г. Кодинск ул. Михайлова 12 А

 Тел.: +7 (39143) 70185

 Email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Страничка логопеда

   Ранний дошкольный возраст является благоприятным периодом для речевого развития ребёнка. Вашему малышу уже  2,5 – 3 года, а он молчит, общается с вами с помощью жестов, издаёт отдельные звуки, знайте, что необходимо приложить все усилия, чтобы ребёнок заговорил. Всем известно, что тянуть с запуском  речи просто  опасно. Поговорим о том, что вы, уважаемые родители, можете сделать сами прежде чем обратитесь за помощью к специалистам.

   Причины отсутствия речи.

   Отсутствие речи  может иметь  быть вызвано разными причинами, такими как :  сложная беременность (токсикозы и заболевания во время беременности ) и родовые травмы различной степени тяжести, инфекции перенесённые в раннем детстве,  нарушения слуховой функции, поражения ЦНС, а также  стресс. Поэтому очень  важно  убедиться, в том,  что у ребенка нет проблем со здоровьем. Обратитесь за консультацией к  педиатру, отоларингологу, неврологу, логопеду и при необходимости пройдите рекомендованные исследования. Чем раньше будут выявлены причины отсутствия речи ребёнка, тем больше вероятность её скорейшего появления.

   С чего начать?

   Уберите всё лишнее. Постарайтесь , как можно дольше не приучать ребёнка пользоваться всевозможными планшетами и телефонами. Да это очень удобно , но и в то же время пагубно влияет на речевое развитие ребёнка, так как ему  отводится роль пассивного наблюдателя и потребность в речевом контакте сводится к нулю. Замените гаджеты игрушками по возрасту. Это могут быть куклы, конструкторы с крупными деталями, кубики, машинки, различные звучащие игрушки (дудочки, барабаны, погремушки, бубны и т.п.).  Именно такие игрушки вызывают в ребёнке желание их  «озвучить». Важно, чтобы ребёнок исполнял  главную роль в игре. Помогайте  ему разыгрывать простые хорошо знакомые ситуации.

   Разговаривайте с ребенком. Всем известно, что только в общении идёт развитие, поэтому разговаривайте с ребёнком всегда и везде. Проговаривайте каждое свое действие, называйте окружающие вас предметы и явления, рассказывайте о том какие они.  Когда разговариваете с ребёнком, старайтесь, чтобы он видел вас, как вы произносите каждый звук, как радуетесь, огорчаетесь . Произносите слова медленно, четко, громко, следя за артикуляцией, тем самым вы даёте образец речевого общения. А так же обогащаете  пассивный словарь ребенка.

   Начинаем с проговаривания слогов: ма-мо-му-ми-мя, да-до-ду-ди-дя, та-то-ту-ти-тя и так далее. Затем переходим на короткие слова, в которых используются  в основном те звуки, которые малыш уже знает. В частности, звуки «м», «п», «б» обычно появляются первыми в речи, независимо от родного языка. В зависимости от динамики, постепенно их усложняем и вводим в речь более сложные в произнесении.
   Если в семье для общения используют несколько языков, при ребенке должен звучать только один из них. Не путайте малыша, сначала дайте ему овладеть материнским языком, а потом уже другим.

   Пойте песни, читайте стихи. Ни что не развивает детскую речь, как пропевание  мелодий, песенок. Пропевайте с ребёнком сначала гласные звуки, например: ААААА, постепенно к ним добавляя согласные:  БА-БА, ПА-ПА, МО-МО, БО-БО и т. д. Это простое, но эффективное упражнение подготовит речевые органы к произнесению более сложных слов.

   Пойте ребёнку на ночь колыбельные, русские народные песни. Певческий репертуар на начальном этапе должен состоять из одной двух песенок, не более.

   Рассматривайте с ребёнком книги с изображением простых бытовых предметов, с домашними животными, членами  семьи. Рассматривайте их совместно с ребёнком, называя изображение: «Это баба Таня», «Это киса» и т. д. Когда ребенок запомнит слова, постройте из них простые предложения, используя слова-действия: «Миша, дай», «Киса, иди» и пр.  

   Больше играйте. Каждый день начинайте с пальчиковых игр, так как на кончиках пальцев находятся нервные окончания, связанные с центрами речи и памяти головного мозга. Массируйте каждый пальчик, сопровождая свои действия потешками и попевками. Предлагайте  ребенку игры с  крупой (рисование на манной крупе, гречке, рисе, пшене), играть с цветным  песком, водой, пуговицами, фасолью, макаронами, пластилином  и другими мелкими предметами. Учитесь различать цвета (найди предмет синий, как небо, жёлтый как солнышко), формы (дай круглое печенье, треугольное), величину, количество(покажи где много одна машина, а где много?). Необычные тактильные, зрительные, слуховые игры помогают  быстрее запустить речь и развить высшие психические функции.

   Сохраняйте спокойствие. Если ваш ребёнок  долго не говорит, а сверстники уже сказки рассказывают, песенки поют, постарайтесь не раздражаться. Не  срывайтесь на ребенка, не повышайте на него голос, чтобы он не замкнулся в себе и не отстранился от вас.

   К кому обратиться?  Если  вы несколько месяцев регулярно занимались с ребёнком, а изменений в лучшую сторону не произошло. Ребёнок по прежнему молчит, значит наступила пора обратиться за консультацией к логопеду. Он сможет дать объективную  оценку  речевого  развития  малыша и   четкие рекомендации, как и что делать дальше,  при необходимости направит к другим специалистам.

  Учитель-логопед А.А. Ксензик

 

В статье частично  использованы рекомендации московского Центра Речи «Каркуша».