г. Кодинск ул. Михайлова 12 А

 Тел.: +7 (39143) 70185

 Email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Страничка логопеда

 

   Вот и прошло два месяца с начала учебного года. Наши дети заметно подросли и изменились. Какие происходят  изменения в речи старших дошкольников? О каких особенностях речевого развития должны знать Вы, уважаемые родители?  Какими речевыми навыками должен обладать ребёнок на шестом году жизни?

   В этом возрасте у ребёнка  совершенствуются все стороны речи: словарный запас, грамматический строй, речевой слух и навыки звукового анализа, связная  речь. В ходе общения ребёнок пользуется  развернутыми фразами, точно и понятно отвечает на вопросы, способен рассказать о событиях, свидетелем которых он был. Дошкольник не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные, временные, условные, сравнительные и другие отношения.

   На шестом году ребенок полностью овладевает грамматическим строем речи и пользуется им достаточно свободно. Грамматическая правильность речи ребенка во многом зависит от того, как часто взрослые обращают внимание на его ошибки, исправляют их, показывают правильный образец. Старший дошкольник образовывает  множественное  число существительных, например:  много мячей, воробьёв, деревьев, стульев, окон. Ответы детей чаще всего бывают такими: много мячёв, воробьей, деревов, стулов, окнов.  Умеет образовывать слова. Относительные прилагательные. Игра «Какой? Какая? Какое?» Например: сок из яблок-яблочный, салат из огурцов-огуречный, запеканка из моркови-морковная.   Образовывает  новые  слова с помощью приставок,  например  от слова шёл  – пришёл, зашёл, ушёл и т.д. Согласовывает существительные с числительными. Например: посчитаем фишки..одна фишка, две фишки и т.д. Как правило, такие навыки у ребёнка формируются благодаря слаженной совместной работе педагогов дошкольного учреждения и родителей.

   В дальнейшем разговорной речи дошкольник в соответствии с темой разговора использует как краткие, так и развернутые ответы. Может участвовать в беседе, поддерживать разговор благодаря достаточному словарному запасу. За год запас слов, используемых ребенком в общении, увеличивается на 1000-1200 слов по сравнению с предшествующим возрастом и достигает 3000 слов. Дети активно используют существительные с обобщающим, а также с конкретным значением, прилагательные, обозначающие материал, свойства, качества, состояние предметов; широко употребляют глаголы с различными приставками и суффиксами. Дети учатся использовать в речи слова с противоположным значением. Антонимы: друг — враг, высокий — низкий, больной-здоровый, добрый-злой; слова, близкие по смыслу, — синонимы: ходить — идти, шагать; грустный — печальный, безрадостный.

   Но, несмотря на значительное расширение лексики, ребенок еще далек от свободного пользования словами: наблюдаются недочеты и иногда ошибки в употреблении слов и в построении фраз при пересказах сказок, рассказов, во время беседы.

   Общаясь со сверстниками старший дошкольник  осознанно меняет силу и высоту голоса, пользуется различными интонациями: вопросительной, восклицательной, повествовательной. Ребенок осваивает слово в единстве его значения и звучания, учится употреблять слова в точном соответствии со смыслом, правильно их произносить. Обычно к 5-6 годам ребенок правильно произносит все звуки родного языка, не ошибается в ударении. В этом возрасте следует продолжить работу по закреплению правильного звукопроизношения, точного произношения многосложных слов. Особого внимания требуют звуки, которые появляются в речи позже других. Это звуки: [ц], [ч], [ш], [щ], [ж], [л], [р].

   В возрасте 5~6 лет ребенок учится различать звуки на слух, проводить  звуковой анализ: определять место звука в слове (начало, середина, конец), последовательность и количество звуков. Навыки элементарного звукового анализа необходимы для освоения чтения и письма. Именно в этом возрасте дети проявляют интерес к звукам речи и буквам, поэтому Вам уважаемые родители,  необходимо обращать внимание на выразительность речи ребенка, его умение пользоваться различными интонациями, дыханием, голосом. Распространенным недостатком является очень быстрая, эмоциональная речь. Специальные упражнения помогут нормализовать речевой ритм и темп, улучшить дикцию. Произношение шестилетних детей мало отличается от речи взрослых.

   Таким образом, к концу шестого года жизни ребенок в речевом развитии достигает довольно высокого уровня. Он владеет правильным звукопроизношением, выразительной и эмоциональной речью, имеет необходимый для свободного общения со взрослыми и сверстниками словарный запас, грамматические формы. Его высказывания становятся содержательнее, точнее, выразительнее.

   Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе,- одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка в дошкольных учреждениях и семье. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задавать вопросы, договариваться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко откладывает отпечаток на его характер. К 6-7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.

   Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с окружающими. Поэтому главная наша задача, вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребёнка. Чем раньше будет начата работа по устранению нарушений в речи ребёнка, тем эффективней её результат.

Учитель-логопед: Ксензик А.А.