г. Кодинск ул. Михайлова 12 А

 Тел.: +7 (39143) 70185

 Email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Страничка логопеда

 

Когда малыш приходит в детский сад, родители, сравнивая достижения своего ребёнка с достижениями других детей,  невольно начинают волноваться: «А всё ли мы делаем верно в плане речевого развития своего ребёнка? Почему этот ребёнок уже так чисто разговаривает, а наш только на «тарабарском языке» общается?»

На что в первую очередь нужно обращать своё внимание в данном случае?

Главная задача, уважаемые родители, заключается в понимании важности и ответственности в формировании речи ребёнка и желании ему в этом помогать.

Неотъемлемые условия своевременного и правильного формирования речи ребёнка: это нормальное функционирование речедвигательного и слухового аппаратов, нахождение ребёнка в полноценной окружающей речевой среде.

Для успешного её формирования необходимо:

• развитие слухового внимания

•формирование правильного звукопроизношения

•выработка правильного речевого дыхания

•умелое использование компонентов интонационной выразительности.

Правильное воспроизведение речи обеспечивается за счет наличия физического слуха  - способности слышать окружающие звуки. Способность воспринимать звуки речи, фонемы, различать слова близкие по звучанию -это фонематический слух. От того, на сколько сформирован  фонематический слух, зависит  успешность  ребёнка  производить звуковой анализ и синтез слов, при подготовке  к овладению чтением и письмом уже в более старшем возрасте, но база его закладывается именно сейчас. Для этого мы с ребёнком играем в игры: «Угадай, что звучит?» Сначала ребёнок учится различать неречевые звуки, такие как шуршание бумаги, соломы, звук льющейся воды, пересыпающейся крупы, звук колокольчика, бубна  и т.п. Потом игра усложняется. Ребёнок учится определять окружающих по голосу и т.п.

Звукопроизношение – способность правильно воспроизводить звуки родного языка. Неточность их произношения отрицательно отражается на восприятии и понимании речи. Причинами несвоевременного или неправильного усвоения звуков являются: снижение физического слуха; отклонение в строении артикуляционного аппарата (нарушение в строении зубочелюстной системы, неправильный прикус, короткая подъязычная связка, расщепления твердого и мягкого неба, губы, малая подвижность языка, мягкого нёба, губ); слабый, укороченный выдох; неправильная или чрезмерно ускоренная речь окружающих; недоразвитие фонематического восприятия, когда ребенок не отличает одни звуки от других;

Задача совершенствования артикуляционного аппарата заключается в том, чтобы в процессе речевой гимнастики или специальных игр и упражнений укреплять мышцы детей. Учить их при разговоре достаточно широко открывать рот, быстро переключать мышцы артикуляционного аппарата с одного движения на другое, развивать подвижность языка и губ, способность придавать им нужное положение для правильного воспроизведения звуков.

Речевое дыхание - это способность человека в процессе речевого высказывания своевременно производить короткий глубокий вдох и рационально расходовать воздух при выдохе. Речевое дыхание является основой звучащей речи, источником образования звуков, голоса. Речевое дыхание осуществляется произвольно, неречевое — автоматически. В процессе речи выдох происходит в основном через рот, он несколько замедлен. При физиологическом дыхании вдох и выдох совершаются только через нос. По продолжительности они примерно одинаковы.

Правильное речевое дыхание:

•обеспечивает нормальное функционирование голосового аппарата;

•предохраняет голосовой аппарат от переутомления;

•способствует сохранению плавности речи;

•способствует правильному использованию интонационных средств выразительности, четкости произносимых слов;

•способствует сохранению здоровья;

Неправильное речевое дыхание нередко является причиной позднего или неправильного усвоения звуков (Р- нужна сильная воздушная струя, которая должна привести в колебательное состояние кончик языка).

Очень важно вовремя научить ребёнка  пользоваться речевым дыханием. Для этого уже сейчас необходимо проводить подготовительную работу. Учить малыша производить короткий, без напряжения мышц лица и шеи, вдох и плавно, бесшумно выдыхать через рот, вырабатывая точной силы выдох. Для этого подходят такие игры как: «Сдуй пушинку», «Загоним мяч в ворота», «Кораблик на волнах», а также надувание мыльных пузырей, воздушных шаров и т.п.

Интонационная выразительность речи. Интонация - является средством эмоционально-волевого отношения говорящего к содержанию речи, обращенной к слушателям.

Задача воспитания интонационной выразительности речи заключается в том, чтобы учить детей изменять голос по высоте и силе в зависимости от содержания высказывания, пользоваться паузами, логическим ударением, менять темп и тембр речи; точно, осознанно выражать как свои, так и авторские мысли, чувства и настроения. В этом помогут такие игры, как: «Далеко-близко», «Кто позвал?» и т.п.

Важно помнить, что постоянное общение с ребенком, речевые игры в непринуждённой обстановке - все это залог успешного формирования правильной устной речи вашего ребёнка. Занимайтесь, общайтесь, играйте! И тогда речевое развитие вашего малыша будет вызывать только гордость и радость.