Преподаватель ИЗО
- Преподаватель ИЗО
- Консультации по ИЗО
- В ноябре воспитанники нашего детского сада приняли активное участие в 2 творческих конкурсах.
- Рисование солью
- Творческие способности вашего ребенка
- Чудесный новогодний экспресс
- Театральные игрушки
- Выставка-это результат творческой деятельности детей и совместное сотрудничество с их родителями.
- Какую роль играет нетрадиционная техника рисования в развитии детей
- Чудеса Кежемского района
- Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
- Синие картины
- Изотерапия в работе с детьми
- Какой цвет любит ваш ребенок
- Волшебная кисточка
- Такие разные снеговики
- Какой цвет любит ваш ребенок
- Как научить ребенка рисовать
- День ИГРЫ
- КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
- Планета-наш дом родной
- Рисунок семьи
- Ангарский пирог
- Вместе Ярче
- Наступила осень
- Прием нетрадиционного рисования «Оттиск».
- Прием аппликации и нетрадиционной техники рисования ладошкой
- Мастерская Деда Мороза
- статья
- Узор из точек
- Волшебные птицы
- Рисование на пене для бритья
- Объемная аппликация из макарон
- Монотипия
- Чудеса Кежемского района
- Букеты из разноцветных листьев
- Осеннее дерево
- Зимний пейзаж
- Яркий букет
- Кошкин дом
- Зимняя ветка
- Наши воздушные шары
- Веселый осьминог
- Волшебные домики
- Волшебные домики
- Рисуем пузырями
- Мир во всём мире!
- Конкурс Живая вода-2023
- Безопасность. Простые правила
- Мыльные персонажи
- Мастер-класс в инклюзивном лагере «Незнайка в Солнечном городе».
- Листья по снегом
- Выставка ЗОЖ
- Цветы для мамы
- Наша планета
- Рисование ватными палочками
- Все страницы
Консультации по изобразительной деятельности
Основная цель обучения изобразительной деятельности – развитие творческих способностей детей. Впечатления, получаемые ими из окружающей жизни, влияют на содержание этой Страна, в деятельности. В процессе изображения у ребенка закрепляется определенное отношение к изображаемому, уточняются и приобретаются знания об окружающем мире. Во время занятий дети приобретают различные навыки и умения в работе с различными материалами, у них воспитывается способность творчески использовать эти умения в процессе изображения предметов и явлений действительности. Изобразительное искусство является неотъемлемой частью воспитания.
Л Е П К А
- Сегодня я хочу начать нашу беседу с лепки.
- Что она дает? Какое значение имеет? (переверните лист бумаги с ).
И.Я. Гинцбург: «В семье изобразительных искусств – лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Это азбука представлений о предмете. Это первое чтение, изложение предмета. В рисовании предмет изображается относительно. Из-за перспективы часто умаляется, а иногда и совершено теряется сущность свойств предмета, главный его смысл. Правильное соотношение частей, отличие главного от второстепенного – тела от приставных частей – все это ясно выражается при изображении предмета посредством лепки».
- Как вы думаете, прочитав эти строки, вы нашли ответ? Тогда давайте продолжим разговор о скульптурном искусстве. Знакомство детей со скульптурой может иметь место во всех возрастных группах. В младших и средних – это в основном предметы декоративно-прикладного искусства и скульптур малой формы. В старшем дошкольном возрасте детей можно знакомить и с монументальной скульптурой.
- Какие же знания должны получить дети в условиях дошкольного учреждения?
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
(От простого проявления интереса мы идем к более сложным вещам, рассматриваем, восхищаемся, оцениваем. Пробежим глазами по тексту и вспомним основные задачи обучения детей лепке).
1 младшая группа - проявлять интерес к народным игрушкам, иметь желание играть с ними.
2 младшая группа – не только проявлять интерес к народным игрушкам, но и видеть разнообразие формы, росписи, понимать, что это не игрушка, а предмет для украшения группы.
Средняя группа – знать некоторые народные игрушки (дымковская, богородская…), уметь рассказывать о них, уметь показать малую скульптуру, которая находится в групповой комнате, относится к ней, как к произведению искусства; знать, что скульптуру создает скульптор.
Старшая группа – знать, из какого материала делают народные игрушки, понимать их выразительные средства (уметь рассказать о форме, пропорциях, движении, дополнительных деталях, которые делают игрушку красивее, интереснее). Уметь внимательно слушать рассказ воспитателя о скульптуре во время экскурсии; узнавать скульптуру на фотографиях, слайдах, включаться в беседу о скульптуре.
Подготовительная группа – понимать и любить народную игрушку; знать и различать между собой отдельные промыслы, уметь самостоятельно рассказывать о народной игрушке, ее содержании и выразительных сторонах; знать, какая бывает скульптура (народная, малых форм, монументальная); уметь рассматривать скульптуру (обходя со всех сторон, обращая внимание на выразительные средства).
В чем же отличительная особенность лепки?
Все виды деятельности формируют самостоятельный подход к поиску новых способов изображения. В процессе лепки при соответствующем обучении способность к поиску нового развивается ярче, так как есть возможность исправить ошибки, путем непосредственного исправления нормы, чего нельзя сделать в рисовании или аппликации. Лепка, как деятельность, в большей мере чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений (большой – маленький, низкий – высокий, узкий – широкий, обращается внимание на соотношение частей предметов; соотношение между отдельными предметами…)
В И Д Ы Л Е П К И
- Предметная
- Сюжетная
- Декоративная
- По замыслу
Каждому из вас я предлагаю печатный материал по каждой возрастной группе, где предлагаю всю информацию, касающуюся лепки в каждой возрастной группе.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПО КАЖДОЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ
1 младшая группа – вызвать интерес к лепке, познакомить детей с материалом, с его свойствами (из пластилина можно сделать палочку, оторвать кусочек), дети лепят: палочка, колбаска, круглый мяч, яблоко, блинчик, лепешка, колечко. Виды занятий: предметная лепка, подготовка к сюжетной лепке (по замыслу только при контроле воспитателя).
2 младшая. группа
- Продолжать воспитывать интерес к лепке.
- Учить самостоятельно задумывать тему и испытывать радость от возникшего образа.
- Учить лепить двумя руками, переходить к лепке большим и указательным пальцами.
- Создавать предметы из частей разной формы, величины (из двух-трех частей, например, снеговик).
- Учить делить кусочек пластилина на равные части.
- Научить детей пользоваться штампами.
- Учить прочному присоединению деталей.
Вызвать желание радоваться результатам совместной деятельности. Виды занятий: предметная, с элементами сюжетной лепки (воспитатель лепит курочку, а дети – цыплят), подготовка к декоративной лепке (украшают пряник полосочками, шариками). Способы: конструктивный, скульптурный. Приемы: разминание, деление, присоединение, раскатывание (прямое), скатывание кругообразное (сплющивание и вдавливание). Новые приемы: оттягивание, защипывание, прищипывание, конус и использование украшений.
Методы и приемы:
- Информационно-рецептивный (подробно рассматриваем, обследуем образец).
- Показ (используем полный, с закреплением приемов лепки, формообразующими движениями), можно привлекать детей.
- Обследование и рассматривание (ведем от крупного, т.е. от того, к чему будем присоединять).
- Широко используем художественное слово.
- Используем советы, поощрения.
- При анализе детских работ восхищаемся результатами (о качестве выполнения поделки пока не говорим).
Средняя группа
Основные задачи:
- Воспитание устойчивого интереса к пластической деятельности, ее процессу, качеству изображения предмета и результату.
- Формировать у детей умение самостоятельно находить способы изображения предметов, творчески применяя полученные знания и навыки.
- Обучение лепки с натуры (народная игрушка).
- Работа над передачей элементарного движения (мишка плачет, спрятал одну лапку). 5. Учить лепить человека без ног, с руками, в движении, животных, птиц.
- Учить выполнять небольшие эпизоды по сказкам, стихотворению, рассказам («Два жадных медвежонка», «Федорено горе», воспитатель лепит Федору, дети посуду).
- Познакомить с новой геометрической формой «овоид».
- Привлекать детей к анализу детских работ.
Виды занятий: предметная, сюжетная, декоративная, по замыслу. Способы лепки: конструктивный, скульптурный, комбинированный.
Приемы лепки: разминание, деление, раскатывание, скатывание, сплющивание, вдавливание, оттягивание, защипывание, прищипывание, лепка конуса, простое присоединение. Новые приемы: лепка «овоида» и примазывание.
Методы и приемы:
- Рассматривание (цвет, форма, положение в пространстве, настроение).
- Использование частичного показа (с предположением разных вариантов, способов лепки, возможно использование схем-зарисовок при объяснении заданий).
- Закрепляем объяснения, проводя через формообразующие движения.
- При рассматривании каждую из частей сравнивают с геометрическим, объемным телом.
- Используем игровые мотивации; поисковые вопросы (что нужно сделать, чтобы птичка клевала).
- При анализе работ учим видеть свои недостатки (отмечаем, как положительные, так и отрицательные стороны, привлекаем к анализу работ детей). Анализ детских работ проводится после занятия, прогулки или вечером. Об этом всегда должны быть предупреждены дети.
Старшая группа ( дети 5-6 лет окрепли физически, начался процесс окостенения кисти руки, укрепились мелкие, крупные кисти рук, дети стали более внимательны, повысилась способность к запоминанию, появилось умение во время лепки осуществлять контроль за действиями рук – изображение становиться более четким).
- Развивать наблюдательность, эстетическое восприятие.
- Уточнять представление о форме предметов, их различии, сходстве, положении в пространстве, характерных признаках.
- Развивать воображение.
- Самостоятельность в выборе темы и отборе способов изображения.
- Учить детей устанавливать фигурки в вертикальном положении.
Виды занятий: предметная лепка, сюжетная, декоративная и по замыслу. Способы лепки: скульптурный, конструктивный и комбинированный.
Приемы лепки: разминание, деление, раскатывание, скатывание, сплющивание, вдавливание, защипывание, прищипывание оттягивание, присоединение (простое примазывание), лепка конуса и овоида. Новые приемы: присоединение деталь в деталь и сглаживание.
Методы и приемы:
- Рассматривание, беседы, опора на личный опыт ребенка, обследование натуры, выделяя характерные особенности.
- Частичный показ (использование схемы-зарисовки).
- Метод проблемного изложения (нужно слепить так, чтобы было видно, что заяц хвастает, Таня плачет, уронив в речку мячик).
- При анализе детских работ поделки рассматриваются детально и в целом; особое внимание обращается на форму, пропорции, сходство с натурой, качество выполнения поделки.
Подготовительная группа
(Дети подготовительной группы уже могут создавать выразительные образы. Это определятся тем, что они накопили большой запас зрительных образов, которые могут лечь в основу изображения. Произошли изменения в физическом развитии, окрепла мускулатура руки, развились тонкие движения пальцев, дальнейшее развитие получила речь. Изменяется характер изобразительной деятельности. Дети седьмого года жизни способны к длительному рассматриванию, наблюдению, они более полно запоминают и воспринимают форму, строение предметов, их пропорции и детали. Ребенку доступно понимание того, что положение фигурки и ее положение в пространстве зависит от состояния изображаемого предмета).
Основные задачи:
- Развивать зрительное и мускульное восприятие формы предметов.
- Учить использовать для создания образа различные выразительные средства.
- Учить различным изобразительным и техническим приемам.
- Развивать творческую инициативу в отборе темы для лепки.
Виды лепки: предметная, сюжетная, декоративная, по замыслу. Способы лепки: скульптурный, конструктивный и комбинированный. Приемы лепки: те же, что и в старшей группе. Новое: дети самостоятельно выбирают цвет материала и способ лепки.
Методы и приемы:
- Информационно-рецептивный (наблюдение, рассматривание, обращается внимание на красоту пластики движения, характерная особенность).
- Частичный показ (схемы зарисовки, альтернативные иллюстрации).
- Подробное объяснение (выбор способов и приемов лепки).
- Побуждаем детей к проявлению творчества, выдумки.
- Используем художественное слово, рассказы детей из личного опыта.
- При анализе детских работ особое внимание обращаем на качество, динамику, выразительность.
Я постаралась очень кратко изложить материал по каждой возрастной группе. Итак, материал под рукой, пластилин тоже (2 минуты на подготовку).Каждая группа делает одну поделку и рассказывает о приемах и способах лепки, сопровождая показ объяснением.
А П П Л И К А Ц И Я
Приступаем к следующему разделу – аппликация. Этот раздел помечен
Аппликация – от латинского слово «аппликатио» – прикладывание – один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон. Понятие «аппликация» включает в себя способы создания художественных произведений из различных по своим свойствам и фактуре материалов, объединенных сходством техники исполнения. Каждый материал имеет свои особенности, которые оказывают определяющее влияние на технику выполнения аппликации. Аппликация – наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Основным признаком аппликации является силуэтность.
Каковы же основные задачи аппликации?
- Познакомить детей с различным материалом, его свойствами.
- Различать геометрические формы, знать их название (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, ромб).
- Знакомить детей с основными дополнительными цветами и их оттенками, овладевая умением составлять гармонические сочетания.
- Знать величины и количество: большие, маленькие формы, одна форма больше (меньше), одна, несколько, много форм.
- Развивать композиционные умения (ритмично располагать одинаковые формы, чередовать…
- Строить изображение в зависимости от формы листа – не полосе, на квадрате, прямоугольнике, круге.
- Составлять изображение предмета из отдельных частей; располагать предметы в сюжетной аппликации.
Помимо основных задач, существуют и основные приемы вырезания
- Разрезание бумаги по прямой, по сгибам, на глаз.
- Вырезание округлых форм, путем закругления углов, симметричных форм из бумаги, сложенной вдвое, в несколько раз, гармошкой.
- Вырезание несимметричных форм – силуэтное, из отдельных частей.
- Вырезание по контуру, волнообразное вырезание.
- Создание формы путем обрывания (отщипывание кусочков бумаги).
На столе вы найдете печатный материал, помеченный Где определены задачи обучения аппликации детей дошкольного возраста и способы вырезания, начиная со второй младшей группы.
2 мл. группа
Задачи обучения:
- Продолжать развивать интерес к действиям с плоскими фигурами и наклеиванию.
- Познакомить с правилами раскладывания, наклеивания.
- Учить различать и правильно называть.
- Учить различать и правильно называть цвета, соотносить их с предметами (елочка – зеленая, цыпленок – желтый).
- Учить ориентироваться на листе бумаги.
- Развивать чувство ритма, цвета симметрии.
- Учить обрывной аппликации.
- Учить наклеивать предметы, состоящие из 1 части, затем из 2-3 частей (гриб, флажок, снеговик, домик).
Средняя группа
Основные задачи:
- Развивать интерес к вырезанию из бумаги.
- Расширять понятие о форме предмета
- Расширять знания детей об оттенках (розовый, голубой, серый).
- Развивать и расширять пространственные представления (вверху, внизу, справа, в углу…).
- Совершенствовать технику обрывной аппликации.
- Научить располагать в узоре несколько форм (10-12).
Способы вырезания:
- Резание по прямой узких полос
- Резание широких полос (билеты, чеки).
- Резание по сгибу
- По диагонали
- Срезание углов
- Вырезание круга из квадрата, овала из прямоугольника, плавно срезая углы.
- Обрывная аппликация.
Старшая группа
Основные задачи:
- Учить находить, выделять и называть формы
- Уточнять и расширять понятие о цвете (яркий, светлый, темный…)
- Учить сравнивать фигуры по величине, усваивая понятия высокий, низкий, узкий, широкий, длинный, короткий…
- Выполнять аппликационные работы: по образцу, по памяти, по картинкам, по фотографиям.
- Учить выполнять коллективные работы.
- Рационально использовать бумагу.
Способы вырезания:
- Вырезание геометрических фигур из квадрата – круг, из прямоугольника – овал, одним плавным движением.
- Парное вырезание из бумаги, сложенной вдвое.
- Симметричное вырезание.
- Из бумаги сложеной гармошкой.
- Способ обрывания.
- Волнообразное
- Силуэтное, на глаз.
Подготовительная группа
Основные задачи:
- Расширять и уточнять понятия о геометрических фигурах и многоугольниках.
- Расширять понятия об оттенках (холодные и теплые тона, сравнительные – морковный, малиновый).
- Развивать умение планировать свою работу, располагая изображение на листе бумаги.
- Добиваться умения совершать плавный переход от одного цвета к другому (путем наложения цвета на цвет).
- Учить выполнять работу с натуры, по представлению, иллюстрациям.
- Развивать художественный вкус, творческую активность.
Способы вырезания:
- Закрепление способов вырезания ст.гр.
- Изображение предметов в разрезе (долька арбуза).
- Путем сложного сложения бумаги «снежинка».
- Силуэтное изображение людей, животных, птиц, рыб в движении.
Итак, с печатным материалом мы познакомились, приступаем к практической работе. (выполняем аппликационную работу для любой возрастной группы, используя разные способы вырезания, представляем свою работу).
Самое сложное, с чем вы неоднократно сталкивались в своей работе – обучая детей аппликации – научить ребенка правильно пользоваться ножницами. Что мы только не используем? Работаем с детьми индивидуально. Просим о помощи родителей… А оказывается есть простой, оригинальный способ (наклеить «портрет» Резульки на ноготь большого пальца. И объяснить ребенку, что Резулька только тогда будет на тебя смотреть и улыбаться, когда ты будешь резать правильно… Стоит попробовать!
А как нельзя резать?
Давайте представим, что мы дети и будем комментировать свои действия при вырезании по кругу, диагонали, срезая углы у прямоугольника, по сгибу, резание широких полос, узких полос…
Молодцы, у вас действительно хорошие навыки вырезания!
А сейчас экспресс-опрос:
- Существует ли аппликация в 1 и 2 младших группах, если да, то какая (1 мл. – мозаика, 2 мл. – выкладывание готовых форм).
- В какой группе и когда появилась обрывная аппликация (во 2 полугодии 2 мл.гр.)
- В какой группе ребенку впервые дают ножницы?
Наводим порядок и обращаемся к следующему разделу:
Р И С О В А Н И Е
В д/саду рисование занимает ведущее место в обучении детей изобразительному искусству и включает три вида :
- Рисование отдельных предметов (предметное).
- Сюжетное.
- Декоративное.
Основные задачи:
- Помочь детям познать окружающую действительность
- Развивать наблюдательность.
- Воспитывать чувство прекрасного.
- Обучать приемам изображения.
- Обращать особое внимание на формирование творческих способностей детей в создании выразительных образов.
- Познакомить детей с различными изобразительными средствами.
Для того, чтобы обучение детей рисованию осуществлялось грамотно, постепенно (от простого к сложному) должны обязательно учитываться особенности физического и психического развития дошкольника на каждом возрастном этапе. Итак, познакомьтесь с задачами обучения детей рисованию в каждой возрастной группе.
1 младшая группа
Основные задачи
- Вызвать интерес к процессу рисования как деятельности, дающей результат.
- Правильно держать карандаш, кисть.
- Научить пониманию рисования взрослого как изображения предмета.
- Научить приемам проведения прямых, округлых линий и замкнутых форм.
2 младшая группа
Основные задачи:
- Научить изображению разнообразных прямолинейных и кругообразных формнесложных предметов, передавая их основные признаки (цвет, форма).
- Развивать чувство цвета – умение различать и называть основные цвета.
- Развивать композиционные навыки – располагать изображение в середине листа бумаги.
- Совершенствовать технические навыки.
Средняя группа
Основные задачи:
- Научить изображению предметов округлой и прямоугольной формы, передаче строения основных частей и деталей.
- Научить использованию цвета, как художественного выразительного средства.
- Развивать композиционные умения в расположении предмета в центре листа.
- Совершенствовать технические навыки в закрашивании карандашами и красками.
- Обучение сюжетному рисованию, декоративному рисованию.
Впервые дети рисуют человека.
Старшая группа
Основные задачи:
- Продолжать учить передавать форму предмета, его признаки, величину, положение частей.
- Научить передаче в рисовании сложных движений.
- Развивать и совершенствовать чувство цвета.
- Развивать технические навыки работы с карандашом (способы штриховки) и красками (приемы действия кистью).
- Научить приемам рисования цветными мелками, углем, акварельными красками).
Дети знакомятся с основными цветами спектра (каждый охотник желает знать где сидит фазан). Впервые дается простой карандаш.
Подготовительная группа
Основные задачи:
- Научить изображению строения, величины, пропорций, характерных признаков предметов с натуры и по представлению.
- Научит передавать богатство форм и красок, создавать изобразительные образы.
- Развивать композиционные умения расположение предмета на листе в зависимости от характера формы и величины предмета.
- Развивать чувство цвета (умение передавать различные оттенки одного и того же цвета).
- Развивать технические навыки (умение смешивать краски для получения различных цветов и оттенков, накладывать штрихи карандашом или мазки кистью по форме предмета).
Методы и приемы обучения детей рисованию:
- Показ (полный или частичный), (зеркальный в 1 мл.гр.)
- Объяснение.
- Использование наглядного материала (образца, натуры – в ср.гр)
- Детальное рассматривание.
- Использование художественного слова (малого фольклора).
- Создание проблемных ситуаций («выбери себе краску, придумай, что нарисовать маме).
- Широкое использование игровых мотиваций.
- Наблюдение в природе.
- Обучение разной технике рисования.
Какие материалы в изодеятельности мы используем?
- Гуашь
- Акварель
- Простой графитный карандаш
- Фломастеры
- Угольный карандаш
- Сангина
- Пастель
- Восковые мелки