Страничка логопеда
- Подробности
- Просмотров: 8935
- Ксензик Анна Александровна
- Правильно ли говорит Ваш ребёнок
- У нас родилась традиция
- Особенности развития речи ребенка в среднем дошкольном возрасте
- Учим малышей сочинять рифмы
- Ребенок в логопедической группе
- Когда ребенок не говорит
- Логопед - кто это? и зачем он нужен?
- Значение дыхательной гимнастики для развития речи
- Игры для домашней игротеки
- Новые логопедические технологии
- Отдыхаем с пользой (рекомендации логопеда)
- Что должен уметь ребёнок по речевому развитию в 6-7 лет
- Речевое развитие ребенка от 2-х до 3-х лет, норма, отклонение от нормы
- Развитие лексико - грамматических представлений у детей с ОНР
- Речевая готовность к школе.
- Особенности речи старших дошкольников
- «Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста»
- Обогащение словаря ребёнка дома и на улице
- Не стоим на месте
- Запинки в речи.
- Как помочь своему ребёнку научиться говорить плавно?
- Как помочь малышу заговорить?
- Что должен уметь ребёнок по речевому развитию в 6-7 лет?
- Связная речь у старших дошкольников
- Новые нетрадиционные технологии
- Что такое Трудово?
- Развитие в движении.
- Если ваш ребёнок не разговаривает…
- Профилактика нарушений письменной речи будущих первоклассников.
- Играя, грамоту закрепляем.
- Памятка для родителей будущего первоклассника.
- Сенсорная интеграция в детском саду
- Обогащение словаря старших дошкольников
- Как мы учимся красиво говорить
- Что изменилось?
- В феврале мы узнаём
- Фонематический слух- основа успешного обучения в школе. Консультация для родителей.
- Как самостоятельно проверить фонематический слух ребёнка и способствовать его формированию дома?
- Вистибулярная сенсорная система и её влияние на познавательно-речевое развитие воспитанников. Из личного опыта.
- Речевое развитие будущего первоклассника
- Онлайн-занятия – шаг в будущее.
- Особенности речевого развития ребёнка раннего возраста
- Палитра ощущений
- Элементы мозжечковой стимуляции в работе логопеда.
- Палитра ощущений
- Наша группа начала работу
- Итоги уходящего месяца…
- ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-5 лет).
- Мы растём и узнаём новое
- Как расширить словарный запас ребёнка в 3-4 года?
- От буквы до ДОМА СОВЫ
- Учимся сочинять сказки
- Мастерская буквы Д
- Памятка для родителей на время летнего отдыха
- Телесные практики в формировании речи дошкольника
- Инклюзивный интенсив – это…
- Инклюзивная история «Изумрудного города». Как это было…
- Ещё раз о ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКЕ…
- Формы работы учителя - логопеда и педагога - психолога с родителями обучающихся в условиях инклюзивного образования.
- Ксензик сайт- Фразовый конструктор для дошкольников
- Нужно-ли учить ребёнка говорить в три года?
- «Изумрудный город» для дошкольников
- Хранительница сказок в гостях у «Сочиняйки»
- Итоги уходящего учебного года 2022-2023
- Что ждёт нас в новом учебном году
- Важные моменты в нашей группе
- Компьютерные игры для развития речи
- Сочиняйка –это….
- Как влияет неправильный прикус на развитие речи?
- Все страницы
Очень часто у детей, имеющих речевые нарушения, встречается неловкость в движениях, неуклюжесть. Именно это является признаком проблемы в работе мозжечка и стволового отдела мозга. Нарушение связи между мозжечком и лобными долями мозга является причиной замедления формирования речи, интеллектуальных и психических процессов. Именно эти характеристики являются признаком того, что у ребенка имеются проблемы в работе мозжечка и стволового отдела мозга. Нарушенная связь между мозжечком и лобными долями мозга приводит к замедлению формирования речи, интеллектуальных и психических процессов. Для решения этих задач помогает использование в работе метода мозжечковой стимуляции.
Мозжечковая стимуляция — представляет собой комплекс физических упражнений, которые развивают участки мозга, отвечающие за формирование речи, поведения ребенка. Долгое время считалось, что мозжечок отвечает за равновесие, движение глаз и координацию движений. В последние время роль мозжечка была пересмотрена и ученые пришли к выводу, что мозжечок — это ключ к обучению буквально всему, в том числе и к нормальному интеллектуальному, речевому и эмоциональному развитию ребенка.
Мозжечок имеет связи с другими структурами в головном мозге и его стимуляция активизирует эти области, в том числе лобные отделы, отвечающие за психическое развитие и височные, отвечающие за понимание и за моторную организацию речи. Познавательные и мыслительные навыки можно улучшить через многократное и четко выстроенное выполнение упражнений на равновесие.
В основе коррекционной работы – система тренировочных упражнений на балансировочной доске. Для каждого ребенка составляется индивидуальная программа в зависимости от возраста и особенностей. Важно помнить, что процесс обучения должен быть интересен ребенку, поэтому нужно придерживаться следующих требований:
- не следовать жесткому графику и времени выполнения упражнений: выяснить наиболее подходящее ребенку время;
- не проводим занятия, если ребенок не в «ресурсном» состоянии:
- голоден, (лучше организовать занятия через 1-1,5после еды);
- во время болезни;
- в состоянии раздражения или усталости .
В своей практике мы используем элементы мозжечковой стимуляции, как часть индивидуального занятия. Сюда входят упражнения на равновесие, координацию движений, развитие зрительно-моторной координации на балансировочной доске Бильгоу. Данная доска изготавливается по специальным размерам, имеет специальную разметку для изменения угла полозьев(для усложнения выполнения задания), а так же специальное покрытие, что бы не скользили ноги ребёнка.
Прежде чем приступить к обучающему процессу, ребёнку даётся возможность научиться пользоваться доской: заходить на неё и самостоятельно спускаться, стоять удерживая баланс; сидеть на доске выполняя ритмические движения руками, имитацию различных движений и только потом проговаривать чистоговорки и потешки, раскачиваясь на доске ; потом ребёнок знакомится с мешочками с разным наполнителем и массой, учится действовать с ними находясь на доске: перекидывает с руки на руку, перекладывает мешочки над головой, за спиной, под правым и левым коленом, подбрасывает и ловит мешочки. Аналогично проводятся игры с мячами (мы используем теннисные мячи, а так же большие и маленькие резиновые мячи).
После того, как ребенок овладел навыками работы с доской, начинаем использовать речевые игры и упражнения в зависимости от лексической темы недели и поставленной образовательной задачи с включением мешочков и мячей.
Упражнения на доске для развития речи.
Игра «Качели». «Пропеваем» гласные звуки, медленно перекладывая мяч с одной руки в другую;
Игра «Эхо». Ребёнок повторяет за педагогом слоги, подбрасывая мяч вверх или отбивая от пола; усложнение: проговариваем слова и чистоговорки отбивая мяч от пола одной рукой, ловя другой; подбрасываем и ловим мешочки, подбрасываем и ловим мешочки с хлопками;
Игра «Не ошибись!» Раскачиваясь на балансире, ребёнок должен попасть мячом по расположенным на полу картинкам, где находится автоматизируемый звук в начале, середине или конце слова.
Игра «Посчитай». Раскачиваясь на балансире отбиваем мяч от пола или стены, делим слова на слоги;
Игра «Где находится предмет?» Ребёнок находясь на балансире, должен ударить мячом по картинке, где предмет находится НАД, ПОД, МЕЖДУ и т.п.
Игра «Назови, всё что бывает жёлтым? Квадратным? И т.д.» Ребёнок на балансире ловит мяч и бросает педагогу, называя предметы, обладающие заданным признаком.
Игра «Скажи наоборот». Ребёнок образовывает слова антонимы, перекидывая одновременно два мешочка педагогу и балансируя на доске;
Игра «Разноцветные фантазии» Педагог предлагает ребёнку найти на доске круг зелёного цвета и назвать предметы зелёного цвета, отбивая мяч от этого круга;
Кроме упражнений на балансировочной доске для мозжечковой стимуляции можно выполнять следующие упражнения:
Упражнение «Цапля». Удерживать баланс, стоя на одной ноге меняя положение рук и произнося автоматизируемые звуки, слоги, чистоговорки, предложения;
Упражнение «Скалолаз». Удержание равновесия при ходьбе по лавочке, толстой верёвке, краю мата;
Упражнение «Колбаска». Ребёнку предлагается лечь на спину, вытянуть руки над головой и, переворачиваясь со спины на живот, прокатиться сначала в одну сторону, затем в обратную; усложнение: по хлопку - начинаем движение, по второму хлопку – меняем положение рук и закрываем глаза и произносим автоматизируемый звук;
Упражнение «Каракатица». Ребёнок лёжа на спине, сгибает ноги в коленях, руки кладёт за голову, при этом голова приподнята, по команде начинает движение головой вперёд;
Применение игр и упражнений по мозжечковой стимуляции способствуют:
- улучшению концентрации и внимания;
- повышению выносливости, работоспособности на занятиях;
- улучшению зрительно-моторной координации;
- развитию пространственного восприятия и воображения;
- развитию двигательных способностей: скорости реакции, ловкости;
- развитию всех видов памяти: зрительной, зрительно-пространственной,
звуковой, образной, а особенно двигательной и других;
- развитие восприятия устной и письменной речи;
- развитие интеллектуальных способностей;
- развитие математических и логических способностей;
- развитие способностей к планированию и контролю своей деятельности;
- гармонизация эмоционально-волевой сферы;
- нормализации поведения;
Использован материал: Н.А.Помазкова , О.В.Усманова «Мозжечковая стимуляция, как эффективный метод речевого развития»(авторская разработка) Вопросы дошкольной педагогики .- 2020- №8(35)- с. 54-61
«Логопедические игры и задания»Г.А.Быстрова, Э.А.Сизова, Т.А.Шуйская.- СПб.: Каро, 2004г.