г. Кодинск ул. Михайлова 12 А

 Тел.: +7 (39143) 70185

 Email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Страничка логопеда

 

   На своих консультациях мне часто приходится сообщать родителям, что у их ребёнка недостаточно сформирован фонематический слух. Внимательные родители и сами замечают, что речь их малыша    значительно отличается от речи сверстников. Надо отметить, что не всегда в условиях логопедической работы удаётся добиться положительных результатов. Это проявляется в том, что ребёнок изолированно (то есть отдельно) произносит звуки, а в самостоятельной речи пропускает их или смешивает, так как не слышит собственных ошибок, не понимает разницы между правильным и неправильным произношением. Это главным образом связано с недостаточной сформированностью фонематического слуха. Что такое фонематический слух? Почему так важно его формировать?

   В норме речевого развития к 5 годам дошкольники свободно пользуются развёрнутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений, имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. Окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу. 

   Но к сожалению бывает так, что при нормальном слухе и интеллекте, задерживается формирование компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики.

   Дети обучаются речи со слуха, но не многие знают, что «слухов» у человека несколько. Физический слух даёт нам возможность слышать звуки окружающего мира: шум дождя, ветра, щебет птиц, мурлыкание кошки и т.д. Музыкальный слух, характерен особой тонкостью, позволяет различать музыкальные произведения, наслаждаться музыкой. Речевой слух способствует различению тонкостей звучащей речи. В речевом слухе содержится ещё один- фонематический. Он необходим для того, чтобы мы овладели фонематической системой, так сказать “кодом” языка. Каждый язык имеет свою систему выражения мысли в звуке речи. Поэтому мы, владея одной из них, не понимаем другого языка. Если не знать смысла, который условно приписан тому или другому звуку речи (фонеме), то и значения слов оказываются недоступными. Дети, о которых мы говорим, не до конца усваивают фонематическую систему языка. Им трудно различать звучание парных фонем (б-п, д-т, ш-ж, ц-ч, в-ф, з-с и пр.). Речевой слух позволяет различать те особенности звуков, благодаря которым смысл одного слова отличается от смысла другого, например: “коза” и “коса”, “башня” и “басня”, “жить” и “шить”, “балка” и “палка”, “грот” и “крот” и т.д. Незначительные изменения – по глухости-звонкости, мягкости-твёрдости одного звука в слове и   смысл совершенно меняется!

   Как правило несформированность фонематического слуха выражается в виде нарушений звукопроизношения, ребёнок не дифференцирует на слух некоторые звуки и не овладевает их правильным произношением. Трудности возникают во время обучения чтению и письму, что приводит к таким речевым нарушениям, как дислексия и дисграфия. У ребёнка снижается успеваемость, появляется тревожность, неуверенность в своих силах, значительно понижается самооценка.

   Для того, что бы устранить фонематическое недоразвитие, необходимо проводить систему работы по его формированию фонематического слуха и восприятия.

   Систему логопедической работы по формированию у детей фонематического слуха и восприятия можно условно разделить на шесть этапов:

1 этап - узнавание неречевых звуков.

2 этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.

3 этап - различение слов, близких по звуковому составу.

4 этап - дифференциация слогов.

5 этап - дифференциация фонем.

6 этап - развитие навыков элементарного звукового анализа.

   На каждом этапе формирования фонематических процессов осуществляется определённое логопедическое воздействие.

   На первом этапе через специальные игры и упражнения развиваем у детей способность  узнавать и различать неречевые звуки. Они способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить ребёнка дифференцировать фонемы). На первых занятиях дети учатся слышать звуки за окном: Что шумит? (дождь). Что гудит? (поезд). Кто поёт? (мальчик).Что шуршит?(сухие листья под ногами). Усложнение задания: внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из комнаты, из кабинета инструктора по физкультуре , из коридора и т.п..

   Весь второй этап ребёнка учат различать высоту, силу тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Например: "Далеко - близко?", "Угадай, кто тебя зовёт?" и так далее.

   Третий этап полностью построен на играх, которые способны научить ребёнка различать слова, близкие по слуховому составу (логопед читает слова, а ребёнок должен их выставить в названном порядке и так далее).

   На четвёртом этапе ребёнка учат различать слоги. Начинать эту работу с игр такого плана: "Эхо" или "Повторялки", взрослый произносит несколько слогов, например да - да - да – та; па-ба-ба-ба, дети определяют, что здесь лишнее. Далее звуковые ряды усложняются.

   На пятом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Дети учатся дифференцировать гласные звуки. Детям предлагаются картинки с изображением поезда, девочки, птички, даётся показ: "Поезд гудит у - у - у - у; девочка плачет а - а - а - а; птичка поёт и - и - и - и". Затем педагог произносит звуки длительно, а дети поднимают картинки соответствующие звучанию.

   На шестом этапе происходит формирование навыков элементарного звукового анализа. Детей учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двух и трёх сложные слова. Затем приступают к анализу согласных звуков, при этом должно соблюдаться определённое условие: сначала ребёнка учат выделять последний согласный звук. Следует заметить, что легче всего детям даются глухие взрывные согласные.

   Работу по развитию и совершенствованию фонематического слуха надо проводить не только на занятиях (логопедических и по развитию речи с воспитателем), но и в повседневной жизни (на прогулках, во время следования домой и в детский сад, дома с родителями, во время летнего отдыха).

   Итогом такой работы будет формирование особого лингвистического отношения к слову, к языковому окружению.  Сознательное отношение к родному языку является основой для усвоения всех языковых норм и форм речи.

   Ребенок начинает чувствовать выразительные (интонационные и лексические) средства языка, отмечает семантику слов, их грамматическую форму. Он активно начинает использовать эти средства в связной речи и бытовом общении. Ребенок знакомится не только с отдельными звуками, но и с “работой” звука в лексике, морфологии, словообразовании. При такой организации обучения возникает эффект саморазвития, в результате ребенок постигает больше того, что получил непосредственно из уст педагога. Это своеобразный эффект последствия, к которому и должно стремиться развивающее обучение.

   Будьте внимательны к своему ребёнку и помните, что всё в ваших руках.

   Литература:

1.Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1963.

2.Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 1997.

3.Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки / Н.Г. Алтухова – СПб.: Издательство «Лань», 1999.

4.Филичева Т.Б. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: МГОПИ, 1993..