г. Кодинск ул. Михайлова 12 А

 Тел.: +7 (39143) 70185

 Email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Преподаватель ИЗО

 

Консультации по изобразительной деятельности

Основная цель обучения изобразительной деятельности – развитие творческих способностей детей. Впечатления, получаемые ими из окружающей жизни, влияют на содержание этой Страна, в деятельности. В процессе изображения у ребенка закрепляется определенное отношение к изображаемому, уточняются и приобретаются знания об окружающем мире. Во время занятий дети приобретают различные навыки и умения в работе с различными материалами, у них воспитывается способность творчески использовать эти умения в процессе изображения предметов и явлений действительности. Изобразительное искусство является неотъемлемой частью воспитания.

 

Л Е П К А

- Сегодня я хочу начать нашу беседу с лепки.

- Что она дает? Какое значение имеет? (переверните лист бумаги с ).

И.Я. Гинцбург: «В семье изобразительных искусств – лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Это азбука представлений о предмете. Это первое чтение, изложение предмета. В рисовании предмет изображается относительно. Из-за перспективы часто умаляется, а иногда и совершено теряется сущность свойств предмета, главный его смысл. Правильное соотношение частей, отличие главного от второстепенного – тела от приставных частей – все это ясно выражается при изображении предмета посредством лепки».

- Как вы думаете, прочитав эти строки, вы нашли ответ? Тогда давайте продолжим разговор о скульптурном искусстве. Знакомство детей со скульптурой может иметь место во всех возрастных группах. В младших и средних – это в основном предметы декоративно-прикладного искусства и скульптур малой формы. В старшем дошкольном возрасте детей можно знакомить и с монументальной скульптурой.

 

- Какие же знания должны получить дети в условиях дошкольного учреждения?

 

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

 

(От простого проявления интереса мы идем к более сложным вещам, рассматриваем, восхищаемся, оцениваем. Пробежим глазами по тексту и вспомним основные задачи обучения детей лепке).

1 младшая группа - проявлять интерес к народным игрушкам, иметь желание играть с ними.

 

2 младшая группа – не только проявлять интерес к народным игрушкам, но и видеть разнообразие формы, росписи, понимать, что это не игрушка, а предмет для украшения группы.

 

Средняя группа – знать некоторые народные игрушки (дымковская, богородская…), уметь рассказывать о них, уметь показать малую скульптуру, которая находится в групповой комнате, относится к ней, как к произведению искусства; знать, что скульптуру создает скульптор.

 

Старшая группа – знать, из какого материала делают народные игрушки, понимать их выразительные средства (уметь рассказать о форме, пропорциях, движении, дополнительных деталях, которые делают игрушку красивее, интереснее). Уметь внимательно слушать рассказ воспитателя о скульптуре во время экскурсии; узнавать скульптуру на фотографиях, слайдах, включаться в беседу о скульптуре.

 

Подготовительная группа – понимать и любить народную игрушку; знать и различать между собой отдельные промыслы, уметь самостоятельно рассказывать о народной игрушке, ее содержании и выразительных сторонах; знать, какая бывает скульптура (народная, малых форм, монументальная); уметь рассматривать скульптуру (обходя со всех сторон, обращая внимание на выразительные средства).

 

В чем же отличительная особенность лепки?

 

Все виды деятельности формируют самостоятельный подход к поиску новых способов изображения. В процессе лепки при соответствующем обучении способность к поиску нового развивается ярче, так как есть возможность исправить ошибки, путем непосредственного исправления нормы, чего нельзя сделать в рисовании или аппликации. Лепка, как деятельность, в большей мере чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений (большой – маленький, низкий – высокий, узкий – широкий, обращается внимание на соотношение частей предметов; соотношение между отдельными предметами…)

 

В И Д Ы Л Е П К И

 

  1. Предметная
  2. Сюжетная
  3. Декоративная
  4. По замыслу

 

Каждому из вас я предлагаю печатный материал по каждой возрастной группе, где предлагаю всю информацию, касающуюся лепки в каждой возрастной группе.

 

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПО КАЖДОЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ

 

1 младшая группа – вызвать интерес к лепке, познакомить детей с материалом, с его свойствами (из пластилина можно сделать палочку, оторвать кусочек), дети лепят: палочка, колбаска, круглый мяч, яблоко, блинчик, лепешка, колечко. Виды занятий: предметная лепка, подготовка к сюжетной лепке (по замыслу только при контроле воспитателя).

 

2 младшая. группа

 

  1. Продолжать воспитывать интерес к лепке.
  2. Учить самостоятельно задумывать тему и испытывать радость от возникшего образа.
  3. Учить лепить двумя руками, переходить к лепке большим и указательным пальцами.
  4. Создавать предметы из частей разной формы, величины (из двух-трех частей, например, снеговик).
  5. Учить делить кусочек пластилина на равные части.
  6. Научить детей пользоваться штампами.
  7. Учить прочному присоединению деталей.

 

Вызвать желание радоваться результатам совместной деятельности. Виды занятий: предметная, с элементами сюжетной лепки (воспитатель лепит курочку, а дети – цыплят), подготовка к декоративной лепке (украшают пряник полосочками, шариками). Способы: конструктивный, скульптурный. Приемы: разминание, деление, присоединение, раскатывание (прямое), скатывание кругообразное (сплющивание и вдавливание). Новые приемы: оттягивание, защипывание, прищипывание, конус и использование украшений.

 

Методы и приемы:

  1. Информационно-рецептивный (подробно рассматриваем, обследуем образец).
  2. Показ (используем полный, с закреплением приемов лепки, формообразующими движениями), можно привлекать детей.
  3. Обследование и рассматривание (ведем от крупного, т.е. от того, к чему будем присоединять).
  4. Широко используем художественное слово.
  5. Используем советы, поощрения.
  6. При анализе детских работ восхищаемся результатами (о качестве выполнения поделки пока не говорим).

 

Средняя группа

Основные задачи:

  1. Воспитание устойчивого интереса к пластической деятельности, ее процессу, качеству изображения предмета и результату.
  2. Формировать у детей умение самостоятельно находить способы изображения предметов, творчески применяя полученные знания и навыки.
  3. Обучение лепки с натуры (народная игрушка).
  4. Работа над передачей элементарного движения (мишка плачет, спрятал одну лапку). 5. Учить лепить человека без ног, с руками, в движении, животных, птиц.
  5. Учить выполнять небольшие эпизоды по сказкам, стихотворению, рассказам («Два жадных медвежонка», «Федорено горе», воспитатель лепит Федору, дети посуду).
  6. Познакомить с новой геометрической формой «овоид».
  7. Привлекать детей к анализу детских работ.

 

Виды занятий: предметная, сюжетная, декоративная, по замыслу. Способы лепки: конструктивный, скульптурный, комбинированный.

Приемы лепки: разминание, деление, раскатывание, скатывание, сплющивание, вдавливание, оттягивание, защипывание, прищипывание, лепка конуса, простое присоединение. Новые приемы: лепка «овоида» и примазывание.

 

Методы и приемы:

  1. Рассматривание (цвет, форма, положение в пространстве, настроение).
  2. Использование частичного показа (с предположением разных вариантов, способов лепки, возможно использование схем-зарисовок при объяснении заданий).
  3. Закрепляем объяснения, проводя через формообразующие движения.
  4. При рассматривании каждую из частей сравнивают с геометрическим, объемным телом.
  5. Используем игровые мотивации; поисковые вопросы (что нужно сделать, чтобы птичка клевала).
  6. При анализе работ учим видеть свои недостатки (отмечаем, как положительные, так и отрицательные стороны, привлекаем к анализу работ детей). Анализ детских работ проводится после занятия, прогулки или вечером. Об этом всегда должны быть предупреждены дети.

 

Старшая группа ( дети 5-6 лет окрепли физически, начался процесс окостенения кисти руки, укрепились мелкие, крупные кисти рук, дети стали более внимательны, повысилась способность к запоминанию, появилось умение во время лепки осуществлять контроль за действиями рук – изображение становиться более четким).

  1. Развивать наблюдательность, эстетическое восприятие.
  2. Уточнять представление о форме предметов, их различии, сходстве, положении в пространстве, характерных признаках.
  3. Развивать воображение.
  4. Самостоятельность в выборе темы и отборе способов изображения.
  5. Учить детей устанавливать фигурки в вертикальном положении.

Виды занятий: предметная лепка, сюжетная, декоративная и по замыслу. Способы лепки: скульптурный, конструктивный и комбинированный.

Приемы лепки: разминание, деление, раскатывание, скатывание, сплющивание, вдавливание, защипывание, прищипывание оттягивание, присоединение (простое примазывание), лепка конуса и овоида. Новые приемы: присоединение деталь в деталь и сглаживание.

Методы и приемы:

  1. Рассматривание, беседы, опора на личный опыт ребенка, обследование натуры, выделяя характерные особенности.
  2. Частичный показ (использование схемы-зарисовки).
  3. Метод проблемного изложения (нужно слепить так, чтобы было видно, что заяц хвастает, Таня плачет, уронив в речку мячик).
  4. При анализе детских работ поделки рассматриваются детально и в целом; особое внимание обращается на форму, пропорции, сходство с натурой, качество выполнения поделки.

 

Подготовительная группа

 

(Дети подготовительной группы уже могут создавать выразительные образы. Это определятся тем, что они накопили большой запас зрительных образов, которые могут лечь в основу изображения. Произошли изменения в физическом развитии, окрепла мускулатура руки, развились тонкие движения пальцев, дальнейшее развитие получила речь. Изменяется характер изобразительной деятельности. Дети седьмого года жизни способны к длительному рассматриванию, наблюдению, они более полно запоминают и воспринимают форму, строение предметов, их пропорции и детали. Ребенку доступно понимание того, что положение фигурки и ее положение в пространстве зависит от состояния изображаемого предмета).

Основные задачи:

  1. Развивать зрительное и мускульное восприятие формы предметов.
  2. Учить использовать для создания образа различные выразительные средства.
  3. Учить различным изобразительным и техническим приемам.
  4. Развивать творческую инициативу в отборе темы для лепки.

Виды лепки: предметная, сюжетная, декоративная, по замыслу. Способы лепки: скульптурный, конструктивный и комбинированный. Приемы лепки: те же, что и в старшей группе. Новое: дети самостоятельно выбирают цвет материала и способ лепки.

Методы и приемы:

  1. Информационно-рецептивный (наблюдение, рассматривание, обращается внимание на красоту пластики движения, характерная особенность).
  2. Частичный показ (схемы зарисовки, альтернативные иллюстрации).
  3. Подробное объяснение (выбор способов и приемов лепки).
  4. Побуждаем детей к проявлению творчества, выдумки.
  5. Используем художественное слово, рассказы детей из личного опыта.
  6. При анализе детских работ особое внимание обращаем на качество, динамику, выразительность.

 

Я постаралась очень кратко изложить материал по каждой возрастной группе. Итак, материал под рукой, пластилин тоже (2 минуты на подготовку).Каждая группа делает одну поделку и рассказывает о приемах и способах лепки, сопровождая показ объяснением.

 

А П П Л И К А Ц И Я

Приступаем к следующему разделу – аппликация. Этот раздел помечен

Аппликация – от латинского слово «аппликатио» – прикладывание – один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон. Понятие «аппликация» включает в себя способы создания художественных произведений из различных по своим свойствам и фактуре материалов, объединенных сходством техники исполнения. Каждый материал имеет свои особенности, которые оказывают определяющее влияние на технику выполнения аппликации. Аппликация – наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Основным признаком аппликации является силуэтность.

 

Каковы же основные задачи аппликации?

  1. Познакомить детей с различным материалом, его свойствами.
  2. Различать геометрические формы, знать их название (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, ромб).
  3. Знакомить детей с основными дополнительными цветами и их оттенками, овладевая умением составлять гармонические сочетания.
  4. Знать величины и количество: большие, маленькие формы, одна форма больше (меньше), одна, несколько, много форм.
  5. Развивать композиционные умения (ритмично располагать одинаковые формы, чередовать…
  6. Строить изображение в зависимости от формы листа – не полосе, на квадрате, прямоугольнике, круге.
  7. Составлять изображение предмета из отдельных частей; располагать предметы в сюжетной аппликации.

 

Помимо основных задач, существуют и основные приемы вырезания

  1. Разрезание бумаги по прямой, по сгибам, на глаз.
  2. Вырезание округлых форм, путем закругления углов, симметричных форм из бумаги, сложенной вдвое, в несколько раз, гармошкой.
  3. Вырезание несимметричных форм – силуэтное, из отдельных частей.
  4. Вырезание по контуру, волнообразное вырезание.
  5. Создание формы путем обрывания (отщипывание кусочков бумаги).

На столе вы найдете печатный материал, помеченный Где определены задачи обучения аппликации детей дошкольного возраста и способы вырезания, начиная со второй младшей группы.

 

2 мл. группа

Задачи обучения:

  1. Продолжать развивать интерес к действиям с плоскими фигурами и наклеиванию.
  2. Познакомить с правилами раскладывания, наклеивания.
  3. Учить различать и правильно называть.
  4. Учить различать и правильно называть цвета, соотносить их с предметами (елочка – зеленая, цыпленок – желтый).
  5. Учить ориентироваться на листе бумаги.
  6. Развивать чувство ритма, цвета симметрии.
  7. Учить обрывной аппликации.
  8. Учить наклеивать предметы, состоящие из 1 части, затем из 2-3 частей (гриб, флажок, снеговик, домик).

 

Средняя группа

Основные задачи:

  1. Развивать интерес к вырезанию из бумаги.
  2. Расширять понятие о форме предмета
  3. Расширять знания детей об оттенках (розовый, голубой, серый).
  4. Развивать и расширять пространственные представления (вверху, внизу, справа, в углу…).
  5. Совершенствовать технику обрывной аппликации.
  6. Научить располагать в узоре несколько форм (10-12).

Способы вырезания:

  1. Резание по прямой узких полос
  2. Резание широких полос (билеты, чеки).
  3. Резание по сгибу
  4. По диагонали
  5. Срезание углов
  6. Вырезание круга из квадрата, овала из прямоугольника, плавно срезая углы.
  7. Обрывная аппликация.

 

Старшая группа

Основные задачи:

  1. Учить находить, выделять и называть формы
  2. Уточнять и расширять понятие о цвете (яркий, светлый, темный…)
  3. Учить сравнивать фигуры по величине, усваивая понятия высокий, низкий, узкий, широкий, длинный, короткий…
  4. Выполнять аппликационные работы: по образцу, по памяти, по картинкам, по фотографиям.
  5. Учить выполнять коллективные работы.
  6. Рационально использовать бумагу.

 

Способы вырезания:

  1. Вырезание геометрических фигур из квадрата – круг, из прямоугольника – овал, одним плавным движением.
  2. Парное вырезание из бумаги, сложенной вдвое.
  3. Симметричное вырезание.
  4. Из бумаги сложеной гармошкой.
  5. Способ обрывания.
  6. Волнообразное
  7. Силуэтное, на глаз.

 

Подготовительная группа

Основные задачи:

  1. Расширять и уточнять понятия о геометрических фигурах и многоугольниках.
  2. Расширять понятия об оттенках (холодные и теплые тона, сравнительные – морковный, малиновый).
  3. Развивать умение планировать свою работу, располагая изображение на листе бумаги.
  4. Добиваться умения совершать плавный переход от одного цвета к другому (путем наложения цвета на цвет).
  5. Учить выполнять работу с натуры, по представлению, иллюстрациям.
  6. Развивать художественный вкус, творческую активность.

 

Способы вырезания:

  1. Закрепление способов вырезания ст.гр.
  2. Изображение предметов в разрезе (долька арбуза).
  3. Путем сложного сложения бумаги «снежинка».
  4. Силуэтное изображение людей, животных, птиц, рыб в движении.

 

Итак, с печатным материалом мы познакомились, приступаем к практической работе. (выполняем аппликационную работу для любой возрастной группы, используя разные способы вырезания, представляем свою работу).

 

Самое сложное, с чем вы неоднократно сталкивались в своей работе – обучая детей аппликации – научить ребенка правильно пользоваться ножницами. Что мы только не используем? Работаем с детьми индивидуально. Просим о помощи родителей… А оказывается есть простой, оригинальный способ (наклеить «портрет» Резульки на ноготь большого пальца. И объяснить ребенку, что Резулька только тогда будет на тебя смотреть и улыбаться, когда ты будешь резать правильно… Стоит попробовать!

А как нельзя резать?

Давайте представим, что мы дети и будем комментировать свои действия при вырезании по кругу, диагонали, срезая углы у прямоугольника, по сгибу, резание широких полос, узких полос…

Молодцы, у вас действительно хорошие навыки вырезания!

А сейчас экспресс-опрос:

  1. Существует ли аппликация в 1 и 2 младших группах, если да, то какая (1 мл. – мозаика, 2 мл. – выкладывание готовых форм).
  2. В какой группе и когда появилась обрывная аппликация (во 2 полугодии 2 мл.гр.)
  3. В какой группе ребенку впервые дают ножницы?

 

Наводим порядок и обращаемся к следующему разделу:

 

Р И С О В А Н И Е

В д/саду рисование занимает ведущее место в обучении детей изобразительному искусству и включает три вида :

  1. Рисование отдельных предметов (предметное).
  2. Сюжетное.
  3. Декоративное.

Основные задачи:

  1. Помочь детям познать окружающую действительность
  2. Развивать наблюдательность.
  3. Воспитывать чувство прекрасного.
  4. Обучать приемам изображения.
  5. Обращать особое внимание на формирование творческих способностей детей в создании выразительных образов.
  6. Познакомить детей с различными изобразительными средствами.

 

Для того, чтобы обучение детей рисованию осуществлялось грамотно, постепенно (от простого к сложному) должны обязательно учитываться особенности физического и психического развития дошкольника на каждом возрастном этапе. Итак, познакомьтесь с задачами обучения детей рисованию в каждой возрастной группе.

 

1 младшая группа

Основные задачи

  1. Вызвать интерес к процессу рисования как деятельности, дающей результат.
  2. Правильно держать карандаш, кисть.
  3. Научить пониманию рисования взрослого как изображения предмета.
  4. Научить приемам проведения прямых, округлых линий и замкнутых форм.

 

2 младшая группа

Основные задачи:

  1. Научить изображению разнообразных прямолинейных и кругообразных формнесложных предметов, передавая их основные признаки (цвет, форма).
  2. Развивать чувство цвета – умение различать и называть основные цвета.
  3. Развивать композиционные навыки – располагать изображение в середине листа бумаги.
  4. Совершенствовать технические навыки.

 

Средняя группа

Основные задачи:

  1. Научить изображению предметов округлой и прямоугольной формы, передаче строения основных частей и деталей.
  2. Научить использованию цвета, как художественного выразительного средства.
  3. Развивать композиционные умения в расположении предмета в центре листа.
  4. Совершенствовать технические навыки в закрашивании карандашами и красками.
  5. Обучение сюжетному рисованию, декоративному рисованию.

 

Впервые дети рисуют человека.

 

Старшая группа

Основные задачи:

  1. Продолжать учить передавать форму предмета, его признаки, величину, положение частей.
  2. Научить передаче в рисовании сложных движений.
  3. Развивать и совершенствовать чувство цвета.
  4. Развивать технические навыки работы с карандашом (способы штриховки) и красками (приемы действия кистью).
  5. Научить приемам рисования цветными мелками, углем, акварельными красками).

Дети знакомятся с основными цветами спектра (каждый охотник желает знать где сидит фазан). Впервые дается простой карандаш.

 

Подготовительная группа

Основные задачи:

  1. Научить изображению строения, величины, пропорций, характерных признаков предметов с натуры и по представлению.
  2. Научит передавать богатство форм и красок, создавать изобразительные образы.
  3. Развивать композиционные умения расположение предмета на листе в зависимости от характера формы и величины предмета.
  4. Развивать чувство цвета (умение передавать различные оттенки одного и того же цвета).
  5. Развивать технические навыки (умение смешивать краски для получения различных цветов и оттенков, накладывать штрихи карандашом или мазки кистью по форме предмета).

Методы и приемы обучения детей рисованию:

  1. Показ (полный или частичный), (зеркальный в 1 мл.гр.)
  2. Объяснение.
  3. Использование наглядного материала (образца, натуры – в ср.гр)
  4. Детальное рассматривание.
  5. Использование художественного слова (малого фольклора).
  6. Создание проблемных ситуаций («выбери себе краску, придумай, что нарисовать маме).
  7. Широкое использование игровых мотиваций.
  8. Наблюдение в природе.
  9. Обучение разной технике рисования.

 

Какие материалы в изодеятельности мы используем?

  1. Гуашь
  2. Акварель
  3. Простой графитный карандаш
  4. Фломастеры
  5. Угольный карандаш
  6. Сангина
  7. Пастель
  8. Восковые мелки