Страничка логопеда
- Подробности
- Просмотров: 8961
- Ксензик Анна Александровна
- Правильно ли говорит Ваш ребёнок
- У нас родилась традиция
- Особенности развития речи ребенка в среднем дошкольном возрасте
- Учим малышей сочинять рифмы
- Ребенок в логопедической группе
- Когда ребенок не говорит
- Логопед - кто это? и зачем он нужен?
- Значение дыхательной гимнастики для развития речи
- Игры для домашней игротеки
- Новые логопедические технологии
- Отдыхаем с пользой (рекомендации логопеда)
- Что должен уметь ребёнок по речевому развитию в 6-7 лет
- Речевое развитие ребенка от 2-х до 3-х лет, норма, отклонение от нормы
- Развитие лексико - грамматических представлений у детей с ОНР
- Речевая готовность к школе.
- Особенности речи старших дошкольников
- «Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста»
- Обогащение словаря ребёнка дома и на улице
- Не стоим на месте
- Запинки в речи.
- Как помочь своему ребёнку научиться говорить плавно?
- Как помочь малышу заговорить?
- Что должен уметь ребёнок по речевому развитию в 6-7 лет?
- Связная речь у старших дошкольников
- Новые нетрадиционные технологии
- Что такое Трудово?
- Развитие в движении.
- Если ваш ребёнок не разговаривает…
- Профилактика нарушений письменной речи будущих первоклассников.
- Играя, грамоту закрепляем.
- Памятка для родителей будущего первоклассника.
- Сенсорная интеграция в детском саду
- Обогащение словаря старших дошкольников
- Как мы учимся красиво говорить
- Что изменилось?
- В феврале мы узнаём
- Фонематический слух- основа успешного обучения в школе. Консультация для родителей.
- Как самостоятельно проверить фонематический слух ребёнка и способствовать его формированию дома?
- Вистибулярная сенсорная система и её влияние на познавательно-речевое развитие воспитанников. Из личного опыта.
- Речевое развитие будущего первоклассника
- Онлайн-занятия – шаг в будущее.
- Особенности речевого развития ребёнка раннего возраста
- Палитра ощущений
- Элементы мозжечковой стимуляции в работе логопеда.
- Палитра ощущений
- Наша группа начала работу
- Итоги уходящего месяца…
- ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-5 лет).
- Мы растём и узнаём новое
- Как расширить словарный запас ребёнка в 3-4 года?
- От буквы до ДОМА СОВЫ
- Учимся сочинять сказки
- Мастерская буквы Д
- Памятка для родителей на время летнего отдыха
- Телесные практики в формировании речи дошкольника
- Инклюзивный интенсив – это…
- Инклюзивная история «Изумрудного города». Как это было…
- Ещё раз о ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКЕ…
- Формы работы учителя - логопеда и педагога - психолога с родителями обучающихся в условиях инклюзивного образования.
- Ксензик сайт- Фразовый конструктор для дошкольников
- Нужно-ли учить ребёнка говорить в три года?
- «Изумрудный город» для дошкольников
- Хранительница сказок в гостях у «Сочиняйки»
- Итоги уходящего учебного года 2022-2023
- Что ждёт нас в новом учебном году
- Важные моменты в нашей группе
- Компьютерные игры для развития речи
- Сочиняйка –это….
- Как влияет неправильный прикус на развитие речи?
- Все страницы
Новые логопедические технологии
Хорошо развитая речь ребенка является важным условием успешного обучения в школе. На сегодняшний день имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Одним из практических материалов помогающих непосредственно речевому развитию ребенка являются нетрадиционные логопедические технологии. Это: контрастные ванны кистей рук, логопедический массаж, массаж языка, аурикулотерапия, японская методика пальцевого массажа, Су-Джок терапия и другие технологии.
Развитие мелкой моторики как одно из средств развития речи также предлагается давно. Влияние мануальных ручных действий на развитие мозга человека было известно ещё во II веке до нашей эры в Китае.
Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. По мнению известного философа Канта: «Рука – это выдвинувшийся наружу человеческий мозг».
Использование нетрадиционных технологий способствует развитию высших корковых функций: памяти, внимания, мышления, оптико-пространственного восприятия, воображения, а также работоспособности, усидчивости и т.д.
Контрастные ванны - это воздействие на кисти рук холода и тепла попеременно. От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление. Сократительная способность мелких мышц кисти возрастает. Движения пальцев рук начинают формироваться в большем объёме, улучшается импульсация, в кору головного мозга подаются направленные сигналы, вследствие чего, лучше развивается двигательная зона.
Всё это способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки, ведёт к выполнению чётких движений при изодеятельности и, как следствие, улучшает процесс развития речи.
Проведение контрастных ванн не требует специального оборудования. Для её проведения необходимы кусочки льда, которые заранее готовят в «шашечках» или подставках от шоколадных конфет. Контрастные ванны проводятся в три этапа.
- Лёд высыпают в большую миску. Дети стоят вокруг стола и перебирают руками лёд (начинают с 10-15 секунд). Затем разогревают руки на горячей грелке (тазу с тёплой водой или пластиковые бутылки с горячей водой). Снова опускают руки в лёд. Данные ванночки проводят три раза. Затем насухо вытирают руки полотенцем.
- После проводят растяжки с каждым пальцем правой и левой руки (приведение большого пальца связано с зоной мышления). Затем проводится любая пальчиковая гимнастика.
- Развитие тактильной чувствительности:
- растирание в руках шишек, шариков, пробок от пластиковых бутылок. Собрать шишки в одну посуду, а шарики в другую и т.д.;
- поглаживание карточек, обтянутых разным по качеству материалом (шёлк, шерсть, ситец, буклированная ткань, крупный наждак);
- развитие тактильной чувствительности с помощью щётки с жёстким ворсом.
Необходимо помнить и о противопоказаниях!!!
Нельзя проводить контрастные ванны кистей рук детям с:
- эписиндромом;
- миопатией (наследственное заболевание);
- очень гибким детям.
Осторожно применять:
- длительно и часто с болеющими детьми;
- с гипервозбудимыми детьми.
Музыкотерапия. Мелодия способна изменить душевное и физическое состояние человека:
- Замедляет пульс
- Способствует расширению сосудов
- Нормализует артериальное давление
- Стимулирует пищеварение
- Улучшает аппетит
- Повышает тонус коры головного мозга
- Стимулирует дыхание и кровообращение
- Усиливает внимание
Многочисленные исследования в разных странах подтверждают, что классическая музыка не только гармонизирует психологическое состояние ребенка любого возраста, но и даже способствует развитию творческих способностей, творческого воображения, а через него - восприятия разных сторон жизни, а также внимания и интеллекта, помогает раскрытию внутреннего потенциала, коммуникабельности и даже развитию речи.
В начале 1950-х годов во Франции талантливый исследователь, врач-фониатр и оториноларинголог А. Томатис (Alfred Tomatis) предложил рассматривать орган слуха как генератор, возбуждаемый приходящими извне звуковыми колебаниями и заряжающий энергией мозг, а через него весь организм. Томатис использовал музыку для стимуляции слуховых нейронов с целью коррекции речи и способности к коммуникации у детей.
Из композиторов он особо выделил В. А. Моцарта. По исследованиям Томатиса, тональный звуковой ряд у Моцарта близок к тембральным окраскам человеческогоголоса. Кроме того, в своих сочинениях композитор использовал плавные тридцатисекундные переходы от "forte" (громко) к "piano" (тихо), совпадающие с биоритмами в полушариях головного мозга.
В результате он ввёл в употребление термин «Моцарт-Эффект». Эффект же заключается в том, что дети, слушающие в нежном возрасте (до трёх лет) Моцарта, становятся умнее.
Томатис провел исследование и доказал, что ухо еще не родившегося ребенка начинает слышать звуки извне по прошествии 4,5 месяца после зачатия. Чтобы повысить интеллект ребенка и привить ему интерес к музыке на самом раннем этапе развития, Томатис предложил проводить музыкальные сеансы для будущих мам как в специально оборудованной клинике, так и в домашних условиях. Музыкальные произведения он рекомендовал те же - классическую музыку Моцарта. В своей работе я применяю этот метод уже третий год. Наши дети прослушивают перед утренними занятиями одно музыкальное произведение, благодаря которому заметно меняется настроение, дети становятся более собранными, внимательными, улучшается познавательная активность всех детей на занятиях.
Для улучшения работы органов артикуляции: «грушевый» - спринцовочный самомассаж языка.
Известно, что произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикулярного аппарата. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляции помогает не только проведение артикуляционной гимнастики в традиционном её виде, но самомассаж языка с помощью медицинской резиновой спринцовки (для грудничков), который носит игровой характер и вызывает положительные эмоции у детей. Дети с удовольствием помогают своему язычку «стать сильным и крепким», «жуя» резиновую «грушу» делают массаж языка, выполняя интенсивные движения имитирующие «жевание пищи». Необходимо помнить, что выполнение данного самомассажа возможно через час после приёма пищи или за полчаса – час до её приёма, чтобы избежать возникновения рвотного рефлекса. «Жевать грушу» нужно не менее трёх минут на начальном этапе и увеличивать время до семи-десяти минут. Упражнения с «грушей» дети проводят между занятиями, в течение всего дня не менее трёх раз. Очень эффективно применение данного вида массажа языка на начальном этапе коррекционной работы, мы его применяем на этапе постановки звуков. Это массаж универсален в своём воздействии, он укрепляет мышцы языка, где это требуется. Хочется отметить, что на языке, так же как и на кончиках пальцев и ушных раковинах расположены точки, воздействуя на которые мы активизируем чувствительные зоны в полости рта, стимулируя иннервацию, что положительно сказывается и на речевом и на познавательном развитии.
Используемый нами в коррекционной работе самомассаж способствует быстрой нормализации тонуса артикуляционных мышц и формированию координированных артикуляционных движений. Воздействуя на полость языка, мы автоматически стимулируем и биологические точки, ответственные за иммунитет, тем самым способствуем оздоровлению ребёнка.
Имеются противопоказания. Нельзя проводить данный вид самомассажа детям с эписиндромом.
Существует ещё одна процедура, активизирующая мыслительную и речевую деятельность детей: Аурикуло-массаж - это точечное воздействие на биологически активные точки. Массаж аурикул можно проводить несколько раз в день, но не чаще, чем через 5 часов. Не рекомендуется выполнять его перед сном. Массаж ушных раковин нужно делать одноименными руками: левое ухо – левой рукой, правое ухо – правой рукой. Выполняют массаж, посадив ребенка на низкий стульчик, спиной к себе. Массаж выполняют без остановок выбрав для себя определенный темп, что усиливает эффект от полученного воздействия. Регулярное выполнение аурикулярного массажа способствует активизации работы всего организма, а также благоприятно влияет на зоны памяти и внимания, которые, как правило, сильно нарушены у детей с проблемами речевого развития.
- Быстро загнуть ушные раковины к лицу и резко отпустить (2 раза).
- Поглаживающие движения ушных раковин по часовой стрелке и против часовой стрелки (10-15 сек).
- Оттягивание мочек ушей вниз (15-20 сек).
- Массирующие движения мочек ушей по часовой стрелке и против часовой стрелки (20 сек).
- Большой палец поставить в слуховое отверстие, указательный – под козелок. Резко сжимать козелок (20 сек).
- Массирующие и сжимающие действия на противокозелок (20 сек).
Су Джок акупунктура - это современное течение Восточной медицины, открыл ее корейский профессор Пак Чже Ву в 20 веке. Су означает кисть Джок означает стопа. Кисть и стопа имеют большое количество точек, и воздействуя на эти точки можно воздействовать на весь организм в целом, главное знать как и что делать. Су – Джок терапия – развитие познавательной, эмоционально – волевой сфер ребенка. Профессор Пак Чже Ву обосновал взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия «руки и ноги человека с телом человека» Достоинства СУ–Джок терапии: Высокая эффективность Абсолютная безопасность Уверенность метода Доступность для каждого Простота применения.
Хромотерапия. Терапевтическое воздействие цвета на организм человека. Помимо зрительных образов глаз выполняет функцию восприятия световой энергии и цветовых эффектов. Изменениями светового и цветового режимами можно воздействовать на функции: вегетативной нервной системы; эндокринных желез. СИНИЙ ЦВЕТ - оказывает успокаивающее воздействие. Расслабляет, снимает спазмы. Уменьшает головные боли. Понижает аппетит. Стимулирует умственную деятельность. ГОЛУБОЙ ЦВЕТ - оказывает тормозящее действие при психическом возбуждении. ФИОЛЕТОВЫЙ ЦВЕТ- угнетает психические и физиологические процессы, снижает настроение. ЗЕЛЁНЫЙ ЦВЕТ – успокаивает, создаёт хорошее настроение, повышает защитные силы организма, способствует угасанию воспалений, стимулирует зрение. РОЗОВЫЙ ЦВЕТ - оказывает тонизирующее воздействие. ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ - вызывает чувство покоя, нейтрализует негативные действия.
Литотерапия- это терапевтическое воздействие камней(минералов) на организм человека современная фармакология использует для приготовления различных лекарств более 50 различных минералов. считается, что минералы координируют циркуляторную систему сосудов и деятельность головного мозга, так Аметист – снимает головную боль, бессонницу, укрепляет эндокринную систему, увеличивает активность правого полушария мозга; Бирюза – уравновешивает эмоции, укрепляет чувства взаимопонимания; Жемчуг – укрепляет память, приносит покой и умиротворение; Малахит – стимулирует работу сердца, кровеносных сосудов, легких; Топаз – влияет на щитовидную железу.
Предложенные методы по активизации органов артикуляции зарекомендовали себя, как доступное,эффективное средство, которое можно активно применять в логопедической практике. Применение данных методов способствует достижению положительных результатов в короткие сроки. У детей: нормализуется мышечный тонус органов артикуляции; стимулируются двигательные функции артикуляционного аппарата; активизируется речевая функция; повышается работоспособность, улучшается соматическое состояние.
Учитель-логопед: Ксензик А.А.