г. Кодинск ул. Михайлова 12 А

 Тел.: +7 (39143) 70185

 Email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Группа «Земляничка» - Традиция группы «Земляничка»

 

   В настоящее время, заботясь о физическом и познавательном развитии ребенка, взрослые зачастую забывают о важности его эмоционально – личностного развития, которое на прямую связано с психологическим и социальным благополучием ребенка. У детей наблюдается недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои эмоции, а также выражать свое эмоциональное состояние. В следствие этого возникают конфликты в группе среди детей, появляются внутриличностные проблемы, которые вытекают в тревожность, гиперактивность, застенчивость, агрессивность, замкнутость. Настроение ребенка во многом зависит от взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Настроение – это душевное состояние. У доброго человека оно может быть светлым, радостным, веселым, как лучики солнца. У злого человека настроение мрачное, сердито, угрюмое. В результате знакомства с удивительным миром настроения, ребенок учится более точно понимать эмоциональное состояние человека, его настроение.

   История зарождения.

   Многие дети приходили утром с плохим настроением (плакали, замыкались, с трудом шли на контакт). Время  шло и я стала замечать что плохое настроение детей может длиться достаточно долгое время. Это вызывало затруднения в проведении педагогического процесса. Эмоциональное развитие – важный показатель развития личности ребенка. Можно научить ребенка управлять своим настроением, но для этого нужно научить его отслеживать свое эмоциональное состояние, правильно его оценивать и стараться плохое настроение изменить в лучшую сторону. Сам ребенок не всегда с этим справиться – нужна помощь взрослого. Поиск путей решения описанной проблемы привёл к созданию «Уголка настроения» в предметно-развивающем пространстве группы.

   Суть традиции:

   Утром, каждый ребенок, приходя в группу размещает свою фотографию на изображении той эмоции, которая соответствует его настроению в данный момент. Позднее, дети рассказывают о своем настроении, делятся новостями, проблемами, либо переживаниями. Работа с "уголком настроения" вызывает эмоциональный отклик и большой интерес у детей. С помощью уголка происходит отслеживание эмоционального состояния ребенка для повышения эффективности воспитательного воздействия и оказание своевременной коррекции и полноценной поддержки развитию личности ребенка, происходит развитие эмпатийных способностей ребенка (способность постигать эмоциональное состояние свое и другого человека), воспитывается эмоциональная отзывчивость и сопереживание.

   Работа с экраном настроения вызывает большой интерес и эмоциональный отклик у детей и является очень эффективным в реализации поставленных задач по развитию эмоциональной сферы дошкольников в детском саду. Я отмечаю для себя деток, которым сегодня необходимо несколько больше внимания и ласки, делая все для того, чтобы их настроение стало лучше. А нашим ребятам пособие позволяет самостоятельно определять свое настроение, учит сопереживать друг другу.

   Основное занятие детей, приносящее им удовольствие – это игра. Соответственно, чтобы иметь хорошее настроение, ребенок должен быть занят чем - то интересным. Для этого у нас в группе есть различный игровой материал.

Пиктограммы. Задача ребенка – по схеме узнать эмоцию, настроение и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций. Остальные дети должны угадать, какую эмоцию переживает и изображает ребенок. Карточки-пиктограммы знакомят детей с эмоциями человека, учат его осознавать свою эмоцию и замечать эмоции других людей.

Игра «Театр настроения».  Показываю картинки с изображением сказочных героев. Необходимо найти и подобрать подходящую маску-эмоцию к предлагаемому сказочному персонажу. Игра научит лучше понимать как свои, так и эмоции и чувства других людей, полезна для хорошего общения.

Игра «Лото настроений». Показываю детям схематическое изображение той или иной эмоции. Предлагаю отыскать в своем наборе животное с такой же эмоцией. Тем самым,  развиваем  умение  узнавать эмоцию по схеме, изображать ее, находить соответствующую в своем наборе картинок.

Настроение в варежках. Для знакомства с разными видами эмоций я изготовила вот такого Антошку с разным настроением (удивление, радость, злость, грусть). Можно такие варежки использовать как сюрпризный момент к занятиям. Детям очень нравится играть с варежками, обыгрывать различные ситуации, сочинять сказки, фантазировать.

   Также в своей работе по улучшению настроения у детей я использую игры на снятие психоэмоционального напряжения.

Упражнение «Зеркало». Передаю по кругу зеркало и предлагаю каждому ребенку посмотреть на себя, улыбнуться и сказать «Здравствуй, это я!». Если ребенок с первого раза затрудняется обратиться к себе в зеркале, стараюсь на этом не настаивать. Прошу передать зеркало следующему ребенку. Такой ребенок тоже требует особого внимания с моей стороны. Так же можно предложить детям показать грусть, удивление, страх, при этом обратить внимание на положение бровей, глаз, рта. После этого упражнения практически у всех детей улучшается настроение.

   Если в группе начинаются ссоры, я применяю упражнение «Ласковые ладошки». Предлагаю детям,  сесть на стульчиках или на ковре друг за другом, и гадить ладошками впереди сидящего ребенка по голове, спине, рукам слегка прикасаясь. Это позволяет снизить эмоциональное напряжение.

«Секретики». Детям, испытывающим эмоциональный дискомфорт, предлагаю отгадать что находится в мешочках. Дети мнут мешочки в руках, переключаются на другую деятельность, уходя таким образом от негативного состояния. Содержимое мешочков меняю время от времени.

   «Уголок настроения» помогает воспитателю добиться больших успехов в проведении занятия, так как, опираясь на эмоциональное состояние ребенка, педагог может найти индивидуальный подход, обеспечивая тем самым лучшее усвоения материала во время занятий. Использование уголков настроения является очень эффективным элементом в работе.

   Работа воспитателя по развитию эмоционально-личностной сферы с использованием «эмоционального экрана» дает высокие результаты. У детей наблюдается рост уровня развития коммуникативных навыков, проявляется способность к сочувствию и сопереживанию окружающим, в группе устанавливается благоприятная эмоциональная атмосфера. 

   Свою практику я представила на межрайонном семинаре в п.Богучаны.

Воспитатель Островская М.М.