Учитель - дефектолог - это тот специалист, который помогает детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) адаптироваться и социализироваться в окружающем мире. Его работа направлена на преодоление или компенсацию недостатков развития ребенка, а также на развитие его способностей и возможностей. Коррекционная работа учителя-дефектолога проводится в соответствии с индивидуальной программой развития ребенка. Программа составляется с учетом особенностей развития ребенка, его потребностей и возможностей.
Учитель-дефектолог играет одну из важных ролей в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья. Он предоставляет специальное сопровождение во включение их во все аспекты воспитательно-образовательного процесса. Работа учителя-дефектолога включает в себя широкий спектр мероприятий, направленных на предоставление специализированной помощи как самим детям, через проведение занятий и наблюдение за их развитием, так и их родителям и воспитателям, через консультации.
Учитель-дефектолог работает с детьми, которые имеют различные особенности и потребности в данном обучении. Это могут быть дети с нарушениями слуха, зрения, речи, интеллекта или с ограниченными физическими возможностями. Учитель-дефектолог адаптирует учебный материал и методики обучения, чтобы соответствовать индивидуальным потребностям каждого ребенка. Он также оказывает поддержку родителям, помогая им разобраться с особенностями развития и обучения своего ребенка.
Учитель-дефектолог проводит консультации, где родители могут задать вопросы, получить советы и наставления по воспитанию и обучению своего ребенка. Это помогает создать партнерскую среду, где все стороны работают вместе для достижения наилучших результатов. Кроме того, учитель-дефектолог сотрудничает с другими специалистами, такими как психологи, логопеды и медицинский персонал, чтобы обеспечить полноценное развитие и благополучие каждого ребенка.
Форма занятий
Игра - это ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она обеспечивает развитие ребенка и более эффективное усвоение познавательного материала, формирование его коммуникативных навыков и расширение кругозора. Поэтому коррекционная работа учителя-дефектолога проходит в игровой форме. В ходе занятий дети учатся играть, развивают свои способности и умения. Игровая форма занятий повышает мотивацию ребенка к обучению, так как во время игры создается психологически комфортная обстановка для ребенка.
Роль семьи в коррекционной работе
Немаловажным компонентом успешности коррекционной работы — это обратная связь от родителей или законным представителей. Для успешного и результативного развития ребенка с ОВЗ необходимо вовлечение родителей в образовательный процесс. Это подразумевает под собой сотрудничество, определенный характер взаимодействия родителя и специалиста, партнерство.
Родитель всегда может обратиться за помощью на индивидуальную консультацию к специалисту в случае сомнений или затруднений, а также в форме индивидуальной беседы. На индивидуальных консультациях сообщаются результаты диагностики, рассказывается об индивидуально - психических особенностях ребенка, даются рекомендации о путях и методах решения проблем в развитии. На индивидуальной беседе учитель-дефектолог отвечает на интересующие вопросы родителей. Также важным моментов является выполнение домашних заданий от учителя-дефектолога. Регулярное выполнение заданий не только помогает ускорить процесс коррекции, но и прививает детям ответственность, усидчивость, самоконтроль и позволяет использовать полученные знания на практике.
Подводя итоги выше сказанного, можно сделать вывод о том, что коррекционная работа учителя-дефектолога является одним из важных этапов в развитии ребенка с ОВЗ. Успех этой работы зависит от сотрудничества родителей и специалиста. Если семья настроена на сотрудничество с педагогом, то и ребенку будет легче преодолеть трудности и достичь поставленных целей.