ребенок  имеет трудности в речевом развитии и нуждается в специальной помощи, не ждите,  что он «вырастет, и сам научиться говорить». Необходимо обратиться за помощью  к логопеду.

 Подготовила учитель – логопед  Ксензик А.А.