г. Кодинск ул. Михайлова 12 А

 Тел.: +7 (39143) 70185

 Email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Музыкальный руководитель

 

   Современная наука признает раннее детство как период, имеющий огромное значение для всей последующей жизни человека. Результаты нейропсихологических исследований доказали, что человеческий мозг имеет специальные разделы, ответственные за музыкальное восприятие. Из этого следует, что музыкальные способности – часть нашего биологического наследия. «Начать использовать то, что даровано природой, необходимо как можно раньше, поскольку неиспользуемое, невостребованное извне атрофируется…», как говорил профессор В.М. Бехтерев. А влияние же музыки на эмоциональное состояние человека давно закрепило первые позиции среди других видов искусств.

   В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни.

   Музыка для детей раннего возраста - это источник детской радости. Ребёнок открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой первичный творческий потенциал.

   И не случайно раннее музыкальное развитие – одно из направлений Программа психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей раннего возраста «Расти здоровым, малыш!», реализуемой в нашем детском саду. Опираясь на многолетний опыт работы с детьми раннего возраста, используя методики раннего музыкального развития ведущих педагогов- специалистов, была создана уникальная программа для наших малышей. Ядром нашей программы является положение о том, что наилучшей для музыкального развития и обучения малышей является среда, где дети, родители и педагоги активно участвуют в музыкальной деятельности. Используя музыкально - игровую развивающую среду как средство развития, педагоги и родители содействуют обогащению сенсомоторного эмоционально-творческого совместного опыта детей как предпосылок их успешного общего, музыкального и социального развития.

   В предлагаемой программе музыкальное развитие является не только целью, но средством общего и социального развития детей раннего и младшего возраста. А цель нашей работы проста и понятна - способствовать умственному, физическому, социальному и эстетическому развитию детей раннего и дошкольного возраста средствами музыкального воспитания. Реализация поставленной цели видится нам через обеспечение преемственности между семьёй и детским садом, где музыкально – игровая деятельность является средством общего и социального развития, способом сохранения творческого контакта между родителями и ребёнком.

   Технология музыкального обучения и воспитания базируется на игровых методах и сочетании музыкальной деятельности с другими направлениями воспитательной работы с детьми, что обеспечивает общее, социальное и эстетическое развитие малыша в процессе занятий.

   Организация музыкальных занятий происходит в разнообразных формах: в форме сюжетно – тематических музыкальных занятий, комплексных занятий.

   Направлениями работы по программе являются:

* «Игры на общение» (коммуникативные, хороводные)

* Пальчиковая гимнастика

* Игры - потешки

* Игры – массаж

* Игры - катания

* Игры с предметами

* Игры с подражательными движениями

* Игры с ловлей

* Игровая гимнастика

* Хороводные игры и танцы

* Развитие речи (в процессе пения и логоритмических игр)

* Развитие музыкально-слуховых представлений

* Слушание музыки

* Игра на шумовых и звуковысотных инструментах.

* Музыкально-дидактические игры

   Кроме очевидного развития музыкальности раннее общение с музыкой имеет и другие побочные эффекты. Это и общее психическое развитие, личностное, физическое и когнитивное развитие. Музыка оказывает важнейшее влияние на формирование личностных качеств растущего человека. Раннее музыкальное развитие благотворно влияет и на физическое развитие ребенка. В песнях и играх под музыку у детей развиваются и координируются движения. Кроме того, встреча с прекрасной музыкой способствует познавательному развитию малыша. Ребенок запоминает понравившуюся мелодию, ассоциирует ранее услышанные напевы с ситуацией, а восприятие музыки требует от детей концентрации внимания.

   Восприятие музыки - это активная деятельность, а не пассивное слушание, как полагают многие родители. Развитие музыкального восприятия подразумевает развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. Первое, на что реагирует ребенок, это интонация в музыке, в песне. С первых месяцев жизни малыш начинает улавливать интонации окружающих его людей, что тесно связано с общим развитием речи. Попробуйте одно и тоже выражение или слово произнести с разной интонацией, и вы заметите, что малыш по-разному реагирует на одинаковые слова.

   Для ребенка 1-2 года жизни интонации в музыке достаточно для осознания музыкального образа. Именно поэтому в раннем возрасте рекомендуется петь и разучивать с ребенком песни, где важными являются интонации вопроса, ответа, восхищения, печали, радости. А вот для ребенка 3-го года жизни интонации музыки недостаточно. Ему уже необходимо разбираться в таких элементарных средствах музыкальной выразительности как тембр и сила звучания музыки. В этом возрасте малыши проявляют интерес к музыкальным инструментам и даже пытаются осваивать способы звукоизвлечения. Поэтому необходимо чтобы ребенок имел доступ к разным музыкальным инструментам: духовым (дудочка, свирель), ударно-клавишным (детское пианино, металлофон, ксилофон), ударным (бубен, барабан), струнным (балалайка). Знакомство с такими инструментами позволит детям различать тембры разных музыкальных инструментов, тем самым развивая музыкальный слух. Кроме того, не следует забывать, что любые предметы, с помощью которых ребенок может производить какие-либо звуки, не должны исключаться из поля деятельности ребенка. Сюда относятся погремушки, колокольчики, ложки, посуда. Не стоит ограничивать звукотворческую деятельность ребенка только потому, что взрослые не переносят громких звуков.

   Раннее музыкальное образование подразумевает не только знакомство ребенка с инструментами и музыкой, но и общее развитие психики малыша. Малыши 2-3-х летнего возраста очень впечатлительны и у них сильно развита подражательность, а мама для малыша – образец для подражания. И, если что-то делает мама, то и малыш, в конце концов, повторит за ней. Вместе с этим проходит процесс обучения и самой мамы. Ведь не секрет, что современные родители просто не знают, во что можно играть с своим ребенком, с помощью чего можно развить его музыкальные способности, а, главное, зачем это нужно малышу.

   Ребенок раннего возраста отличается недостаточной уравновешенностью нервных процессов, поэтому он быстро утомляем. Преобладание процесса возбуждения над торможением в этом возрасте приводит к тому, что ребенок не может находиться долгое время без дела, поэтому на занятии не может быть незаполненного времени. Одно действие должно сменять другое. Но для того, что ребенок не переутомился, активные действия должны чередоваться со спокойной деятельностью.

   Движение должно всегда сочетаться с музыкой, например, в танцах для малышей, в подвижных играх с песенками и пальчиковых играх, в детской гимнастике и игре на детских и шумовых инструментах.

   Подвижные, пальчиковые и ролевые игры, звукоподражания и игра на детских шумовых инструментах, гимнастика под музыку и пение – необходимый вид деятельности для малышей. В таких играх с другими детьми и взрослыми ребенок использует и развивает многие свои способности. Улучшается его общее физическое развитие, укрепляется мышечный корсет, формируется осанка. Развивается музыкальный слух, ритм и музыкальная память. Формируются навыки вербального и невербального общения. Ребенок учится принимать решения, добиваться взаимопонимания, идти на компромиссы, он развивается эмоционально, у него формируется готовность и умение действовать в коллективе. Развиваются навыки мелкой и крупной моторики, а, также зрительные слуховые, тактильные способности к восприятию.

   Музыкально-ритмическая деятельность, по мнению специалистов, имеет и еще особую важность благодаря формированию ускоренного обмена информацией между левым и правым полушариями мозга. Процессы восприятия, распознавания, мышления, принятия решений возможны только благодаря воздействию двух полушарий, каждое из которых имеет свою специализацию.

   В конце прошлого века ученые установили, что занятия музыкой в детстве положительно влияют на формирование физиологических и анатомических структур мозга и, прежде всего, на обмен информацией между полушариями.

   Многолетние исследования зарубежных психологов показали, что дети, занимающиеся музыкой, опережают своих сверстников в интеллектуальном, социальном и психомоторном развитии. Исследователями также отмечено заметное влияние музыкально-ритмических игра на формирование у детей хороших способностей к восприятию информации и способности концентрировать внимание.

   Музыкальные занятия являются эффективным средством для социальной адаптации ребенка, укрепления положительного эмоционального контакта между взрослым и малышом, а также прекрасной подготовкой для дальнейшего обучения.