г. Кодинск ул. Михайлова 12 А

 Тел.: +7 (39143) 70185

 Email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Музыкальный руководитель

Парамоненко Виктория Алексеевна - Родительская гостиная на тему « Приобщение детей к истокам русской народной культуры» .

Родительская гостиная на тему

« Приобщение детей к истокам русской народной культуры» .

                                                               «Русский народ не должен терять своего

                                                                нравственного авторитета среди других народов  

                                                               – авторитета, достойно завоеванного русским

                                                                искусством, литературой. Мы не должны забывать

                                                               о своем культурном прошлом, о наших памятниках.

                                                               Литературе, языке, живописи… Национальные

                                                               отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем

                                                               озабочены воспитанием душ, а не только передачей

                                                               знаний»                                                      (Д.С.Лихачев)

 

   Предварительная работа- анкетирование родителей.

Анкета «Народное искусство в жизни вашей семьи»

                                    Уважаемые родители!

   Для подготовки и проведения родительской гостиной нам необ­ходимо знать ваше мнение о теме предстоящей беседы. Заранее благодарим  за участие в анкетировании.

1. Считаете ли вы тему предстоящего собрания интересной и актуальной?­

2. Какие виды народного искусства вы знаете?

3. Как часто вы читаете ребенку русские народные сказки?

4. Употребляете ли вы в общении с ребенком русские народные
пословицы и поговорки?

5. Какие русские народные промыслы вам знакомы?

6. Поете ли вы ребенку колыбельные песни?

                                      Спасибо за сотрудничество!

   О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Таким образом, приобщение детей к истокам народной культуры является одной из основных задач нашего детского сада.

   Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; реализовывать себя как личность,  любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в устном народном фольклоре (считалки, стихи, потешки, прибаутки).

   Очень важно правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение  к ценностям великой русской народной культуры. В нашем детском саду формирование у детей положительного отношения к  народной культуре осуществляется согласно  перспективно-тематического плана, построенного  на основе парциальной программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой.  Знакомство детей с народным творчеством  происходит  через все виды деятельности ребенка во время пребывания его в детском саду и поддерживается родителями дома, что подтверждает анализ анкет, заполненных родителями. Опрос родителей показал, что  так или иначе в семье ребенка знакомят с русским  устным народным творчеством: читают русские народные сказки,  поют колыбельные песни, загадывают загадки , участвуют в народных празднествах и даже рассказывают о некоторых русских народных традициях. Многие родители поддержали работу  ДОУ по приобщению детей к народным традициям, выразили желание участвовать и помогать в этой работе.

   Ребенок эмоционально реагирует на музыку с первых дней жизни. Приобщение  к истокам русской народной культуры начинается с колыбельной песни, в которой воплощены народная мудрость, традиции, обычаи. Но большинство из нас весьма поверхностно знакомо с культурой своего народа. Как жили русские люди? Как работали?  Как отдыхали? Какие праздники отмечали? Какие пели песни? Ответить на эти вопросы – значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Таким образом, определились направления работы:

   1.Изучение исторического прошлого России и русского народа.

   2. Знакомство с устным народным творчеством.

   3.Расширение знаний детей о народных праздниках и традициях.

   4.Разучивание русских народных  игр.

   5. Поддержание интереса к русским  народным инструментам.

   6. Знакомство с народными промыслами.

   7.Знакомство с историей жизни народов, населяющих Нижнее Приангарье.

   Народные праздники и традиции неразрывно связаны с историей православных праздников, обычаями региона, с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом, играми, в которые играли дети несколько веков назад.

   Уже стало традицией в нашем детском саду славить Осень. Мы знакомим детей с красотой осенних народных традиций и обрядов, рассказываем о том,  как важно  радоваться богатому урожаю и щедрым дарам природы, как важно добросовестно трудиться. Это делает ребят лучше,  чище,  духовно богаче. 

 

   Участвуя в литературно-музыкальной композиции «Путешествие по Ангаре», ребята  на машине времени перенеслись в далекое прошлое. В интересной и увлекательной форме прошло знакомство с бытом и основными занятиями русских людей, населявших Нижнее Приангарье.  Многие дети впервые услыхали слова «ухват», «чугунок», «колыбель», «прялка», «рубиха», познакомились с элементами традиционной русской избы.

   Зима радует нас своими неповторимыми праздниками. В интересной увлекательной форме мы рассказываем детям о праздновании Нового Года, Рождества, Святок  на Руси. Уже стало традиционным в нашем детском саду поздравление Деда Мороза с Днем рождения. Ребята вручают  Дедушке  подарки, приготовленные своими руками.

   С удивлением для себя  ребята узнают, что Дед Мороз и Снегурочка  родились в русских народных сказках. 

   А в Новогодней сказке дети встречаются сразу с несколькими персонажами русского народного фольклора. Это и справедливый Царь Берендей, и хлопотливая Старушка Ледянушка, и Водяной, и, конечно, хитрая и коварная Баба Яга.

 

   Особой атмосферой окутан праздник Рождества. Под мерцание свечей дети слушают рождественские истории, поют колядки с пожеланиями мира, добра, здоровья, достатка на весь год.

   Накануне Масленицы мы рассказываем ребятам об истории  праздника, о традициях празднования Рождества на Руси, разучиваем масленичные приговоры, игры, знакомим с приметами приближения весны. Проводим чтение и обсуждение  русской народной сказки «Как весна зиму поборола».  Широкая масленица украшена своим колоритом – Скоморохи со своими забавами, традиционные народные масленичные игры с пением, катание на карусели, сжигание куклы-масленицы, ароматные блины.

   И вот еще не отшумели злые вьюги, а мы с ребятами разучиваем веснянки, заклички, хороводы, готовясь  к встрече Весны и прилету птиц.

   По своей направленности наша работа является светской. Наряду с традиционными средствами воспитания и обучения она предполагает широкое использование богатого духовного опыта русского православия, но без введения религиозного образования детей как такового. Мы знакомим детей с красотой обряда, рассказываем о том, как бабушки и дедушки встречали весну, какими способами умели красить яйца, как важно любить друг друга и уважать старших, как нужно радоваться красоте вокруг себя. Это делает ребят лучше, чище, духовно богаче.  Рассказывая о традиции народных гуляний,  разучиваем хороводы и загадки о березке ,о лете. По старинному русскому обычаю на Троицу мы украшаем березку яркими ленточками, загадываем желания и, прикасаясь к ее стволу, просим здоровья, мальчики - силы, а девочки - красоты.

   В праздник Ивана Купала рассказываем ребятам  старинное поверье о том, что в этот день в лесу зацветает волшебный цветок. А под тем цветком диковинным  клад спрятан. И оберегает его Кикимора лесная. Найти клад и справиться с проделками Кикиморы могут только те, кто ценит дружбу – главное богатство в жизни каждого человека. Верным друзьям придет на помощь добрый Лесовичок и вся природа. 

   В течение всего учебного года на музыкальных занятиях с детьми слушаем и разучиваем русские народные песни. Обращаем  внимание детей на виды фольклорных песен: лирических, плясовых, шуточных, игровых. Хореографические навыки детей приобретаются в элементарных играх, хороводах, плясках. Проводим начальное  обучение игре на музыкальных инструментах :  свистульках, ложках, бубне, коробочке, колокольчиках, трещотках, рубеле. Знакомим детей с русскими народными песнями в исполнении прославленных исполнителей народной песни, со звучанием русских народных инструментов: гуслей, гармони, балалайки, колокольчиков,  рожка, трещотки, жалейки. Дети слушают игру оркестров русских инструментов, солистов-инструменталистов, произведения в исполнении народных хоров. Очень полюбился детям Праздник русской балалайки. 

   Еще одной  продуктивной формой работы с детьми, помогающей прививать любовь к народной культуре стали инсценировки сказок, где дети становятся не только зрителями, но и непосредственными участниками театрализованных постановок.

   В заключении хочется сказать, что какими бы высокими художественными особенностями ни обладали образцы народного искусства, их воздействие на детей во многом будет зависеть от умения педагога, воспитателя и родителя пробудить интерес к народной культуре.

   Именно такой представляется мне и моим коллегам - педагогам нашего детского сада стратегия приобщения детей к русской народной  культуре, как основа его любви к Родине.

   Приобщая детей к истокам русской национальной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка. Народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.

Музыкальный руководитель Парамоненко В.А.