г. Кодинск ул. Михайлова 12 А

 Тел.: +7 (39143) 70185

 Email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Страничка логопеда

Особенности развития речи ребенка в среднем дошкольном возрасте

     Время незаметно «бежит» вперёд и Вы начинаете понимать, что рядом с Вами живёт ещё один «взрослый» человек.

     Освоение основных грамматических правил родного языка практически завершено, активный словарь включает в себя от 300 до 3000 слов (не пугайтесь такого разброса, все дети индивидуальны). Ребёнок использует множество вариантов предложений, подробно рассказывает о себе и о ближайшем окружении.

     Именно сейчас Вам возможно захочется, чтобы ребёнок «помолчал»,- комментируется абсолютно всё, задаётся бессчетное количество вопросов, любая игра длинно и подробно озвучивается. 4.5-5 лет – это критический возраст, возраст до которого ребенок имеет право «коверкать» слова, так как до этого возраста еще идет формирование звукового строя речи, и ребенок как бы пробует разные варианты звукопроизношения.

     Он может произносить неправильно шипящие звуки, у него нет звука Р, не совсем твердо произносит Л. Надо отметить, что к 5 годам большинство детей самостоятельно компенсируют свои речевые ошибки. В этом возрасте ребенок должен правильно согласовывать слова в роде, числе, умеет образовывать и видоизменять слова, составлять предложения, правильно пользоваться предлогами, не путая их. И перед школой четко знать «право-лево», «вчера-сегодня».

     Если же новые слова запоминаются с трудом, если ребенок не в состоянии выучить ни одно стихотворение – это повод обратиться за помощью к специалисту. В норме больше нет физиологических причин нарушения произношения.

     Однако некоторые виды косноязычия, вовремя неисправленные, могут к этому возрасту закрепиться в речи. К таким дефектам относятся:

  • Замена звонких звуков глухими: б-п, д-т, г-к, ж-ш, з-с, в-ф;
  • Замена шипящих и свистящих звуков глухими звуками, близкими к Ф,В;
  • Замена Р,Л звуками – ы, в, у;
  • Межзубное произношение звуков с, з, ц, ш, ж, ч, щ, л, р;
  • Боковое произношение звуков (и мягких их вариантов), ш, ж, ч, щ, р;
  • Носовое произношение звуков с, з, ц, ш, ж, ч, щ, л, р;
  • Горловое ( «французское») произношение звука р.

     И еще хочу добавить, что для всех детей дошкольного возраста необходима тесная связь представления со словом. Родители и воспитатели должны следить не только за тем, чтобы словарь ребенка пополнялся новыми словами, но и уточнять слова, которыми ребенок активно пользуется, но имеет порой весьма неточное представление о предмете, который обозначает данное слово. Борода и подбородок, табуретка, скамейка и стул – нередко дети не дифференцируют эти предметы. Но даже если ребенок знает слово и соотносит его с предметом - ваша задача еще не выполнена.

     Малыш должен пользоваться словом, употреблять его в речи. Если ребенок употребляет новое слово непринужденно и по смыслу, значит, это слово действительно вошло в его активный словарный запас. Как расширить активный словарь ребенка? Уважаемые родители, а как вы понимаете выражение пассивный словарь? активный словарь?

     Пассивный словарь-это слова, фразы, выражения, которые ребёнок слышал и понимает , но в собственной речи не употребляет.

     Активный словарь- это слова, фразы, выражения, которые ребёнок осознанно использует в своей речи.

     Так случилось, что сейчас с экранов телевизоров и сети интернет на нас и наших детей несётся огромный поток информации. Ребёнок получив информацию, должен её осмыслить, пережить и обыграть для этого просто необходимо вам родители в этом ему помочь.

     Нужно каждый день проговаривать лексические темы (темы недели, например «Домашние животные», «Овощи», «Мебель», «Головные уборы» и т.п. Идя по дороге, домой говорим обо всём, что касается темы недели, стараемся вызвать у ребёнка любопытство, интерес; прочитать дома сказку или рассказ сочетающийся с темой, выучить загадку, играем в словесные игры:

     «Один - много»( образование сущ. мн. ч.),«Чего не стало?»(образование сущ. в Р.п. например: были столы, не стало чего? –столов, были шапки, нет…;были яблоки, нет ….), «Где находится предмет?» (умение правильно использовать предлоги от простых до сложных, например:

  • ручка лежит - на столе, я возьму ручку откуда? со стола, ручка упала куда? – под стол и т.п.),

     «Из чего что?» (салат из огурцов, какой? огуречный; из капусты? капустный; дом из кирпича, какой? кирпичный; шляпа из соломы, какая? соломенная и т.д.) , «Скажи наоборот»(упр. в образовании антонимов).

     Дорогие наши родители! Играйте со своими детьми, разговаривайте, и вы увидите и услышите, как изменится речь вашего ребёнка, какой она станет яркой и красивой.

Учитель-логопед Ксензик А.А.