Страничка логопеда
- Подробности
- Просмотров: 8960
- Ксензик Анна Александровна
- Правильно ли говорит Ваш ребёнок
- У нас родилась традиция
- Особенности развития речи ребенка в среднем дошкольном возрасте
- Учим малышей сочинять рифмы
- Ребенок в логопедической группе
- Когда ребенок не говорит
- Логопед - кто это? и зачем он нужен?
- Значение дыхательной гимнастики для развития речи
- Игры для домашней игротеки
- Новые логопедические технологии
- Отдыхаем с пользой (рекомендации логопеда)
- Что должен уметь ребёнок по речевому развитию в 6-7 лет
- Речевое развитие ребенка от 2-х до 3-х лет, норма, отклонение от нормы
- Развитие лексико - грамматических представлений у детей с ОНР
- Речевая готовность к школе.
- Особенности речи старших дошкольников
- «Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста»
- Обогащение словаря ребёнка дома и на улице
- Не стоим на месте
- Запинки в речи.
- Как помочь своему ребёнку научиться говорить плавно?
- Как помочь малышу заговорить?
- Что должен уметь ребёнок по речевому развитию в 6-7 лет?
- Связная речь у старших дошкольников
- Новые нетрадиционные технологии
- Что такое Трудово?
- Развитие в движении.
- Если ваш ребёнок не разговаривает…
- Профилактика нарушений письменной речи будущих первоклассников.
- Играя, грамоту закрепляем.
- Памятка для родителей будущего первоклассника.
- Сенсорная интеграция в детском саду
- Обогащение словаря старших дошкольников
- Как мы учимся красиво говорить
- Что изменилось?
- В феврале мы узнаём
- Фонематический слух- основа успешного обучения в школе. Консультация для родителей.
- Как самостоятельно проверить фонематический слух ребёнка и способствовать его формированию дома?
- Вистибулярная сенсорная система и её влияние на познавательно-речевое развитие воспитанников. Из личного опыта.
- Речевое развитие будущего первоклассника
- Онлайн-занятия – шаг в будущее.
- Особенности речевого развития ребёнка раннего возраста
- Палитра ощущений
- Элементы мозжечковой стимуляции в работе логопеда.
- Палитра ощущений
- Наша группа начала работу
- Итоги уходящего месяца…
- ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-5 лет).
- Мы растём и узнаём новое
- Как расширить словарный запас ребёнка в 3-4 года?
- От буквы до ДОМА СОВЫ
- Учимся сочинять сказки
- Мастерская буквы Д
- Памятка для родителей на время летнего отдыха
- Телесные практики в формировании речи дошкольника
- Инклюзивный интенсив – это…
- Инклюзивная история «Изумрудного города». Как это было…
- Ещё раз о ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКЕ…
- Формы работы учителя - логопеда и педагога - психолога с родителями обучающихся в условиях инклюзивного образования.
- Ксензик сайт- Фразовый конструктор для дошкольников
- Нужно-ли учить ребёнка говорить в три года?
- «Изумрудный город» для дошкольников
- Хранительница сказок в гостях у «Сочиняйки»
- Итоги уходящего учебного года 2022-2023
- Что ждёт нас в новом учебном году
- Важные моменты в нашей группе
- Компьютерные игры для развития речи
- Сочиняйка –это….
- Как влияет неправильный прикус на развитие речи?
- Все страницы
Сопровождая группы детей младшего дошкольного возраста, я обратила внимание на то, что всё чаще стали встречаться случаи нарушения темпа речи детей. Как правило, это проявляется в возрасте от 3-х до 4-х лет. Этот возраст считается критическим, так как развитие речи ребёнка идет настолько активно, что нервная система некоторых детей начинает давать сбои. Это проявляется в изменении поведения малыша. Ребенок устраивает истерики, проявляет вспышки агрессии, чувствует себя непонятым, не услышанным. Так реагирует организм ребёнка на перегрузку.
Помните уважаемые родители, что в этот момент необходимо создать малышу особый режим. Не переутомляйте его всевозможными развлекательными мероприятиями, дополнительными занятиями и курсами иностранных языков.
Знайте, если вы видите, что ваш малыш после возвращения из детского сада выглядит уставшим, подумайте, стоит ли определять его на курсы английского языка или на какой-либо другой кружок. Лучше всего будет, если вы определите его в спортивную секцию. Это укрепит и закалит нервную систему болезненного и ослабленного ребенка.
Заикание у детей делится на виды. Так называемые запинки могут возникнуть в три-четыре года. Надо сказать, что существуют разные классификации заикания. Самая распространенная – патогенетическая. В ней, выделяется: Эволюционное заикание, или заикание РАЗВИТИЯ, возникающее у детей в период становления речи (от трех до пяти лет); Реактивное (психогенное) заикание, появляющееся у подростков и взрослых на фоне психических заболеваний или нервных срывов; Симптоматическое заикание, сопутствующее органическим поражениям центральной нервной системы в зрелом возрасте (заболевания головного мозга сосудистого, травматического или инфекционного характера).
Почему возникает заикание у детей? У каждого случая заикания есть своя «основа» (психофизиологические особенности человека, окружающая среда-социум) и «импульсы»: какие-то события, провоцирующие это речевое расстройство.
Причины возникновения заикания:
Нервные заболевания или психические расстройства в семье.
Невропатические особенности самого ребенка: всевозможные страхи, энурез, повышенная утомляемость, раздражительность, эмоциональная лабильность.
Конституционные особенности ребенка: слабость высшей нервной деятельности, болезненная ранимость, подверженность психическим травмам.
Отягощенная речевая наследственность: заикание ближайших родственников, аномалии в строении речевого аппарата (расщелина неба, губы; челюстно-лицевые аномалии, укороченная подъязычная уздечка и проч.)
Поражение центральной нервной системы в различные периоды жизни ребенка: внутриутробные и родовые травмы, энцефалопатия, инфекционное и травматическое поражение головного мозга в раннем детстве.
Физическая ослабленность ребенка: «болячки» простудного и инфекционного характера, аллергия. Частые болезни не только подтачивают здоровье, но и «подталкивают» заикание. К тому же, ребенок во время лечебных процедур испытывает сильнейшие стрессы от уколов и прочих медицинских манипуляций. У него возникает «страх белых халатов».
Ускоренное развитие речи. Слишком бурно развивающийся процесс может быть со знаком «минус». В этом случае ребенок проявляет завидную активность. Речь у него не поспевает за мыслью, слов не хватает! Малыш начинает буквально захлебываться словами. Это, так называемый, полтерн. Во время него наблюдается повторение слогов, слов. Подобные гонки без тормозов могут привести к заиканию. Родителям надо потихонечку притормаживать своего болтунишку и переводить разговор в спокойное русло.
Особенности деятельности головного мозга. У маленьких детей речевые зоны незрелы, а иногда и вовсе смещены. Это проявляется, в частности, в леворукости. Если родители насильно заставляют ребенка пользоваться правой рукой как ведущей, проблем не избежать! Грубое вмешательство в тонкие психические процессы вызывает сбой в работе речедвигательной системы и, как следствие заикание.
Скрытый психический дискомфорт. Взрослые предъявляют к ребенку завышенные требования. Очень часто родительское тщеславие не дает покоя. Так хочется продемонстрировать знакомым одаренность чада! Вот и заставляют кроху декламировать стихотворение со сложным текстом, повторять заумные фразы. А у малыша мышцы артикуляционного аппарата не готовы к нагрузке, да и соответствующие зоны головного мозга не созрели. Вот и случается срыв.
Жёсткое воспитание. Обычно папы стараются так воспитывать своих чад. Порядок и выполнение суровых требований, на их взгляд должны окружать ребёнка с детства: всё строго по расписанию, никаких скидок на возраст! Результат муштры бывает плачевный. Ребенок растет скованным, пугливым. Он теряется, когда надо принять самостоятельное решение. Часто именно незаслуженное, или чрезмерное наказание является «толчком».
Недостаточность эмоциональных контактов с близкими людьми. В таких семьях царит «ледяное безмолвие». Нет душевной теплоты, ласковых слов, нежных прикосновений. Занятым взрослым некогда поговорить с ребенком. Да и выслушать – тоже. Его обрывают на полуслове: «Нечего болтать! Без тебя голова болит!». Возникающая в таких случаях напряженность и «невысказанность» изо дня в день аккумулируется в ребенке. Она, чаще всего заканчивается истериками и заиканием.
Недостаточно развитая моторика. Чувство ритма, темпа, слаженность мимико-артикуляционных движений – основа правильной, красивой речи. Если всему этому не уделялось внимание в раннем детстве, восполнить пробел на более поздних этапах речевого развития удается с трудом. Заикание – и есть следствие этих пробелов.
Релаксация как один из способов борьбы с заиканием и полтерном.
У заикающегося ребенка, как с невротическим, так и с неврозоподобным, должен быть определенный распорядок дня, включающий прогулки, дневной сон (обязательно!), 4-5-ти разовое полноценное питание и занятия-игры, направленные на преодоление заикания.
Заикающиеся дети часто подвижны, нервны. Их мышцы находятся в постоянном напряжении, что еще больше провоцирует судорожные проявления в дыхательно-артикуляционных органах. Снять это напряжение (гипертонус) просто необходимо! Научите своего ребенка расслабляться. Это достигается с помощью игр. Некоторые из них проводятся сидя на стульчике (расслабление мышц плечевого пояса, рук, шеи, живота, диафрагмы). Некоторые, - лежа на коврике. Начните с расслабления рук: кулачки сжать и полностью расслабить (несколько раз). А теперь пусть уронит руки «как плети», тоже несколько раз. Все это взрослый показывает и облекает в игровую форму. Следите при этом, чтобы не было напряжения в плечевом поясе, в шейном отделе. Точно так же проводится работа по расслаблению мышц ног, живота, шеи. Очень хорошо, если родители увлекаются спортом. Тогда они без труда подберут упражнения, в которых чередуется работа (по группам мышц) на напряжение и полное расслабление.
Игры-перевоплощения в помощь для устранения запинок.
Знаете ли Вы уважаемые родители, что игры-перевоплощения помогают ребёнку забыть о проблемах и справиться с запинками. Поучаствуйте в этих играх и помогите малышу представить себя, например… маленьким слонёнком или медвежонком. Это очень здорово! Благодаря таким играм он избавляется от различных страхов и комплексов, снимают «речевые зажимы».
Поиграйте с ним. Возможно, ваш малыш уже видел, как киты выпускают фонтаном струю воды, всплывая на поверхность. Повторить подобное будет просто. Уложите ребёнка на ковер, положите под голову небольшую подушечку. Лёжа на спине, малыш должен выдохнуть воздушный «фонтан». Правая рука находится на животе в области диафрагмы. Малыш-китёнок вдыхает носом воздух и одновременно втягивает животик, а затем медленно выдыхает через рот и выпячивает животик:«п-ф-ф»:
Словно остров, кит плывет в море-океане.
И купает всех подряд он в своем фонтане!
Повторите это упражнение несколько раз. В конце его ребёнок должен полностью расслабиться и некоторое время полежать спокойно.
А теперь изобразите самовар. Малыш, сидя на стульчике, держит одну ладошку на животе, а другую – на груди. Делает вдох носом и максимально втягивает в себя живот , а затем медленно-медленно выдыхает воздух через рот. Животик в это время раздувается, словно шарик, мышцы живота расслабляются. Взрослый сопровождает эти действия словами:
Самовар кипит, самовар пыхтит:
П-ф-ф-ф…, п-ф-ф-ф-…, п-ф-ф-ф-…
Приглашает он гостей чай отведать поскорей:
П-ф-ф-ф…, п-ф-ф-ф-…, п-ф-ф-ф-…
Не забывайте при этом следить, чтобы плечи малыша не приподнимались!
Последние две игры-перевоплощения помогают снять спазм и судороги в области диафрагмы. Они учат ребенка и правильному диафрагмальному дыханию.
Расслабление мышц артикуляционного аппарата. В этих мышцах чаще всего возникают судороги. Они могут быть в губах, в языке, в мягком небе. Важно помочь ребёнку преодолевать их спазм и напряжение.
Игры на расслабление артикуляционного аппарата обязательно должны проводиться у зеркала. Это нужно для того, чтобы ребёнок мог фиксировать ту или иную артикуляционную позу. За основу берутся обычные артикуляционные упражнения. Например, «Улыбка». Кратковременно, но с большим усилием ребенок растягивает губки, и быстро их расслабляет: «Солнышко улыбнулось, и – спряталось за тучку, снова улыбнулось, и – спряталось» (несколько раз). Другое упражнение, «Хоботок»: «Слоненок потянулся за конфеткой и убрал свой хоботок». «Спрячем губки»: крепко сжали (спрятали) губы и – расслабили. «Сердитый котенок»: «Котенок рассердился и выгнул спинку (язык упирается кончиком в передние зубы и выгибается «горочкой»), а теперь он улегся спать». Очень важно, чтобы напряжение артикуляционных органов было кратковременным, но сильным, а расслабление – длительным. Ребенок должен обязательно почувствовать и понять как расслабились мышцы его губ, мягкого нёба, языка, как приятно это ощущение. Постоянно повторяйте это слово: «расслабились». Постепенно выработается своего рода рефлекс, который будет незамедлительно убирать напряжение. Хочется, чтобы данная информация помогла Вам.