г. Кодинск ул. Михайлова 12 А

 Тел.: +7 (39143) 70185

 Email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Музыкальный руководитель

 

В теплой творческой атмосфере 8 февраля на базе нашего детского сада состоялся Фестиваль народной игры «Большая игротека», в рамках районного методического объединения специалистов художественно-эстетической и физкультурной направленности. Почему мы вновь и вновь мы обращаемся к теме русской народной игры, классификация русских народных игр, роль педагога в организации игр – эти и другие темы обсуждались в ходе методического мероприятия.

В детском саду приобщение детей к народной культуре начинается практически с самого раннего возраста. Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, является необходимым условием для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности, имеет решающее значение в становлении основ личности и дальнейшем её развитии.

Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития.

Вместе с тем, на игры можно посмотреть, и с точки зрения педагогики и психологии, как средства образования и воспитания. В дополнении ко всему, это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную составляющую нашей жизни. Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал именно таким образом, через игру.

Создание благоприятной творческой атмосферы – народная музыка, костюмы, шапочки, атрибуты – всё это в игре настраивает детей на создание индивидуального изображаемого образа.

Развитие ребенка идет от движения и эмоции к слову. Поэтому вполне естественно, что дошкольникам легче выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела. Особенно интересные и выразительные пластические образы возникают под влиянием музыки. Различные по настроениям и характеру народные произведения стимулируют развитие фантазии и воображения ребенка, помогают творчески использовать пластическую выразительность.

Игра – это ещё и деятельность, с помощью которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Единая цель, совместные усилия к её достижению, общие интересы и переживания сближают играющих детей, формируют у них целеустремлённость.

Играя, ребёнок начинает чувствовать себя членом коллектива, учится справедливо оценивать поступки товарищей (не допел до конца – нарушил правило и т.д.). И задача взрослого здесь – дать правильное направление, которое способствовало бы формированию добрых чувств, основанных на дружбе, доверии, справедливости, взаимной выручке и ответственности.

Опираясь на многолетний опыт, музыкальные руководители отметили, что особую ценность имеет сочетание пения с танцевальными движениями, но надо учитывать, что пение несовместимо с резкими, быстрыми движениями, поэтому целесообразно использовать песни спокойного, плавного характера (главным образом, русские народные хороводы, игры). Эти песни поют без музыкального сопровождения, они имеют простую мелодию, развивают правильное дыхание, дикцию.

Инструкторы по физической культуре, исходя из специфики своей работы с дошкольниками подчеркнули, что подвижные игры — важнейшее средство физического воспитания детей. Они всегда требуют от играющих активных двигательных действий, направленных на достижение условной цели, оговоренной в правилах. Основной особенностью двигательных (подвижных, моторных) игр является их соревновательный, творческий, коллективный характер. В них проявляется умение действовать за команду в постоянно изменяющихся условиях.

Народная игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, которая, безусловно, является средством обучения и воспитания дошкольников.

Игры, созданные на протяжении веков, стали подлинной сокровищницей народа. Они впитали опыт и творческие находки сотен поколений и несут их новым поколениям.

Многие народные игры до нас дошли благодаря исследованиям известных педагогов, музыкантов, этнографов. К.Д. Ушинский, Е. А. Покровский, Г. А. Виноградова призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков оригинальность, народный колорит обычаев, своеобразие языка. В игры с одинаковым названием по-разному играли в разных регионах страны. Так можно встретить несколько вариантов игр «Золотые ворота», «Карусели», «Заря-заряница». Они могут отличаться правилами или литературным текстом, передавая уникальность и самобытность того или иного региона. Такое разнообразие позволяет не только познакомиться с игрой, но и использовать её в разных вариантах. И каждый новый вариант будет помогать поддерживать интерес детей к игре.

Каждая игра как драгоценная бусина, прошла вековую огранку. Они радуют своей красотой и детей, и взрослых.

 Народные игры интересны и актуальны и в настоящее время. Дети с большим удовольствием, а самое главное, с пользой играют в них. Именно поэтому мы вновь и вновь возвращаемся к народным играм.

В ходе Фестиваля, который прошел под девизом «Научу за пять минут», каждый педагог- участник познакомил присутствующих с одной или несколькими русскими народными играми. Но, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, и чтобы научить других, нужно уметь самому. Поэтому педагоги, как дети, играли в подвижные, хороводные, обрядовые, сезонные русские народные игры, на практике знакомясь с правилами и особенностями их проведения. Так были представлены игры «Две подружки Катеньки», «Козлик», «Дударь», «Плетень», «Шишки, желуди, орехи», «Курочка-хохлатка», «Ниточка-иголочка», «Летели две птички», «Платки», «Зимушка-зима», подборка масленичных игр.

Народные игры разнообразны и универсальны, а потому могут быть использованы в занятиях, на праздниках и развлечениях, на прогулках, в помещении и на улице. Ведь есть игры простые, переходные, командные, обрядовые, сезонные, подвижные и малой подвижности. Участники Фестиваля обратились к классификации В. Кудрявцева, разделив игры по разным направлениям взаимодействия. Условно обозначив каждую группу игр определённым цветом, и представив каждую игру, как драгоценную бусину, в конце Фестиваля любовались ожерельем самоцветным, собранным музыкальными руководителями, инструкторами по физической культуре, воспитателями ИЗО нашего района. По итогам Фестиваля каждый участник получил в свой педагогический багаж электронный сборник «Большая игротека», в который вошли описание и видео игр, представленных на мероприятии.

                                                   Подготовила: музыкальный руководитель Парамоненко В.А.