г. Кодинск ул. Михайлова 12 А

 Тел.: +7 (39143) 70185

 Email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Страничка логопеда

 

Очень часто у детей, имеющих речевые нарушения, встречается неловкость в движениях, неуклюжесть. Именно это является признаком проблемы в работе мозжечка и стволового отдела мозга. Нарушение  связи между мозжечком и лобными долями мозга является причиной  замедления формирования речи,  интеллектуальных и психических процессов.  Именно эти характеристики являются признаком того, что у ребенка имеются проблемы в работе мозжечка и стволового отдела мозга. Нарушенная связь между мозжечком и лобными долями мозга приводит к замедлению формирования речи, интеллектуальных и психических процессов. Для решения этих задач помогает использование в работе метода мозжечковой стимуляции.

Мозжечковая стимуляция — представляет собой  комплекс физических упражнений, которые развивают участки мозга, отвечающие за формирование речи, поведения ребенка.  Долгое время  считалось, что мозжечок отвечает за  равновесие, движение глаз и координацию движений. В последние время роль мозжечка была пересмотрена и ученые пришли к выводу, что мозжечок — это ключ к обучению буквально всему, в том числе и к нормальному интеллектуальному, речевому и эмоциональному развитию ребенка.

Мозжечок имеет связи с другими структурами в головном мозге и его стимуляция активизирует эти области, в том числе лобные отделы, отвечающие за психическое развитие и височные, отвечающие за понимание и за моторную организацию речи. Познавательные и мыслительные навыки можно улучшить через многократное и четко выстроенное выполнение упражнений на равновесие.

            В  основе коррекционной работы  – система тренировочных упражнений на   балансировочной доске. Для каждого ребенка составляется  индивидуальная программа в зависимости от возраста и особенностей. Важно помнить, что процесс обучения должен быть интересен ребенку, поэтому нужно придерживаться следующих требований:

  • не следовать жесткому графику и времени выполнения упражнений: выяснить наиболее подходящее ребенку время;
  • не проводим занятия, если ребенок не в «ресурсном» состоянии:

 -  голоден, (лучше организовать занятия через  1-1,5после  еды);

 -  во время болезни;

      -  в состоянии раздражения или усталости .

В своей практике мы используем элементы мозжечковой стимуляции, как часть индивидуального  занятия. Сюда входят упражнения на равновесие, координацию движений, развитие зрительно-моторной координации на балансировочной доске Бильгоу. Данная доска изготавливается по специальным размерам, имеет специальную разметку для изменения угла полозьев(для усложнения выполнения задания), а так же специальное покрытие, что бы не скользили ноги ребёнка.

Прежде чем приступить к обучающему процессу, ребёнку даётся возможность научиться пользоваться доской: заходить на неё и самостоятельно спускаться, стоять удерживая баланс; сидеть на доске выполняя ритмические движения руками, имитацию различных движений и только потом проговаривать чистоговорки и потешки, раскачиваясь на доске ; потом ребёнок знакомится с мешочками с разным наполнителем и массой, учится действовать с ними находясь на доске: перекидывает с руки на руку, перекладывает мешочки над головой, за спиной, под правым и левым коленом, подбрасывает и ловит мешочки. Аналогично проводятся игры с мячами (мы используем теннисные мячи, а так же большие и маленькие резиновые мячи).

После того, как ребенок овладел навыками работы с доской, начинаем использовать  речевые игры и упражнения в зависимости от лексической темы недели и поставленной образовательной задачи с включением мешочков и мячей.

Упражнения на доске для развития речи.

Игра «Качели». «Пропеваем» гласные звуки, медленно перекладывая мяч с одной руки в другую;

Игра «Эхо». Ребёнок повторяет за педагогом слоги, подбрасывая мяч вверх или отбивая от пола; усложнение: проговариваем слова и чистоговорки отбивая мяч от пола одной рукой, ловя другой; подбрасываем и ловим мешочки, подбрасываем и ловим мешочки с хлопками;

Игра «Не ошибись!» Раскачиваясь на балансире, ребёнок должен попасть мячом по расположенным на полу картинкам, где находится автоматизируемый звук в начале, середине или конце слова.

Игра «Посчитай». Раскачиваясь на балансире отбиваем мяч от пола или стены, делим слова на слоги;

Игра «Где находится предмет?» Ребёнок находясь на балансире, должен ударить мячом по картинке, где предмет находится НАД, ПОД, МЕЖДУ и т.п.

Игра «Назови, всё что бывает жёлтым? Квадратным? И т.д.» Ребёнок на балансире ловит мяч и бросает педагогу, называя предметы, обладающие заданным признаком.

Игра «Скажи наоборот». Ребёнок образовывает слова антонимы, перекидывая одновременно два мешочка педагогу и балансируя на доске;

Игра «Разноцветные фантазии» Педагог предлагает ребёнку найти на доске круг зелёного цвета и назвать предметы зелёного цвета, отбивая мяч от этого круга;

Кроме упражнений на балансировочной доске для мозжечковой стимуляции можно выполнять  следующие упражнения:

Упражнение «Цапля». Удерживать баланс, стоя на одной ноге меняя положение рук и произнося автоматизируемые звуки, слоги, чистоговорки, предложения;

Упражнение «Скалолаз». Удержание равновесия при ходьбе по лавочке, толстой верёвке, краю мата;

Упражнение «Колбаска». Ребёнку  предлагается лечь на спину, вытянуть руки над головой и, переворачиваясь со спины на живот, прокатиться сначала в одну сторону, затем в обратную; усложнение: по хлопку -  начинаем движение, по второму хлопку – меняем положение рук и закрываем глаза и произносим автоматизируемый звук;

Упражнение «Каракатица». Ребёнок лёжа на спине, сгибает ноги в коленях, руки кладёт за голову, при этом голова приподнята, по команде начинает движение головой вперёд;

Применение игр и упражнений по мозжечковой стимуляции способствуют:

  • улучшению концентрации и внимания;
  • повышению выносливости, работоспособности на занятиях;
  • улучшению зрительно-моторной координации;
  • развитию пространственного восприятия и воображения;
  • развитию двигательных способностей: скорости реакции, ловкости;
  • развитию всех видов памяти: зрительной, зрительно-пространственной,

      звуковой, образной, а особенно двигательной и других;

  • развитие восприятия устной и письменной речи;
  • развитие интеллектуальных способностей;
  • развитие математических и логических способностей;
  • развитие способностей к планированию и контролю своей деятельности;
  • гармонизация эмоционально-волевой сферы;
  • нормализации поведения;

  

Использован материал: Н.А.Помазкова , О.В.Усманова «Мозжечковая стимуляция, как эффективный метод речевого развития»(авторская разработка) Вопросы дошкольной педагогики .- 2020- №8(35)- с. 54-61

«Логопедические игры и задания»Г.А.Быстрова, Э.А.Сизова, Т.А.Шуйская.- СПб.: Каро, 2004г.