Музыкальный руководитель
- Парамоненко Виктория Алексеевна
- Подарок для Солнышка
- Консультация для родителей Музыка летом
- В нашей группе новоселье
- Сценарий осеннего развлечения
- Сценарий осеннего утренника для ср.гр.
- Сценарий осеннего утренника для подготовительной группы
- Маска, кто ты? Маска, я тебя знаю!
- ЗАЯЧЬЯ ИЗБУШКА Сценарий новогоднего утренника для младших дошкольников
- СЦЕНАРИЙ Новый год в цирке
- Приключения Пружинки или За пять минут до Нового года
- Сказки - шумелки
- Пальчиковые игры в музыкальном развитии дошкльников
- Конспект итогового музыкального занятия в подготовительной группе
- Литературно –музыкальная композиция в ряду социальных практик в образовательных учреждениях как образовательный и воспитательный ресурс
- Портфолио
- Родительская гостиная на тему « Приобщение детей к истокам русской народной культуры» .
- Мери Поппинс в гостях у ребят
- Солнечный «Музей необычных вещей»
- У природы нет плохой погоды
- Раскрасим небо красками!
- Рабочая программа по музыкальному воспитанию
- Осень
- Собирайся, народ! Всех ярмарка зовёт!
- Хоровод дружбы
- Конкурс детской театральной игрушки
- С Днём рождения, Дед Мороз!
- Надевай поярче маску! Забегай скорее в сказку!
- Когда ёлка зажигает огни
- В нашей горнице святки
- Неделя театра в детском саду
- Роль театральной деятельности
- С днём 8 Марта, с праздником весны!
- Театральный фестиваль «В мире сказок».
- Радуга Желаний – радуга мечты
- Всем березка нравится, ведь она – красавица!
- Забавы на Ивана Купала
- Беседы с родителями по музыкальному воспитанию детей
- Игры, шутки и веселье в день осенний, в Новоселье!
- Дарите музыку друг другу!
- Беседы с родителями по музыкальному воспитанию детей 1
- Беседа праздничная
- Время сказочных чудес
- Зачем Вашему ребёнку музыка
- Танцевать – это полезно!
- УРА!!! ИГРА!!!
- Музыкальный калейдоскоп
- Сидим дома с пользой
- Салют Победе!
- Игры с детьми в летний период
- С Днём рождения, Дедушка Мороз!
- Новые формы работы, продиктованные временем.
- Сказочный и добрый Новый год
- Участие дошкольников в интернет – конкурсах как одна из форм дистанционного обучения в детском саду.
- Коляда, коляда, отворяй ворота!
- Все мы музыканты
- Самый добрый, нежный праздник.
- Весенние встречи
- Наши руки не для скуки
- Под звуки прощального вальса…
- Музыкальные всезнайки
- Почему важно детям петь колыбельные?
- Открытие «Дома Совы»
- Современный детский сад – современные формы работы.
- Использование элементов геймификации для активизации познавательной деятельности дошкольников
- Солнечные лучики талантов
- Воспитываем маленького патриота
- Малыш и музыка, или Что? Зачем? и Почему?
- Сказочный и добрый Новый год
- Поликультурное воспитание как одна из форм нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
- Фестиваль русских народных игр «Большая игротека»
- Театр дома
- 10 причин учить ребёнка музыке.
- Под парусом детства
- Дело было в сентябре
- Одна неделя из жизни детского сада. Праздник игрушки
- Как мы осень провожали
- Фестиваль-выставка русских народных игрушек
- Я накину шаль на плечи…
- Пойте на здоровье! или Несколько советов родителям.
- Все страницы
Родительская гостиная на тему
« Приобщение детей к истокам русской народной культуры» .
«Русский народ не должен терять своего
нравственного авторитета среди других народов
– авторитета, достойно завоеванного русским
искусством, литературой. Мы не должны забывать
о своем культурном прошлом, о наших памятниках.
Литературе, языке, живописи… Национальные
отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем
озабочены воспитанием душ, а не только передачей
знаний» (Д.С.Лихачев)
Предварительная работа- анкетирование родителей.
Анкета «Народное искусство в жизни вашей семьи»
Уважаемые родители!
Для подготовки и проведения родительской гостиной нам необходимо знать ваше мнение о теме предстоящей беседы. Заранее благодарим за участие в анкетировании.
1. Считаете ли вы тему предстоящего собрания интересной и актуальной?
2. Какие виды народного искусства вы знаете?
3. Как часто вы читаете ребенку русские народные сказки?
4. Употребляете ли вы в общении с ребенком русские народные
пословицы и поговорки?
5. Какие русские народные промыслы вам знакомы?
6. Поете ли вы ребенку колыбельные песни?
Спасибо за сотрудничество!
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Таким образом, приобщение детей к истокам народной культуры является одной из основных задач нашего детского сада.
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; реализовывать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в устном народном фольклоре (считалки, стихи, потешки, прибаутки).
Очень важно правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям великой русской народной культуры. В нашем детском саду формирование у детей положительного отношения к народной культуре осуществляется согласно перспективно-тематического плана, построенного на основе парциальной программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой. Знакомство детей с народным творчеством происходит через все виды деятельности ребенка во время пребывания его в детском саду и поддерживается родителями дома, что подтверждает анализ анкет, заполненных родителями. Опрос родителей показал, что так или иначе в семье ребенка знакомят с русским устным народным творчеством: читают русские народные сказки, поют колыбельные песни, загадывают загадки , участвуют в народных празднествах и даже рассказывают о некоторых русских народных традициях. Многие родители поддержали работу ДОУ по приобщению детей к народным традициям, выразили желание участвовать и помогать в этой работе.
Ребенок эмоционально реагирует на музыку с первых дней жизни. Приобщение к истокам русской народной культуры начинается с колыбельной песни, в которой воплощены народная мудрость, традиции, обычаи. Но большинство из нас весьма поверхностно знакомо с культурой своего народа. Как жили русские люди? Как работали? Как отдыхали? Какие праздники отмечали? Какие пели песни? Ответить на эти вопросы – значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Таким образом, определились направления работы:
1.Изучение исторического прошлого России и русского народа.
2. Знакомство с устным народным творчеством.
3.Расширение знаний детей о народных праздниках и традициях.
4.Разучивание русских народных игр.
5. Поддержание интереса к русским народным инструментам.
6. Знакомство с народными промыслами.
7.Знакомство с историей жизни народов, населяющих Нижнее Приангарье.
Народные праздники и традиции неразрывно связаны с историей православных праздников, обычаями региона, с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом, играми, в которые играли дети несколько веков назад.
Уже стало традицией в нашем детском саду славить Осень. Мы знакомим детей с красотой осенних народных традиций и обрядов, рассказываем о том, как важно радоваться богатому урожаю и щедрым дарам природы, как важно добросовестно трудиться. Это делает ребят лучше, чище, духовно богаче.
Участвуя в литературно-музыкальной композиции «Путешествие по Ангаре», ребята на машине времени перенеслись в далекое прошлое. В интересной и увлекательной форме прошло знакомство с бытом и основными занятиями русских людей, населявших Нижнее Приангарье. Многие дети впервые услыхали слова «ухват», «чугунок», «колыбель», «прялка», «рубиха», познакомились с элементами традиционной русской избы.
Зима радует нас своими неповторимыми праздниками. В интересной увлекательной форме мы рассказываем детям о праздновании Нового Года, Рождества, Святок на Руси. Уже стало традиционным в нашем детском саду поздравление Деда Мороза с Днем рождения. Ребята вручают Дедушке подарки, приготовленные своими руками.
С удивлением для себя ребята узнают, что Дед Мороз и Снегурочка родились в русских народных сказках.
А в Новогодней сказке дети встречаются сразу с несколькими персонажами русского народного фольклора. Это и справедливый Царь Берендей, и хлопотливая Старушка Ледянушка, и Водяной, и, конечно, хитрая и коварная Баба Яга.
Особой атмосферой окутан праздник Рождества. Под мерцание свечей дети слушают рождественские истории, поют колядки с пожеланиями мира, добра, здоровья, достатка на весь год.
Накануне Масленицы мы рассказываем ребятам об истории праздника, о традициях празднования Рождества на Руси, разучиваем масленичные приговоры, игры, знакомим с приметами приближения весны. Проводим чтение и обсуждение русской народной сказки «Как весна зиму поборола». Широкая масленица украшена своим колоритом – Скоморохи со своими забавами, традиционные народные масленичные игры с пением, катание на карусели, сжигание куклы-масленицы, ароматные блины.
И вот еще не отшумели злые вьюги, а мы с ребятами разучиваем веснянки, заклички, хороводы, готовясь к встрече Весны и прилету птиц.
По своей направленности наша работа является светской. Наряду с традиционными средствами воспитания и обучения она предполагает широкое использование богатого духовного опыта русского православия, но без введения религиозного образования детей как такового. Мы знакомим детей с красотой обряда, рассказываем о том, как бабушки и дедушки встречали весну, какими способами умели красить яйца, как важно любить друг друга и уважать старших, как нужно радоваться красоте вокруг себя. Это делает ребят лучше, чище, духовно богаче. Рассказывая о традиции народных гуляний, разучиваем хороводы и загадки о березке ,о лете. По старинному русскому обычаю на Троицу мы украшаем березку яркими ленточками, загадываем желания и, прикасаясь к ее стволу, просим здоровья, мальчики - силы, а девочки - красоты.
В праздник Ивана Купала рассказываем ребятам старинное поверье о том, что в этот день в лесу зацветает волшебный цветок. А под тем цветком диковинным клад спрятан. И оберегает его Кикимора лесная. Найти клад и справиться с проделками Кикиморы могут только те, кто ценит дружбу – главное богатство в жизни каждого человека. Верным друзьям придет на помощь добрый Лесовичок и вся природа.
В течение всего учебного года на музыкальных занятиях с детьми слушаем и разучиваем русские народные песни. Обращаем внимание детей на виды фольклорных песен: лирических, плясовых, шуточных, игровых. Хореографические навыки детей приобретаются в элементарных играх, хороводах, плясках. Проводим начальное обучение игре на музыкальных инструментах : свистульках, ложках, бубне, коробочке, колокольчиках, трещотках, рубеле. Знакомим детей с русскими народными песнями в исполнении прославленных исполнителей народной песни, со звучанием русских народных инструментов: гуслей, гармони, балалайки, колокольчиков, рожка, трещотки, жалейки. Дети слушают игру оркестров русских инструментов, солистов-инструменталистов, произведения в исполнении народных хоров. Очень полюбился детям Праздник русской балалайки.
Еще одной продуктивной формой работы с детьми, помогающей прививать любовь к народной культуре стали инсценировки сказок, где дети становятся не только зрителями, но и непосредственными участниками театрализованных постановок.
В заключении хочется сказать, что какими бы высокими художественными особенностями ни обладали образцы народного искусства, их воздействие на детей во многом будет зависеть от умения педагога, воспитателя и родителя пробудить интерес к народной культуре.
Именно такой представляется мне и моим коллегам - педагогам нашего детского сада стратегия приобщения детей к русской народной культуре, как основа его любви к Родине.
Приобщая детей к истокам русской национальной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка. Народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.
Музыкальный руководитель Парамоненко В.А.