Страничка логопеда
- Подробности
- Просмотров: 8935
- Ксензик Анна Александровна
- Правильно ли говорит Ваш ребёнок
- У нас родилась традиция
- Особенности развития речи ребенка в среднем дошкольном возрасте
- Учим малышей сочинять рифмы
- Ребенок в логопедической группе
- Когда ребенок не говорит
- Логопед - кто это? и зачем он нужен?
- Значение дыхательной гимнастики для развития речи
- Игры для домашней игротеки
- Новые логопедические технологии
- Отдыхаем с пользой (рекомендации логопеда)
- Что должен уметь ребёнок по речевому развитию в 6-7 лет
- Речевое развитие ребенка от 2-х до 3-х лет, норма, отклонение от нормы
- Развитие лексико - грамматических представлений у детей с ОНР
- Речевая готовность к школе.
- Особенности речи старших дошкольников
- «Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста»
- Обогащение словаря ребёнка дома и на улице
- Не стоим на месте
- Запинки в речи.
- Как помочь своему ребёнку научиться говорить плавно?
- Как помочь малышу заговорить?
- Что должен уметь ребёнок по речевому развитию в 6-7 лет?
- Связная речь у старших дошкольников
- Новые нетрадиционные технологии
- Что такое Трудово?
- Развитие в движении.
- Если ваш ребёнок не разговаривает…
- Профилактика нарушений письменной речи будущих первоклассников.
- Играя, грамоту закрепляем.
- Памятка для родителей будущего первоклассника.
- Сенсорная интеграция в детском саду
- Обогащение словаря старших дошкольников
- Как мы учимся красиво говорить
- Что изменилось?
- В феврале мы узнаём
- Фонематический слух- основа успешного обучения в школе. Консультация для родителей.
- Как самостоятельно проверить фонематический слух ребёнка и способствовать его формированию дома?
- Вистибулярная сенсорная система и её влияние на познавательно-речевое развитие воспитанников. Из личного опыта.
- Речевое развитие будущего первоклассника
- Онлайн-занятия – шаг в будущее.
- Особенности речевого развития ребёнка раннего возраста
- Палитра ощущений
- Элементы мозжечковой стимуляции в работе логопеда.
- Палитра ощущений
- Наша группа начала работу
- Итоги уходящего месяца…
- ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-5 лет).
- Мы растём и узнаём новое
- Как расширить словарный запас ребёнка в 3-4 года?
- От буквы до ДОМА СОВЫ
- Учимся сочинять сказки
- Мастерская буквы Д
- Памятка для родителей на время летнего отдыха
- Телесные практики в формировании речи дошкольника
- Инклюзивный интенсив – это…
- Инклюзивная история «Изумрудного города». Как это было…
- Ещё раз о ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКЕ…
- Формы работы учителя - логопеда и педагога - психолога с родителями обучающихся в условиях инклюзивного образования.
- Ксензик сайт- Фразовый конструктор для дошкольников
- Нужно-ли учить ребёнка говорить в три года?
- «Изумрудный город» для дошкольников
- Хранительница сказок в гостях у «Сочиняйки»
- Итоги уходящего учебного года 2022-2023
- Что ждёт нас в новом учебном году
- Важные моменты в нашей группе
- Компьютерные игры для развития речи
- Сочиняйка –это….
- Как влияет неправильный прикус на развитие речи?
- Все страницы
В нашем детском саду две группы компенсирующей направленности. Сюда входят дети с тяжёлыми нарушениями речевого развития (аллалия, ОНР, дизартирия), у многих сопровождается двигательными нарушениями, в трудности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Детям трудно удерживать внимание на задачах обучения, их интерес кратковременен, часто отсутствует мотивация к развитию.
По мнению многих педагогов, основными, являются три базовые сенсорные системы, которые оказывают важное и фундаментальное влияние на развитие ребенка. Это проприоцептивная, тактильная и вестибулярная системы.
Особое внимание хочется обратить на вестибулярную сенсорную систему, а именно, вестибулярному восприятию у детей. Основной задачей вестибулярного восприятия является распознавание вестибулярных сигналов, поступающих от разнообразных движений тела в пространстве, например: вращения, движения в медленном и быстром ритме, перемещение веса, остановка, движения рук в процессе изучения окружающего мира, любое другое изменение положения тела, зрительное внимание и т.д. Инструментом, для распознавания этих сигналов, служит вестибулярный аппарат, который в свою очередь, входит в вестибулярную сенсорную систему. Комплекс таких упражнений входит в занятия по нейрокоррекции. С помощью специально подобранных физических упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта. То есть, выполняя определённые физические упражнения мы заставляем работать головной мозг. Каждое из упражнений нейрокоррекции, способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения. В результате этого новый учебный материал воспринимается более целостно и естественно, как бы умом и телом, и поэтому лучше запоминается.
Опыт инклюзивного лагеря «Трудово» показал, что, несмотря на короткий временной период, занятия по нейрокоррекции с элементами темпо - ритмических упражнений с детьми с тяжёлыми нарушениями речи дают очень хорошую положительную динамику. Ниже представлен комплекс упражнений из личной практики, который адаптирован и применяется мною в сопровождаемой группе компенсирующей направленности. Систематическое выполнение данного комплекса показало положительную динамику в познавательно-речевом развитии воспитанников:
1.«Здороваемся»(учим ребёнка управлять своим телом; вытягивать ладонь из ладони взрослого или пары ; руку нужно вытягивать параллельно полу; рука согнута в локте; нельзя её тянуть, выкручивать, дёргать).
2. «Почувствуй своё тело» (проверяем мышечный тонус; работают подушечки ладоней; движение идёт сверху- вниз, руками прижимаем плечи, двигаемся как-будто снимаем невидимую плёнку с тела, протягиваем до пальчиков рук; аналогично выполняем движение проводя по бокам туловища протягивая руки до кончиков пальцев ног; тело интенсивно обжимаем ладонями).
3.«Кнопочки» (Толкашки)(два человека прижимают свои ладони попарно и поочередёно меняют силу давления на ладони; учимся контролировать мышечное напряжение и расслабление). Усложнение: «Толкашки ногами» Контроль – отталкивать напарника согнутыми ногами, лёжа на спине.
4.«Месим тесто» (ребёнок лежит на животе, подушечками ладоней прижимаем несимметрично тело ребёнка; двигаемся от плеч вниз к стопам, тем самым снимаем «зажимы», приводим в норму тонус мышц) .
5.«Тряска или Прокачка»(ребёнок лежит на животе, одной рукой фиксируем верхнюю часть тела, второй рукой фиксируем поясничный отдел позвоночника; выполняем раскачивающие движения вправо-влево)(длительность упражнения от 5 до 30 минут). Это упражнение считается универсальным по своей важности и эффективности, оно способствует дозреванию клеток головного мозга ребёнка.
6.«Растяжечки-Колечки»
- протягивание мышц руки от ладони к локтю, потом к плечу;
-протягивание мышц руки от локтя к плечу и от локтя к ладони двумя руками одновременно; затем двигаемся от предплечья к кисти руки протягивая большими пальцами от середины к низу, как-бы делая пальцами кольцо;
-добиваемся расслабления;
7.«Лошадки»(стоя на четвереньках).
Задача: научить перетекать из одного состояния в другое; научить стоять на тех опорах, какие есть. Позже ребёнок должен удержать позу, когда толкают, отрывают то руку, то ногу и т.д.
8.«Парашютисты».Прыжки с жесткой поверхности на мягкие маты, матрасы.
Задача: «ловить пружинку в ногах».
9.«Цапля» Стояние на одной ноге, вторая стопой прижата к бедру первой. Под счёт от 20-30 до 90. Если не нравится, как стоит (кривая спина, плечи и др.), поправить и поставить, чтобы понравилось.
Игры с мячом:
Мяч – 10 раз от груди, начиная с маленького расстояния, 10 раз из-за головы, 10 раз с отскоком от пола.
Теннисный мяч - перекидывать 1 мячик друг другу, потом перекидывать 2 мячика, потом сбивать кеглю между ног противника.
Игры на межполушарное взаимодействие.
«Кулак-ладонь»
«Кулак-ребро-ладонь»
«Пишем» в воздухе или на листах бумаги пальцами рук или ног круги, квадраты, восьмерки, спирали – одноименно, разноименно
Выполнение разных заданий для разных конечностей одновременно, например, правая рука описывает круг над головой, левая – треугольник и сжата в кулак. И т.п.
«Карандашики» Задача: собрать карандаши одной рукой на скорость.
Обязательно включаются упражнения на дыхание и глазодвигательные упражнения.
Таким образом, использование в коррекционной работе приведённых выше упражнений способствует удовлетворению потребности ребенка в осознании себя, обеспечивает развитие моторных, речевых, коммуникативных, познавательных, сенсорных умений и благотворно влияют на развитие ребенка в целом.
Список литературы:
- Айрес Э.Джин «Ребенок и сенсорная интеграция». Изд. «Теревинф» Москва 2012г.
- Войлокова Е.Ф. «Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью». Изд. «Каро» М., 2005г.
- Сумнительная С.И., Сумнительный К.Е. «Домашняя школа Монтесори сенсорное развитие 2-4г». Изд. «Карапуз дидактика» 2006г.