г. Кодинск ул. Михайлова 12 А

 Тел.: +7 (39143) 70185

 Email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Музыкальный руководитель

   Дистанционное обучение дошкольников стало реальностью нашего времени. Изоляция детей и взрослых в связи с распространением коронавирусной инфекции способствовала поиску педагогами новых форм и методов работы с дошкольниками.

   Педагоги – музыканты знают, что в большинстве семей музыкальное воспитание дошкольников сводится к прослушиванию современной, чаще адресованной взрослой аудитории, музыки, которая, как фон, может звучать долгое время в течение дня. Музыкальное развитие в детском саду предполагает непосредственный контакт педагога и ребёнка во время занятия. Дети слушают, смотрят, с какой интонацией педагог говорит, поёт, и повторяют за ним. Музыкальный руководитель, показывая музыкально – ритмические движения, учит ребят правильно их выполнять. Поэтому передо мной, как музыкальным руководителем, встал вопрос, как интересно, доступно, понятно организовать дистанционное музыкальное развитие, как максимально вовлечь детей и родителей в музыкально – творческую деятельность.

   Чтобы осуществлять план работы, я создала группу «МБДОУ «СОЛНЫШКО» МУЗЫКА» в Viber, где размещала материал, составляющий части занятий, проводимых в детском саду. Они охватывали все виды музыкальной деятельности (музыкально – ритмические движения, слушание музыки, пение, игры, танцы, дидактические игры, а так же материалы, расширяющие музыкальный кругозор детей) и дети уже привыкли к ним. Наличие данной группы во многом облегчило проблему передачи обучающих материалов. Старалась подбирать материал для каждой возрастной группы, учитывая возрастные особенности, с учетом интереса детей.

   Дети слушали музыку П. И. Чайковского, М.И. Глинки, С. С. Прокофьева, Д. Б. Кабалевского, М. П. Мусоргского, сопровождаемую фрагментами мультфильмов по одноименным произведениям великих классиков.

   Для двигательной активности детей дома я сделала подборку «Танцуем дома». Данные интерактивные танцы ребята могли исполнять без предварительного разучивания по показу героев видео.

   Вместе с котом Филармоном дети знакомились с инструментами симфонического и народного оркестров. А, участвуя в игре- викторине «Угадай музыкальный инструмент», могли проверить и закрепить свои знания. В ходе увлекательной игры у детей активизировалось слуховое восприятие, они учились узнавать по звучанию музыкальные инструменты и называть их, развивалась память и тембровый слух.

   А как учить ребёнка пению, если мелодии не знаешь? Задача не простая! Для этого я старалась подбирать видео песенок-распевок, повторяя которые дети могли запомнить не сложный текст и повторять мелодию. Вместе с бычком Борькой из полюбившегося мультфильма «Бурёнка Даша» ребята запоминали русские народные и детские песни. Малышей же в мире музыки сопровождала Курочка Пеструшка.

   Конечно, не остались без внимания и праздники -  День России, Международный день защиты детей. Думаю, что особенно детям запомнился песенный марафон ко Дню Победы, «Песни Победы», в котором участвовали дети и родители старших и подготовительных групп.

   Нужно признаться, что дистанционное музыкальное развитие детей - дошкольников возможно, но в небольшой отрезок времени, например, на период самоизоляции. И я, как и все педагоги нашего детского сада, ждала возвращения к нашим обычным занятиям, в стенах родного музыкального зала, где можно вместе петь, играть, фантазировать, сочинять.

   Начиная новый учебный год, было большое желание дать детям то, что невозможно сделать в дистанционном формате – радость сотворчества. И осень – самое благодатное для этого время года. Как передать шуршание осенних листьев с помощью «шуршалок»? А капающий дождик озвучить ладошками? А хлопание крыльев большой птицы с помощью зонтика? А как озвучить завывание ветра? И именно в моменты поиска ответов на свои «Как?» и «Почему?» ребёнок и становится маленьким творцом – музыкантом. Сколько восторга у детей вызывает совместное озвучивание сказок – шумелок, пение под собственное сопровождение музыкальных инструментов! Вот на одном из таких творческих занятий в подготовительной группе и началась история об «ореховой музыке». Мы играли с орешками, передавая их друг другу, создавали «ореховый» оркестр, сочиняли «ореховые» сказки- шумелки. С каким интересом дети слушали отрывок из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского – Корсакова «Белка» и смотрели фрагмент мультфильма.  На одном из занятий, прослушав как звучат кастаньеты, дети пришли к выводу, что стук ореха об орех очень похож на звучание этого музыкального инструмента.

   Нужно заметить, что в нашем детском саду стало доброй традицией приглашать родителей на «День открытых дверей». Новый учебный год не стал исключением. Несмотря на ограничительные меры, связанные с распространением коронавирусной инфекции, было принято решение провести этот день в онлайн-режиме. И наш музыкальный зал гостеприимно распахнул двери для всех родителей, желающих принять участие в творческом процессе детского музицирования.

   Перед началом музыкального занятия вниманию родителей было представлено видео детского мастер - класса, в ходе которого Алёна из группы «Гвоздичка» показывала, как можно сделать кастаньеты из ореховой скорлупы, обучая других ребят.

   Появилась данная практика в процессе наблюдения за детьми. Была отмечена некоторая закономерность: если один ребенок научился что-нибудь делать, необходимое и привлекательное лично для него, то он, как правило, будет делать это по просьбе всех детей в группе. Таким образом, возникла идея организовать такую практику, когда умеющий ребенок мог бы передать свой опыт другим детям, желающим научиться.

   Эта практика стала называться «Детский мастер - класс». Мы постоянно видим, что дети, независимо от возраста, научившись чему-то новому, делятся опытом со сверстниками. Мы решили это использовать в образовательной деятельности. Было определено, что ребенок, который проводит мастер-класс, является — Мастером, а дети которые принимают участие — Умельцами. Основной принцип мастер-класса: «Я знаю, как это сделать, и я научу вас».

   Ну а на музыкальное занятие ребята пришли с изготовленными своими руками кастаньетами и желанием научиться играть на них. И настоящим сюрпризом для детей оказалось «путешествие» на родину этих инструментов – в Испанию, на карнавал. С какой же лёгкостью наши мальчики перевоплотились в мужественных и решительных испанцев, а девочки – в гордых испанок!  А помогли им в этом небольшие элементы костюмов, детский интерес и фантазия, и, конечно, кастаньеты и музыка. В ходе игры - «путешествия» дети познакомились с музыкой и танцами Испании, национальными костюмами, узнали о карнавале, научились играть на кастаньетах, танцевать, воспроизводя чёткий характерный ритм. А когда отзвучала музыка зажигательного карнавала, детей было просто не унять. Почему? Да потому, что они живо делились друг с другом своими эмоциями и впечатлениями, и уже придумывали, какой можно ещё смастерить музыкальный инструмент, чтобы отправиться в новое музыкальное «путешествие». Это и есть непосредственное детское творческое музицирование, когда каждый ребёнок – композитор, сочинитель, «придумыватель» своей неповторимой музыки. И никто из детей не обратил внимание на присутствие видеокамеры в зале во время занятия. А родители, я думаю, смогли увидеть, что не талантливых детей не бывает!

   И в заключение хочу сказать, что проведение Дня открытых дверей в онлайн-режиме – это новая для меня форма работы, продиктованная временем и обстоятельствами, которой ещё предстоит учиться. Надеюсь, что это занятие мне дало возможность выстроить сотрудничество с родителями.  А для родителей - возможность увидеть своего ребёнка в новом свете, испытать гордость за него, увидеть «зону ближайшего развития» своего ребёнка, а так же способ участия в реализации образовательной программы.

                                         

                                                 Подготовила: музыкальный руководитель Парамоненко В.А.