г. Кодинск ул. Михайлова 12 А

 Тел.: +7 (39143) 70185

 Email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Музыкальный руководитель

Парамоненко Виктория Алексеевна - Конспект итогового музыкального занятия в подготовительной группе

Конспект итогового  музыкального занятия в подготовительной группе

«Мери Поппинс в школе изящных искусств»

 

Мери Поппинс – музыкальный руководитель

Кот Сэр Людовик – воспитатель

Воспитатель группы

 

 Занавес закрыт. Действие происходит на авансцене. Под музыку в зал заходят дети. В руках у них игрушки. Дети садятся на ковер. Ведут беседу.

Дети: 1. Ну, чем буем заниматься?

            2. Давайте в морской бой играть!

            3. Вчера уже играли…

 Мальчик берет бинокль, смотрит в него.

            4. Что ты там видишь?

            5. Мальчик из соседнего двора идет в школу. С деревьев тихо опадают

                последние листья. Ветер поднялся.

            6. Эх, скучно как-то.

 Слышится шум ветра.

            7. Что это? Что происходит вокруг?

            8. Может это она?

 Кружась, появляется Мери Поппинс с зонтиком в руках.

Мери: Здравствуйте, меня зовут Мери Поппинс. (подходит к пианино, осматривает его) О, пианино Мадам Корри, прошлый век. Замечательно! Тогда давайте еще раз поздороваемся( играет музыкальное приветствие)

 Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте ребята!(движение мелодии в восходящем тоне).

Дети: Здравствуйте!(по ступеням мажорного трезвучия)

Мери: Я вижу, у вас сегодня гости. Давайте и с ними поздороваемся, как вежливые воспитанные дети.

Дети: Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте, гости!

Гости: Здравствуйте!

Мери: Своё имя я вам назвала. А теперь вы спойте мне, пожалуйста, свои имена.

 Песенная импровизация «Как тебя зовут?» (дети поют свои имена).

У ребенка играет мобильный телефон.

Мэри: Выключите,  свою «бубниловку», если это вас не затруднит. Я лично

предпочитаю живую музыку. А знаете ли вы, что такое живая музыка?

Дети: Живая музыка – это та музыка, которую не включают, а исполняют сами.

Мери: А знаете ли вы, что такое музыка?

Дети: 1. Что такое музыка? Может дождик ласковый

           Тихо напевает нам сны своими сказками?

           Может, желтый листопад зашуршал тропинками?

И позвал в осенний сад или в лес с корзинками?

           2. Что такое музыка? Где она нам слышится?

           Тихо речка плещется и тростник колышется?

           Или пчел веселый рой и шмеля жужжанье,

           Озорного ручейка звонкое журчанье?

Мери: Музыка – не просто шум и не только пение:

             В музыке сплетаются чувства, настроения.

             Целый мир добра и зла с былями и сказками

             Музыка рисует нам звуками, как красками.

             А где можно услышать живую музыку?

Дети:  На концерте, в театре, в музыкальной школе.

Мери: Я приглашаю вас в школу изящных искусств, туда, где живет живая

              музыка. Но игрушки придется оставить .

Под музыку дети за Мери идут по залу, выполняют упражнение «Шаг и поскоки».  Занавес открывается. В разных местах зала расположены «классы»- доска или мольберт со всем необходимым для выполнения заданий.

Мери: Мои юные друзья, в этой школе много разных классов, мы зайдем в каждый из них. Это класс музыкальной литература. Здесь висят портреты людей, которые писали замечательную, очень красивую музыку. А как называется человек, который сочиняет музыку?

Дети: Композитор.

Мери: Посмотрите внимательно, есть ли среди этих портретов знакомые вам?

Дети: Да, есть - Петр Ильич Чайковский.

Мери: А какое произведение этого композитора вам известно?

Дети: «Осенняя песня»

Мери: Вслушайтесь еще раз в мелодию «Осенней песни» и вы представите себе и осенний ветер, и дождь, и шелест опадающих листьев, которые  поют свою унылую песню.

Слушание фрагмента «Осенней песни» П.И. Чайковского.

Мери: Какое настроение и чувства вызвала у вас музыка? Почему?

Дети: Природа прощается, готовится к зимнему сну.

Мери: Давайте изобразим движениями то, что услышали в музыке.

            Пантомима (под музыку). Действия детей по тексту.

            По земле тихо бродит осень.                   (дети сидят на ковре).

            Поднимается ветер                 (плавно встают, поднимают руки вверх).

            Начинают шуметь деревья    (взмахи руками вправо – влево,

                                                              произносят «ш – ш – ш»).

            От их движений слетают вниз листья (плавно опускают руки вниз

                                                              вращая кистями, плавно приседают).

            Порывы ветра то затихают, то становятся сильнее.

                                                           (изображают руками движения листьев

                                                 на земле, приозносят «ш – ш – ш»).

            Листья солнцем наливались,

            Листья солнцем пропитались,

            Налились, потяжелели,

                   Потекли и полетели,

                   Зашуршали по кустам,

                   Поскакали по сучкам.

                   Ветер золото кружит,

                   Золотым дождем шуршит.

Мери: Друзья, посмотрите, здесь на столе лежат предметы из разных материалов. Послушайте, как они звучат, и выберите тот материал , звучание которого больше всего напоминает шелест листьев.

Экспериментаторская деятельность детей.

Мери: В любом музыкальном произведении есть самое яркое место, где сила звука растет. И это на музыкальном языке называется «крещендо». (демонстрация музыкального знака). Давайте изобразим шуршание листьев с помощью бумаги. Я буду показывать вот эти музыкальные знаки(«крещендо» и «диминуэндо»).Звучание будет нарастать и затихать.

Творческое задание «Шуршащая музыка».

Мери: Ну что ж ,друзья, мы убедились в том, что в этом классе живет живая музыка. Я предлагая продолжить наше путешествие по школе изящных искусств.

Под музыку дети проходят в следующий «класс», выполняя упражнение «Хороводный шаг».

Мери: Итак,друзья мои, мы с вами в  хоровом классе. И здесь тоже звучит живая музыка.

                   Ничего нет интересней,

                   Чем разучиванье песни!

                   Но, открыв пошире рот,

                   Помни, между прочим-

                   Хорошо не тот поёт,

                   Кто поёт всех громче,

                   И не тот, кому медведь

                   Наступил на уши.

                   Тот научится лишь петь,

                   Кто умеет слушать!

 А чтобы голос звучал звонко и красиво, нужно сначала его подготовить, спеть распевку.

Распевка «Утро» Э. Грига.

Мери: Теперь можно спеть знакомую вам песню. Помните, во время пения нельзя кричать. Как вы думаете, почему?

Дети: Чтобы не болело горло, чтобы не сорвать голос.

Мери: Правильно, ведь человеческий голос – это самый удивительный музыкальный инструмент. А чтобы песня прозвучала более ярко, выразительно, давайте украсим ее музыкальными инструментами.

Песня «Осень, как рыжая кошка».Дети поют и подыгрывают на музыкальных инструментах.

Мери: Прекрасно! Мне очень понравилось ваше исполнение песни.

 Пришло время отправиться в следующий класс и узнать, звучит ли там живая музыка.

Дети за Мери под музыку парами переходят в следующий «класс»

Мери: Итак, мы с вами в классе сольфеджио. Сольфеджио – это пение с

называнием нот.(показывает на доске приготовленные ритмические формы, изображения нот).

                   Эти странные значки

                   Словно быстрые жучки,

                   Поселиться были рады

                   В книжных полках и тетрадях.

                   Называют знаки – ноты,

                   И у них свои заботы:

                   Стали ноты в дружный ряд,

                   Звуки музыки хранят.

Ребенок: Мэри, а почему вот здесь (показывает на рисунок) вместо овалов

 крестики написаны?

Мери: Это значит, что нужно не спеть, а проговорить, прохлопать или  простучать ритм.

                   Ты любую песню вспомни

                   И старательно исполни,

                   И заметишь; звуки в ней

                   Есть короче, есть длинней

                   Если в марше, танце, песни

                   Собрались они все вместе,

                   То тогда мы говорим:

                   Здесь живет волшебник РИТМ.

 Если бы не было долгих и коротких звуков, то мир музыки был бы беден и

 однообразен.

Мы поем, говорим

И во всем слышится ритм.

(проговаривание и похлопывание).

Давайте все вместе прохлопаем считалочку. Цифры- левой рукой, слова – правой, а последнюю фразу обеими руками.

                   Раз, два – мы слова

                   Три, четыре – сочинили.

                   Пять, шесть – их пропеть

                   Семь, восемь – вас попросим.

                   Девять – а мотив к словам

                   Десять – каждый сложит сам.

(проговаривание и похлопывание)

Мери: Друзья, посмотрите, а здесь и вовсе нет никаких знаков. Только строчка. Как вы думаете, какая попевка здесь изображена?

Дети: Ежик и листья.

Мери: Давайте проговорим эту попевку и прохлопаем.

Дети: Собирал листочки еж – В них зарылся, не найдешь.

 Двое детей выкладывают долгие и короткие звуки, и двое детей делают проверку задания.

Мери: Друзья, приведите примеры ритмичного звучания в повседневной жизни. Вспомните, что звучит ритмично.

   Ответы детей

Мери: Правильно, дождь, град, колеса поезда, часы. А еще ритмично стучит

человеческое сердце. Давайте его послушаем.

Элемент психогимнастики (дети прикладывают правую руку к левой стороне груди).

Мери: Ну вот, познакомившись с ритмом мы можем перейти с вами в оркестровый класс. Здесь тоже звучит живая музыка. Только оживает она тогда, когда играют на музыкальных инструментах.

                   Смотри как звуки создают:

                   Чтоб звук вокальный был – поют,

                   А барабана громкий стук –

                   Уже инструментальный звук

                   С седых времен за веком век

                   Их оживляет человек.

Здесь играют дуэтом, трио и целым оркестром. А что такое оркестр?

Дети: Оркестр-это одновременное звучание многих музыкальных инструментов.

Мери: А трио?

Дети: Когда играют три музыканта?

Мери: А что такое дуэт?

Дети: Это когда звучат 2 инструмента

Мери: А какое музыкальное произведение вы бы хотели сыграть оркестром?

Дети: «Шарманку» Д.Д. Шостаковича.

Мери: Тогда займите свои места в оркестре.

 Оркестр ксилофонов  «Шарманка» Д .Шостаковича

Мери: Друзья, а на каких музыкальных инструментах вы бы еще хотели сыграть?

Дети: На скрипке, на барабане, на челесте.

Мери: А в каком произведении звучат эти инструменты?

Дети: «Танец Феи Драже» П.И. Чаковского.

Мери: Прекрасное музыкальное произведение. Я тоже его люблю. Давайте его исполним, вы – на невидимых инструментах, а я буду дирижером.

«Танец Феи Драже» П.И. Чайковского, (невидимый оркестр)

Мери: А знаете ли вы, что музыку можно не только исполнять голосом или

на музыкальных инструментах. Красоту и выразительность музыки можно

передавать еще и движениями. И тогда рождается еще один вид искусства –

танец – живая музыка вашего тела. Давайте войдем в последний класс нашей

школы изящных искусств. Здесь нас встречает балетмейстер Сэр Людовик.

Кот Сэр Людовик: Как все прекрасно в зале этом,

                   Как много собралось гостей!

Мери: Чтоб светским обучить манерам

                  Я привела своих детей

Людовик: Я урок вам бальных танцев

                        В этом зале преподам,

                        Научу я кавалеров

                        Приглашать на танец дам.

Подходит к Мери, показывает приглашение в паре.

 

 Людовик: У хорошего партнера

                    Все обращено к партнеру:

                    И вниманье, и уменье,

                    Вежливость и уваженье!

Мери: Разрешить с собой кружиться,

             Наслаждаться легким танцем

             Я могу…

Людовик: Но согласиться

             Следует лишь с реверансом!(показ детям).

Девочка: Фантастически прекрасно,

                  Развивая платьев веер,

                  Мы хотим кружиться в вальсе,

                  Словно маленькие феи!

Людовик: Танцевать нам так приятно,

                   Ты летишь, как будто птица.

                   Приглашайте, кавалеры!

                   Пусть зажгут улыбкой лица!

Вальс «На прекрасном голубом Дунае» И. Штрауса.

После вальса звучит песня «Цветные сны» Ш. Дунаевского из к/ф «Мери Поппинс ,до свидания». Кот и Мэри раздают детям шары. Кот прощается с детьми и уходит.

Занавес закрывается. Звучит шум ветра.

Мери: Это мой любимый ветер, ветер перемен. Мне пора.

Ребенок: Мэри, куда вы?

Мери: Туда, где я сейчас нужнее.

Ребенок: Ведь вы еще вернетесь?

Мери: Обязательно вернусь.

Ребенок: Когда?

Мери: Когда снова подует ветер перемен.

Под музыку Мэри Поппинс «улетает»

Дети: Как жаль, что все когда-нибудь кончается.

Воспитатель: Ребята , мы будем ждать Мери Поппинс и приходить в музыкальный зал, где звучит живая музыка.

Под музыку дети с шарами выходят из зала.