г. Кодинск ул. Михайлова 12 А

 Тел.: +7 (39143) 70185

 Email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Музыкальный руководитель

Парамоненко Виктория Алексеевна - Пальчиковые игры в музыкальном развитии дошкльников

Консультация для родителей

«Умные пальчики»

 

                            Подготовила :Музыкальный руководитель Парамоненко В.А.

 

Актуальность использования пальчиковых игр в музыкальном воспитании дошкольников вызвана тем, что они играют очень важную роль в общем развитии ребёнка. Упражнения на развитие мелкой моторики укрепляют мелкие мышцы кисти руки, что, в свою очередь, помогает в игре на музыкальных инструментах, в рисовании, а в дальнейшем в письме, помогают детям отдохнуть, расслабиться на занятии. Разучивание при этом забавных стишков, прибауток развивает детскую память, речь, интонационную выразительность. Дети учатся рассказывать выразительно, эмоционально. При проговаривании потешки разными голосами (высоким, низким, хриплым, писклявым и т.д.) у ребёнка развиваются звуковысотный слух и голос, что очень влияет на развитие певческих навыков. Расширяются представления об окружающем мире (каждая потешка несёт в себе полезную информацию). Напряжённый мыслительный процесс происходит тогда, когда ребёнок пытается ассоциировать движения рук с определённой потешкой. Пальчиковые игры учат детей читать стихи выразительно и эмоционально. Дети развивают творческое мышление, интонационную и эмоциональную выразительность. Развивается интерес к театральной деятельности, чувство ритма, формируется понятие о звуковысотности, об интонационной выразительности, развивается воображение.

 Пальчиковые игры подходят для детей от года и старше. Дети в возрасте от года до трёх лет хорошо воспринимают игры, выполняемые с пальчиками одной руки. От трёх до четырёх лет они уже могут воспринимать игры, где задействованы обе руки. К четырём годам нормально развитый ребёнок должен уметь сознательно выполнять упражнения нужной рукой, оставляя другую руку свободной, тем самым дифференцированно управлять собственным мышечным напряжением и расслаблением.

К старшему возрасту пальчиковые игры помогают развить чувство ритма, формируют понятия звуковысотного слуха и голоса, развивают память, интонационную выразительность и артикуляционный аппарат.

Пальчиковые игры и упражнения – так же уникальное средство для развития детской речи. Они направлены на помощь детям дошкольного возраста в освоении навыков активной речи путём развития мелкой моторики пальцев рук. А проведя взаимосвязь между речью и пением, хочется напомнить слова великого русского певца Ф.Шаляпина: «Хорошо сказанное – наполовину спето».

Многие упражнения содержат элементы психогимнастики, что позволяет учить детей использовать выразительные движения (мимику и жесты), распознавать эмоции (радость, огорчение, страх, удивление и др.), изображать модели поведения персонажей с разными чертами характера, снимать напряжение.

Все подобные игры развивают не только музыкальность ребёнка, его пальцы, речь, но и одновременно формируют многие личные качества – пространственно-образное мышление, чувственное восприятие, творческую фантазию и логику, способствуют развитию внимания и памяти, повышают общий уровень организации ребёнка.

Ценность пальчиковых игр в том, что они не только доступны детскому пониманию, но и в то же время привлекательны, вызывают яркие положительные эмоции.

Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением и без него могут быть использованы и дома, так как не требуют от родителей специальной подготовки.

                                   

                                        Пальчиковые игры

для детей младшего и среднего дошкольного возраста
 

 

Негде зайчику скакать


Раз, два, три, четыре, пять -         Счет ведется с большого пальца, пальцы подняты вверх
Негде зайчику скакать.                 Указательный и средний пальцы подняты вверх и

                                                        разведены, остальные прижаты к ладони. 
Всюду ходит волк,                        Сгибать пальцы поочередно.

волк, волк, 
Он зубами щелк,                           Сжимать пальцы в кулачок и разжимать.
щелк, щелк,                                        
А мы спрячемся в кусты,             Развести пальцы врозь. 
Спрячься, заинька и ты.               Спрятать руки за спину. 

 

Мышонок

 

Сел мышонок на масленок,          Ладонь левой руки накрывает правый кулак
А масленок – липкий гриб.           кулак левой руки вращается вокруг своей оси ,
Посидел на нем мышонок             поелозить ладонью правой руки по кулаку левой 
И прилип, прилип, прилип.          «отрываем» ладонь от кулака, а она держится, плотно

                                                               обхватив кулак левой..

 

 

Медведь в лесу орех нашел

 

 Медведь в лесу орех нашел         Вращение  кулачков перед собой

Хотя искал он шишку.

С орехом он гулять пошел            Шаги  на месте

Наш мишка-шалунишка.

Нашел один, потом второй           Показать  поочередно кулачки

Ну что мне с ними делать?           Пожимать плечами

Решил забавиться игрой

И стал стучать и бегать.                Бег на месте и постукивание кулачком о кулачек

Орехи прятал, доставал,

И снова прятал мишка                  Прятать кулачки за спину и снова показывать

И очень-очень горевал,

Что не нашел он шишку.              Кулачки к щечка и качать головой.

 

Прилетели гули

Прилетели гули,                           Махать руками, как крылышками

Гули-голубочки,             

Сели на головку,                           Положить руки на голову.

На головку дочке.

Ты, моя дочка,

помаши ладошкой.

Кыш-кыш-кыш!                                 Махать кистями рук, «прогоняя гулю».  

 

 

Кот Мурлыка

 

Вот кот Мурлыка ходит,              Лёгкими, свободными кистями рук выполнять движение 

                                                          «кошечка»

Он всё за мышкой бродит.

 Мышка, мышка, берегись,

Ты коту не попадись.                    Погрозить пальчиком

 «А-а-а-ам!»                                   Сделать резкое движение пальцами обеих рук

                                                        и сжать пальцы в кулаки

 

Овечка

 

Вот кудрявая овечка.                    Шевелить растопыренными пальчикам

Шёрстка белая в колечках.          Поочерёдно соединять все пальцы

                                                        с большим в «колечки».

Шёрстка мягкая, густая –

Шубка у овцы такая!                    Выполнять плавные движения кистями с широко

                                                        раздвинутыми пальцами, как «кошечка».  

Раз, два, три, четыре, пять

Раз, два, три, четыре, пять           Загибаем пальчики по одному
Мы во двор пришли гулять.         «Идём» по столу указательным и средним пальчиками
Бабу снежную лепили,                  «Лепим» комочек двумя ладонями
Птичек крошками кормили,         Крошащие движения всеми пальцами
С горки мы потом катались,        Проводим указательным пальцем пр.р. по ладони л.р.
А ещё в снегу валялись.               Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой
Все в снегу домой пришли.          Отряхиваем ладошки
Съели суп и спать легли.              Движения воображаемой ложкой, руки под щёки

 

Мы платочки постираем

Мы платочки постираем,             Тереть кулачком по кулачку

Крепко, крепко их потрём

Мы платочки отожмём.                «Отжимаем бельё».

А теперь мы все платочки            Лёгкие движения кистями вверх-вниз

Так встряхнём, так встряхнём      

А теперь платки погладим,          Кулачком одной руки «гладим бельё» по ладони

Мы погладим утюгом.                  другой

А теперь платочки сложим          Хлопки одной ладошкой по другой.

И на полочку положим.                Положить руки на колени.

 

Пекарь

Пекарь, пекарь из муки                Выполнять движение «печём пирожки».

Испеки нам колобки.              

Да сушки – Ванюшке,                  Соединить большой и указательный пальцы

                                                        на каждой руке отдельно.

Да баранки – Танюшке,                Соединить большие пальцы и указательные.

Да бублики – Гришке,                  Слегка раздвинуть руки в стороны

Да крендель – Маришке.              Раздвинуть руки в стороны. 

 

 

Засолим капусту

 

Мы капусту рубим,                       Резкие движения прямыми кистями вверх и вниз

Мы морковку трём,                       Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, тереть

                                                        кулачки друг о друга.

Мы капусту солим,                       Движение пальцев, имитирующее посыпание

                                                        солью.

Мы капусту жмём.                        Интенсивно сжимать пальцы обеих рук в кулаки.

 

Две тетери

 

Как на нашем на лугу                   Пальцы широко расставлены, лёгкие движения

                                                        вверх-вниз кистями рук, ладонями вниз.

Стоит чашка творогу.                   Соединить перед собой руки, сделав круг.

Прилетели две тетери,                  Помахать кистями рук, как крыльями.

Поклевали,                                     Соединить большой и указательный пальцы

                                                        на обеих руках, как «клюв».

Улетели.                                         Помахать руками

 

Капуста

Что за скрип? Что за хруст?         Сжимать и разжимать пальцы.

Это что ещё за куст?                     Соединить основания ладоней, пальцы –

                                                        «бутоном», покружить ими.

Как же быть без хруста?

Если я – капуста!                           Сделать из пальцев «шар» . 

 

     Снеговик


Мы слепили снежный ком,          Лепим двумя руками комок
Шляпу сделали на нем,                Соединяем руки в кольцо и кладем на голову
Нос приделали и вмиг,                 Приставляем кулачки к носу
Получился снеговик!                    Обрисовываем двумя руками фигуру снеговика                          

 

Шарик

 

Надуваю быстро шарик,               Постепенно раздвигать округлые пальцы.

Он становится большой.              Медленно развести руки в стороны.

Вдруг шар лопнул,                        Хлопок в ладоши.

Воздух вышел,                               Подуть на сложенные ладони.

Стал он тонкий и худой.              Сложить ладони, прижав друг к другу.

 

 

 

 

                        Пальчиковые игры

для детей старшего дошкольного возраста

 

Мы делили апельсин

 

Мы делили апельсин.                     Пальцы обеих рук широко расставлены, соприкасаются

                                                           только кончики одноименных пальцев.

Апельсин всего один.                      Слегка раздвинуть руки и выполнять легкие повороты

                                                           кистями  в противоположные стороны. На слово

                                                           «один» большие пальцы обеих рук прижать к ладоням.

                                                           Остальные пальцы вверх.

Эта долька для кота,                        Загнуть указательные пальцы.

Эта долька для ежа,                         Загнуть средние пальцы.

Эта долька для улитки,                   Загнуть безымянные пальцы.

Эта долька для чижа,                       Загнуть мизинцы.

Ну , а волку кожура.                        Поднять руки вверх и, быстро выполняя движение

                                                           «фонарики», опустить кисти рук вниз.

Он сердит на нас, беда!                   Погрозить пальцем.

Разбегайтесь, кто куда!                   Спрятать руки за спину.

 

Коза

Идет коза рогатая,                          Указательный палец и мизинец- вверх, остальные

                                                          прижать к ладони, причем согнутый большой палец

                                                          сверху.

Идет коза бодатая.                          Указательный и безымянный пальцы- вверх,             

                                                          остальные прижать к ладони.

К ней козленочек спешит,             Пальцы соединить в щепотку, опустить вниз,

Колокольчиком звенит.                  потрясти кистями.  

 

Шаловливые сосульки

 

Шаловливые сосульки                   Складываем ручки щепоткой и острым концом
                                                          показываем вниз по очереди каждой рукой
Сели на карниз.                               Садимся на корточки.
Шаловливые сосульки                   Так же
Посмотрели вниз.                           Наклоняем голову.
Посмотрели чем заняться?            Пожимаем плечами
Стали каплями кидаться.               Взмахиваем кистями рук одновременно
Целый день идет трезвон:
Дили-дили, дили-дон!                    Взмахиваем кистями рук по очереди.

 

Кормушки

 

Мы повесили кормушки,               Поднять руки вверх, пальчиками показать «горку»
В них насыпали зерно.                   Пальцы щепоткой – «сыпем зерно»
Для голодных птиц зимою
Очень вкусное оно.
Прилетайте к нам, синицы,            Загибание пальчиков, начиная с большего
Голубь, клест и воробей!
И, конечно, ждем мы в гости
Красногрудых снегирей.

 

Вырос цветок

 

Вырос цветок на поляне,              Руки в вертикальном положении, ладони прижаты друг

                                                        к другу, развести пальцы и слегка округлить

                                                        их(«бутон»).

Утром весенним раскрыл            Развести пальцы рук.

     лепестки.                                  

Всем лепесткам красоту               Выполнять ритмичные движения пальцами вместе- 

     и питанье                                   врозь.    

Дружно дают под землей             Ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать

     корешки.                                   друг к другу, пальцы развести

 

Иголочка


Вышивает, шьет иголка.               Левая рука раскрыта, в правой «иголка» 
Пальцу больно, пальцу колко.     «Игла шьет» и задевает кончик указательного пальца

                                                         левой руки
А наперсток в тот же миг 
К девочке на пальчик – прыг!      Движение, как – будто надевает наперсток 
Говорит иголке: «Шей!»               «Шьют».
А колоться ты, не смей!                Грозят указательным пальцем

Две сороконожки

 

Две сороконожки                          Все пальцы изображают  движение ног сороконожки

Бежали по дорожке,

Побежали, побежали                    Пальцы правой руки бегут по левой руке, пальцу левой

                                                        руки бегут по правой руке.

И друг дружечку догнали!           Пальцы встречаются на груди.

Так друг дружечку обняли,         Сцепить пальцы в замок. Потянуть сцепленные пальцы

                                                        в стороны.

Что едва мы их разняли.               Расцепить пальцы.

 

 

Играйте с детьми!