г. Кодинск ул. Михайлова 12 А

 Тел.: +7 (39143) 70185

 Email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Страничка логопеда

 

Ранний возраст, от рождения до трёх лет считается наиболее благоприятным периодом формирования речи малыша. Поэтому очень важно общение с ребёнком. Если ограничить его и не создавать благоприятных условия для речевого развития, то он не заговорит. Сроки появления осмысленного говорения индивидуальны у каждого и точных норм нет. Одни дети ещё до года пытаются произнести свои первые слова, а другие к двум и позже.

Существует примерные сроки становления речи:

  • В 3 месяца ребёнок начинает гулить;
  • К 6-8 месяцам появляется лепет;
  • К 10 месяцам могут произнести первое слово девочки, а мальчики ближе к 12 месяцам;
  • В 1,5 года у ребёнка в речи может быть 10 и более слов;
  • К 2 годам в словаре появляются местоимения, количество слов стремительно растёт;
  • К 3 годам словарный запас расширен до 350 слов и более, умеет свободно оперировать ими, выражать свои мысли;
  • К 4 годам словарь малыша достигает 1500 слов, а к 5 годам возрастает вдвое.

Речь ребёнка сама по себе появиться не может, поэтому для  развития речевых данных с ребёнком нужно много разговаривать. А начинать специалисты советуют с внутриутробного периода – разговор мамы с будущим ребёнком полезен обоим. Отмечено, что на поздних сроках беременности плод хорошо воспринимает звуковые колебания.

С момента появления малыша на свет, речевое общение с ним должно быть непрерывным. Ребёнок должен много и часто слушать человеческую речь, так мы формируем фундамент фонематических процессов, важных для развития пассивного словаря, а далее переходящего в активный словарь. Так если малыш не говорит в 2 года, но при правильном развитии, пассивная речь уже должна быть развита. Он легко выполнит вашу просьбу, взять что-то и отдать кому-то из родных.

К 3 годам даже плохо говорящий ребёнок должен уметь выстраивать цепочку из 3х последовательных действий на основании понимания пассивной речи. Если вашему ребёнку 3 года, и он не говорит, то отнестись к этому нужно очень серьёзно. Необходимо определить причины, как молчит малыш: он не понимает взрослых, поэтому молчит, или он понимает, но не разговаривает.

Проблемы со слухом, могут быть основной причиной молчания ребёнка. Нарушение слуха может быть врождённым и приобретённым. Снижение слуха может быть незначительным и вплоть до глухоты, поэтому необходимо показать ребёнка отоларингологу и произвести все необходимые исследования. В таких случаях рекомендуют прохождение тональной аудиометрии, она наиболее точно может показать состояние слуха ребёнка.

Если слух у ребёнка в норме, то родителям нужно получить консультацию детского невролога. Неврологические исследования помогут определить есть-ли у ребёнка расстройства при которых страдает речевой центр. Возможно придётся сделать МРТ, для исключения возможности новообразований или дефектов строения головного мозга.

Очень весомой причиной отказа от речи у ребёнка может быть переживание сильного стресса. Основная причина скрывается в неправильном подходе родителей к речевому развитию ребёнка. Отсутствие контакта с малышом. В таком случае необходима консультация психолога.

            В семьях, где родные общаются на двух языках (билингвальные семьи), у 3х летнего малыша могут быть проблемы с говорением.

Существует несколько возрастных периодов, когда формирование речи идёт наиболее интенсивно, и любые негативные факторы могут сказаться на скорости этих процессов (как ускорить, так и замедлить):

  • 6 месяцев. Если в этом возрасте у ребёнка мало общения, то у него не формируется потребности говорить, имитировать звуки, лепетать;
  • 1-2 года. В этом возрасте идет активное развитие корковых речевых зон. Сильный стресс, частые заболевания, отсутствие общения, травмы могут привести к замедлению корковых метаморфоз;
  • 3 года. В этом возрасте формируется связная речь. Экзогенные факторы могут затормозить этот процесс;
  • 6-7 лет. При воздействии негативных факторов, возможны нарушения речевых функций (нарушение темпа речи - заикание).

Как научить ребёнка говорить

  • Общайтесь  со своим ребёнком, обсуждайте важные вопросы и ежедневные , бытовые(в какое место сходить в выходные, что приготовить на ужин). Даже если первое время ребёнок ничего не будет отвечать, но у него появится полезная привычка- общаться.
  • Помните, ваш ребёнок, это отдельная личность. Разговаривайте с ним, как с взрослым. Давайте возможность ребёнку право  выбора. Если ребёнку задают вопрос и, не дождавшись ответа за него отвечают, а такие ситуации происходят регулярно,  то желания говорить у ребёнка  не возникает, а формируется привычка молчать.
  • Следите за своей речью и речью окружающих. Не поощряйте сюсюканье и лепет. Давайте образец правильной речи.
  • Слушайте музыку.  Песенки, звукоподражательные попевки, классическую музыку. Такие условия развивают способность воспринимать мир, звуки, речь. 
  • Радуйтесь каждой свободной минутке, играйте с малышом, сопровождайте свои действия речью, рассказывайте, что вы видите, восхищайтесь, слушайте малыша. Например: вон летит маленькая птичка, у неё желтая грудка, она красивая и весёлая. Во время приготовления пищи мама может показывать и называть столовую посуду (вилка, сковорода), продукты (сыр, хлеб, масло).
  • Чаще задавайте ребенку вопросы. Даже если он не может ответить на них, не переставайте спрашивать. Рано или поздно, сын или дочка обязательно отзовутся.

Самое главное- любите своего малыша и общайтесь, он обязательно заговорит!