г. Кодинск ул. Михайлова 12 А

 Тел.: +7 (39143) 70185

 Email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Страничка логопеда

 

   По отзывам учителей начальных классов, можно сделать выводы, что большинство выпускников дошкольных учреждений затрудняются в выполнении грамматических заданий, так как имеют недостаточно сформированный фонематический слух.

   Фонематический слух – это способность человека к анализу и синтезу звуков речи. К пяти года он уже достаточно развит.  Формирование фонематического слуха задерживается, том случае, если в были проблемы со здоровьем во время внутриутробного развития и в младенчестве. Физиологический слух может быть прекрасно развит, а речь (звукопроизношение) может быть правильной.   В данном случае родители, как правило не замечают проблемы, пока ребенок не пойдёт в школу и не начнёт неправильно писать. Многим родителям непонятно, почему учитель отправляет на консультацию к логопеду? Зачем, если ребенок чисто говорит?

   Как самостоятельно проверить фонематический слух своего ребёнка? Предлагаю выполнить с ребёнком следующие задания:

  1. Предложите ребёнку повторить слоги парами:

СА-ЗА, ГА-КА, БА-ПА, РА-ЛА, ДА-ТА, ВА-ФА.

Повторить цепочки слогов ( по 3-4 слога; важно повторять в точной последовательности и  не используя замен звуков).

БА-ПА-БА, ДА-ТА-ТА, ГА-КА-ГА-ГА.

  1. Отстукивание ритмов. Взрослый показывает, а ребёнок точно их воспроизводит.  Например: **  ***,  *** *,   *  ***,  *  ***  *.                     Ритмы могут быть разными, но важно для себя  использовать подсказку, записывайте ритмы, для того, что бы можно было проконтролировать правильность воспроизведения ребёнком и самим не запутаться.
  2. Попросите ребёнка показать картинки на заданный звук, например -С-. Ребёнок показывает картинки и выделяет данный звук голосом.

   Если ваш ребёнок при выполнении каждого задания испытывает трудности и допускает множество ошибок, то необходимо проконсультироваться с логопедом и ежедневно выполнять простые, но в тоже время достаточно эффективные игры и упражнения на формирование фонематического слуха, например:

   Игра «Угадай, что звучит?» (формирует умение определять неречевые звук). Взрослый показывает ребёнку предметы (стакан с водой, лист бумаги, колокольчик, металлофон, погремушка, баночка с пуговицами и т.п.), демонстрирует, как звучит каждый предмет. Ребёнку даётся возможность самому подействовать с каждым из предметов. Затем взрослый просит ребёнка отвернуться и определить, что звучит. Усложнение игры: включаем аудиозаписи шума дождя, грозы, ветра, пение птиц, мурлыкание кошки, лай собаки и т.д.

   Игра «Поймай звук» (формирует умение слышать заданный звук из ряда других звуков, слогов, слов).

Взрослый:- Хлопни в ладоши, когда услышишь звук  -Ш-

Ж, З, Ч, Ш, С, Ж…усложняем, теперь в слогах: МА-ША-ЖА-СА-ЖО- ШО…; в словах: МАК, БАК, ШОК, БОК, СТОК, ШТЫК.

   Игра «Эхо». Взрослый называет цепочки слогов, ребёнок точно воспроизводит: БА-ПА-БА, ДА-ТА-ТА, ГА-КА-ГА-ГА; цепочки слов: САД-БОТ-КОТ-ГОД...

   Игра «Придумай слово на звук» (учить находить слова на заданный звук).

Взрослый: -Придумай слово, чтобы оно начиналось на звук -Ж-  Женя, Жанна, живот, жук, жаба..

   Игра «Умная машина» (учить выделять первый звук в слове).

Взрослый:- Посигналь домашнему  животному первым звуком его названия. Например: утка- У, индюк-И, овца-О.

   Игра «Где «живёт» звук в слове?» (учим ребёнка определять место звука в слове: начало, середина, конец).

Взрослый : -Определи «живёт» звук в слове звук -С-?

-Где находится он в слове? (в начале, в середине, в конце).

   Игра «Сколько?» (учим делить слова на слоги).

Взрослый:-Давай делить слова на части(слоги). Будем «укладывать» слово на ладошку. На каждый слог-хлопок.

1. ма-ма (2 хлопка- 2 слога), но-га (2 слога)

2. мо-ло-ко (3 хлопка-3 слога), ко-ро-ва (3 слога), зо-ло-то (3 слога)

3. ко-ло-коль-чик (4 хлопка, 4 слога).

   Литература:

1.  Александрова Т.В. Живые звуки или фонетика для дошкольников –                              Санкт–Петербург. 2005.

2. Голубева Г.Г., Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников – Санкт–Петербург. 2000.

3. Нартова–Бочавер С.К., Мухортова Е.А. Скоро в школу – ТОО «Глобус» . М.:2003.

4. Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки / Н.Г. Алтухова – СПб.:      Издательство «Лань», 1999.