г. Кодинск ул. Михайлова 12 А

 Тел.: +7 (39143) 70185

 Email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Музыкальный руководитель

 

   Первые чувства патриотизма. Доступны ли они в дошкольном возрасте? Да, дошкольнику доступны чувства любви к своей семье, родному краю, городу, родной природе. Это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе повседневного целенаправленного воспитания. На современном этапе воспитание будущего гражданина - патриота своей страны становится очень актуальным и особенно трудным, требуя большого такта и терпения.

   В современных условиях наступления «массовой культуры» становится актуальной, довольно острой проблема сохранения, а порой и возрождения национального самосознания, осознания принадлежности к своему народу, к своим корням, воспитания духовно богатой личности. Если мы хотим воспитывать в наших детях высокую нравственную культуру, доброту, любовь и уважение к самому себе, к другим людям, то всё лучшее, что создано веками нашими предками, мы должны возвратить подрастающему поколению. Чтобы наши дети знали и помнили, как жили их деды и прадеды, не были «Иванами, не помнящими родства». Именно поэтому текущий 2022 год объявлен Годом культурного наследия народов России с целью популяризации народного искусства, сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей Российской Федерации. В нашей стране проживает более 190 народов, каждый из которых богат своим уникальным культурным наследием и традициями. Универсальное значение понятия «Культурное наследие» включает не только материальные движимые и недвижимые объекты – памятники архитектуры, музейные, архивные и библиотечные фонды, произведения искусства, но и нематериальное культурное достояние, выраженное в родном языке, фольклоре, традициях, праздниках и обрядах, памятных и исторических датах, народных промыслах и ремеслах.

   Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя, как личность любящую свою Родину, свой народ и всё, что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают народные нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки.

   Задача взрослых – педагогов и родителей - донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать ребятишек в национальных традициях. Для этого необходимо обратиться к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь русского народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков. А народный танец, песня, музыка, должны стать частичкой жизни ребенка. На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Слушая сказку, получают представления о добре и зле. Рассматривая произведения декоративно – прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствие от ярких жизнерадостных цветов. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, приучают детей быть честными и правдивыми.

   Народная культура – это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, раскрывает творческие способности каждого ребенка, формирует общую духовную культуру.

   В нашем детском саду приобщение детей к ценностям народной культуры начинается с малых лет. Ежедневно педагоги наполняют жизнь ребятишек потешками, прибаутками, скороговорками, считалками, народными играми, попевками, инсценированием песен и волшебных сказок. А Программа воспитания, реализуемая в детском саду, предусматривает проведение ярких, запоминающихся фольклорных праздников и развлечений. Детские впечатления неизгладимы. К счастью, детство – это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры. Так, в течении учебного года традиционно мы проводим с ребятами ярмарки, День рождения берёзки и праздник Ивана Купала, праздник балалайки, Рождество и Масленицу, Спас и встречу жаворонков. В интересной и увлекательной форме знакомим детей с бытом и основными занятиями людей, населявших Нижнее Приангарье.  Многие дети впервые слышат слова «ухват», «чугунок», «зыбка», «прялка», «рубиха», знакомим с элементами традиционной русской избы. Рассказывая о традиции народных гуляний, разучиваем хороводы, заклички, загадки. По старинному русскому обычаю на Троицу мы украшаем березку яркими ленточками, загадываем желания и, прикасаясь к ее стволу, просим здоровья, мальчики - силы, а девочки - красоты.  В праздник Ивана Купала рассказываем ребятам старинное поверье о том, что в этот день в лесу зацветает волшебный цветок. А под тем цветком диковинным клад спрятан. Найти клад могут только те, кто ценит дружбу – главное богатство в жизни каждого человека.

   Дети очень доверчивы, открыты. А народное искусство своей гуманностью, жизнеутверждающей основой, яркостью образов и красок вызывает у детей хорошее настроение. Их веселит мягкий юмор потешек, успокаивает колыбельная песня, вызывает смех, улыбку задорная пляска, музыкальные игры, хороводы. И всё это обеспечивает «психологическую разгрузку». В результате уходит тревожность, страх, угнетенное состояние. Появляется спокойствие, чувство защищенности, уверенности в себе, своих силах, ощущение радости.

   Наряду с этим, приобщение детей к семейно – бытовым традициям, обычаям, уважению и почитанию старших, к секретам взаимного уважения и «семейного лада» должно начинаться в семье. Ведь главный воспитатель ребенка – это семья. Папа и мама – самые близкие и убедительные «образцы», с которых маленький человечек берёт пример, которым подражает, по которым он строит своё поведение. С чего необходимо начинать? Конечно, с самого дорогого, с близких и родных, с самого ребёнка. Очень полезно рассматривать с детьми семейные альбомы. Воспоминания… они есть у каждого человека, большого и маленького. И копятся они не только в памяти, но и в семейном альбоме – символе времени. Листая семейный альбом вместе с ребёнком, можно показать ему даже отрезок времени, когда вы сами были маленькими, а ваши родители были такими же как вы, и бабушка была просто – мамой! Не упускайте возможность лишний раз пообщаться с ребёнком. Чаще рассматривайте фотографии из семейного альбома.

   Сохранение во многих семьях обычаев и традиций, которые передаются из поколения в поколение, своеобразие семейных и родственных отношений являются хорошим средством передачи семейного житейского опыта детям и в целом положительно влияют на личность ребёнка.

   Ведь не даром старинная народная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Перед педагогами и родителями стоит непростая задача – донести всю глубину понятия «патриот, гражданин Отечества» до маленького человека, привить ему любовь к Родине. Мы призваны сохранить свою духовность, выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, научить их любить не придуманную Родину, а такую, какая она есть. Каждый из нас знает: любить и беречь можно только то, что чувствуешь, понимаешь. А что может сегодня заинтересовать ребенка яркостью восприятия, чистотой, искренностью, красотой, глубоким содержанием? Это многовековая история и культура нашей Родины.

                                                Подготовила: музыкальный руководитель Парамоненко В.А.