г. Кодинск ул. Михайлова 12 А

 Тел.: +7 (39143) 70185

 Email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Страничка логопеда

   Многие  родители  будущих первоклассников  уже сейчас задумываются о возможных трудностях обучения в школе. Стараются максимально подготовить своего ребёнка к школе и не всегда понимают, почему и по какой причине возникают нарушения письма и чтения.

   Очень важно знать, что нарушения  устной речи влияют  на формирование письменной речи,  а также могут вызвать трудности при обучении ребёнка  чтению и письму. Это может проявляться  в характерных ошибках. Поэтому очень важно проводить  своевременное выявление и устранение нарушений  устной речи, а также применять комплексы профилактических упражнений для предупреждения дисграфии.

   Дисграфия- это стойкое нарушение письма, проявляющееся в:  пропусках, перестановках или замене букв и слогов в словах;  нарушении структуры предложений (слитное написание слов в предложении; нарушение  границ предложения); трудности в овладении  письмом, при  сохранном  интеллекте, нормальном  физическом  слухе и зрении.

   Дисграфию можно определить  по специфическим постоянно повторяющимся ошибкам.

   Для понимания  механизма возникновения дисграфии, важно  знать, что мы обладаем такими видами слуха, как :

-физический (благодаря ему   мы  различаем шум листвы и дождя, летний гром, жужжание пчелы  и т. д.);

-музыкальный слух (даёт возможность наслаждаться любимой мелодией, интонационно верно напевать знакомую песню);

-речевой слух (позволяет понимать речь, отличать один звук от другого); при недостаточности речевого слуха человек не различает схожие звуки (например, [с - з], [ш - ж], [ц - ч], [к - х], [з - ж] и др.), обращённую речь воспринимает искажённо. Если у ребёнка нарушен речевой слух, то ему  трудно научиться читать и писать.

   Как предупредить дисграфию и  что делать, если специалистами она выявлена? Помните, что каждому ребёнку по силам овладеть чтением и письмом, если они будут регулярно и  настойчиво заниматься. Всё зависит от индивидуальных способностей и желания самого  ребёнка. Занятия представляют собой  тренировку речевого слуха.

   Получив консультации специалистов, не  рекомендуется:

-заставлять ребёнка читать большие тексты, писать с ним большие диктанты.

-показывать ребёнку  своё раздражение, ругать его, но  хвалить без меры и бурно выражать свою радость тоже не стоит. Лучше объективно оценивать успехи и объём предстоящих усилий.

-обычные способы и методы обучения, пусть и повторяемые многократно, не приносят заметных результатов у детей с проблемами речевого развития. Постоянные переписывания плохо выполненных заданий лишь вызывают в нём неуверенность в себе и неприязнь к обучению в целом.

-стараться исправить всё и сразу. Сосредоточившись на одной задаче, снижайте требования по другим параметрам. Например, добиваясь безошибочного списывания, не обращайте внимания на неаккуратный почерк.

   Как понять, что у ребёнка дисграфия? Внимательно рассмотрите письменные работы  своего ребёнка, понаблюдайте за тем, как он пишет.

   Основными симптомами дисграфии являются специфические ошибки (не связанные с применением орфографических правил), которые носят стойкий характер и возникновение которых не связано с нарушением интеллектуального развития ребёнка.

   Дисграфические ошибки отчётливее всего видны, когда неправильно написанная буква стоит в сильной позиции, то есть её отчётливо слышно. Например, в слове «класс» неправильно написать гласную букву («клосс») может только дисграфик.

   Примеры дисграфических ошибок:

-пропуск букв, перестановка букв чаще встречается в словах со стечением согласных звуков (двор – «довр»);

-добавление лишней буквы (чаще всего той, которая уже есть в слове: дружно – «дуружно», иногда гласной буквой «разбавляется» скопление согласных: девочка – «девочика»),

   замены букв:

-звонких и глухих согласных (зима – «сима»),

-гласных о - у, ё - ю, е - и в ударном положении (Лёша – «Люша»),

-к - г - х (сухой – «сугой»),

-сонорных: р - л, м - н, й - л (магазин – «магазим»),

-с - ш, з - ж, с - щ (собака – «шабака», жук – «зук», щётка – «сётка»),

-ч - щ, ч - ц, ч - т, ч - с (заяц - «заяс» - «заяч»),

   оптические ошибки: в основе данных ошибок лежит нарушение зрительного восприятия (недописывание элементов букв, добавление лишних элементов, пропуски элементов, зеркальное написание букв), слитное написание слов («порыхлому» снегу, «мальчикиидевочки»), раздельное написание частей слова («по бежал»), отсутствие границ предложения (заглавной буквы в начале и точки в конце предложения),

   ошибки в согласовании слов («большая белая пятно») и управлении («на ветке деревьях»).

   Как мы можем  помочь ребёнку с дисграфией? Эти  упражнения   не устраняют дисграфию, но помогают объединить усилия   родителей и  логопеда в работе над преодолением дисграфических ошибок на письме.

   Игры на развитие слухового внимания

   "Разговор шпионов"

   Суть заключается в том, чтобы ребёнок, находясь от Вас на расстоянии 2-3 метров, услышал и понял то, что вы произносите шёпотом. При этом важно следить, чтобы слова произносились четко.

   "Слышим звон и знаем, где он"

   Попросите ребенка закрыть глаза и хлопните в ладоши (постучите, кашляните, топните, позвоните в колокольчик и т.д.). Ребёнок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление.

   Игры на развитие фонематического слуха

-Подбери слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте (шуба, уши, кошка).

-Добавь различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получилось слово:

ча - са -

ча - - са - -

ча - - - са - - -

ча - - - - са - - - -

   «Волшебные превращения":

а) добавляй звук: рот – крот, мех – смех, осы – косы, луг – плуг;

б) изменяй один звук слова (цепочки слов): сом – сок – сук – суп – сух –сох;

в) переставляй звуки: пила – липа, палка – лапка, кукла – кулак, волос – слово.

   "Цепочка бесконечности": от записанного слова образуй цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начинать с последнего звука предыдущего слова: дом – мак –кот – топор – рука.

   "Перевёртыши": назови слово, в котором звуки расположены в обратном порядке: нос – сон, кот – ток, сор – рос.

   «Какой звук убежал?» (Крот – кот, лампа – лапа, рамка – рама).

-Найди общий звук в словах: луна – стол, кино – игла, окна – дом.

   "Редактор".

   Для этого упражнения нужна книжка с достаточно крупным шрифтом. Ребёнок каждый день в течение пяти минут (не больше) работает над следующим заданием: "редактирует" (зачёркивает) в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, а или м.

   Через 5 - 6 дней таких занятий переходим на две буквы: одна зачёркивается, другая подчёркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть "парными", "похожими" в сознании ребёнка. Например, как показывает практика, наиболее часто сложности возникают с парами п - т, п - р, м - л (сходство написания); д - б (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлена наклонная линия от овала) и др.

   Внимание! Лучше, если текст не будет прочитан. Всё внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы (одной или двух) и работать только с ними.

   "Комментатор".

   Ребёнок записывает текст и проговаривает  каждое слово (орфографически чётко).

   Например: НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком" (а не "на стале стаял куфшин с малаком").

   «Спаси слова от Буквоежек»

   «Буквоежки» - жучки, которые "поедают" буквы. Нужно спасти слова - вставить буквы на место пропуска. Ребёнку предлагается текст с пропущенными буквами.

   Это малая часть игровых приёмов и упражнений.

   И в завершении хочется предложить ещё несколько советов:

1.Выполняя задание по чтению или письму большого объёма, то не делайте всё сразу, делите текст на небольшие  части и задание выполняйте в несколько приёмов.

2.Прежде чем приступить к выполнению письменной работы , дайте задание  на медленное прочтение текста с чётко выраженной артикуляцией только после этого приступаем к списыванию текста.

3.Подбадривайте  ребёнка, радуйтесь его успехам открыто.

4.Никогда не отчаивайтесь! Всегда идите вперёд. Если одно упражнение не дало желаемого результата, ищите следующее.

5.Всегда идите на контакт со специалистами! Спрашивайте, ведь только в поиске рождается истина, а в системе приходит успех!

 


   Список  литературы:

1. Визель Т.Г. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: АСТ: Астрель, 2009.

2 Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я., Николаева Т.В., Савченко С.В. Дисграфия и дизорфография.: изучение, методика, сказки. – СПб.: КАРО, 2008.

5. Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.

6. Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. – М.: АРКТИ, 2005.