г. Кодинск ул. Михайлова 12 А

 Тел.: +7 (39143) 70185

 Email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Страничка логопеда

 

 

Обогащение словаря ребенка  дома и на улице.

 

Ни для кого не секрет, что речь у ребёнка сама собой не появляется и по наследству она не передаётся. Везде, где бы ни находился ребёнок, он непроизвольно перенимает опыт речевого общения от окружающих его людей. Это значит, что мы все для него являемся речевым образцом. Очень важно дать такой образец, чтобы в дальнейшем речевое развитие ребёнка вызывало гордость и показало значимость проведённой работы. В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности  является игра, в том числе и для старших дошкольников. Только в непринуждённой обстановке, в привычной для ребенка ситуации и обязательно в хорошем настроении мы можем расширить и обогатить его словарный запас, сделать его точным и ёмким.

Для этого нужно использовать каждую свободную минутку и возможность. Играйте с ребёнком по дороге в детский сад и обратно, когда выполняете домашние дела. Постепенно вся эта деятельность превратится в хорошую домашнюю традицию.

 

Словесные игры для обогащения словаря.

 

«Я заметил»

«Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем, какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая. Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.

«Волшебные очки»

«Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т.п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр.»

 «Угощаю»

«Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» вам на ладошку, затем вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.

«Какой? Какая? Какое?»

«Из яблок сок… (яблочный); из груш… (грушевый); из слив… (сливовый); из вишни… (вишневый); из моркови, лимона, апельсина и т.п.  А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т.д.»

 

«Доскажи словечко»

Взрослый начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например:

- Ворона каркает, а воробей… (чирикает). Сова летает, а заяц… (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади… (жеребенок) и т. п.;

 - Медведь осенью засыпает, а весной…

- Пешеходы на красный свет стоят, а на зелёный…

- Мокрое бельё развешивают, а сухое…

- Вечером солнце заходит, а утром…

 

 

«Отгадай, кто это?»

Взрослый произносит слова, а ребёнок отгадывает, к какому животному они подходят:

- Прыгает, грызёт, прячется? (заяц)                - Бодается, мычит, пасётся?

- Крадётся, царапается, мяукает?                    - Шипит, извивается, ползает?

Если справились, попробуйте поиграть наоборот. Пусть ребёнок говорит, что умеет делать животное, а вы попробуйте отгадать, кто это.

 

«Отгадай предмет по его частям»

- Четыре ножки, спинка, сиденье.                         - Корень ствол, ветки, листья.

- Носик, крышка, ручка, донышко.                        - Корень, стебель, листья, лепестки.                                                                                                     

 

«Упрямые слова»

Расскажите ребенку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро). «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто и т.д.». Задавайте ребенку вопросы и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях.

 

«Исправь ошибку»

Взрослый читает предложения, а ребёнок исправляет и говорит правильно.

Конура залезла в собаку. Лужа перепрыгнула через меня. Стул залез под котёнка. На лягушку прыгнула трава. Кустик спрятался за ёжика.

 

«Что в мешочке?»

В мешочек сложить разные предметы (игрушки, овощи, фрукты, и т.д.). Ребенок должен опустить в него руку и, не вытаскивая предмет, на ощупь определить и назвать то, что он ощупывает.
Ребенок (вытаскивает предмет и говорит, например, про мяч). Это мяч. Он синий с белой полоской, резиновый, круглый. Его можно кинуть, ударить о стену или бросить на пол.

Уважаемые, родители! Помните, что:

  1. Помните, что основные собеседники для ребенка в семье – мама, папа, бабушка или дедушка.
  2. Давайте задание  старшим детям как можно больше разговаривать с ребенком в свободное время.
  3. Как можно чаще рассматривайте вместе  с детьми репродукции художественных картин, альбомы, картинки, беседуйте о просмотренном.
  4. Предложите ребенку соревнование «Чья сказка лучше», «Чей рассказ интереснее» с участием всех членов семьи.
  5. Записывайте в тетрадь или на магнитофон рассказы и сказки вашего ребенка. Через 2-3-месяца прослушайте их вместе с ребенком, проанализируйте, запишите новые.

Февраль 2018г. Сообщение подготовил  учитель-логопед: Ксензик А.А.