Страничка логопеда
- Подробности
- Просмотров: 8972
- Ксензик Анна Александровна
- Правильно ли говорит Ваш ребёнок
- У нас родилась традиция
- Особенности развития речи ребенка в среднем дошкольном возрасте
- Учим малышей сочинять рифмы
- Ребенок в логопедической группе
- Когда ребенок не говорит
- Логопед - кто это? и зачем он нужен?
- Значение дыхательной гимнастики для развития речи
- Игры для домашней игротеки
- Новые логопедические технологии
- Отдыхаем с пользой (рекомендации логопеда)
- Что должен уметь ребёнок по речевому развитию в 6-7 лет
- Речевое развитие ребенка от 2-х до 3-х лет, норма, отклонение от нормы
- Развитие лексико - грамматических представлений у детей с ОНР
- Речевая готовность к школе.
- Особенности речи старших дошкольников
- «Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста»
- Обогащение словаря ребёнка дома и на улице
- Не стоим на месте
- Запинки в речи.
- Как помочь своему ребёнку научиться говорить плавно?
- Как помочь малышу заговорить?
- Что должен уметь ребёнок по речевому развитию в 6-7 лет?
- Связная речь у старших дошкольников
- Новые нетрадиционные технологии
- Что такое Трудово?
- Развитие в движении.
- Если ваш ребёнок не разговаривает…
- Профилактика нарушений письменной речи будущих первоклассников.
- Играя, грамоту закрепляем.
- Памятка для родителей будущего первоклассника.
- Сенсорная интеграция в детском саду
- Обогащение словаря старших дошкольников
- Как мы учимся красиво говорить
- Что изменилось?
- В феврале мы узнаём
- Фонематический слух- основа успешного обучения в школе. Консультация для родителей.
- Как самостоятельно проверить фонематический слух ребёнка и способствовать его формированию дома?
- Вистибулярная сенсорная система и её влияние на познавательно-речевое развитие воспитанников. Из личного опыта.
- Речевое развитие будущего первоклассника
- Онлайн-занятия – шаг в будущее.
- Особенности речевого развития ребёнка раннего возраста
- Палитра ощущений
- Элементы мозжечковой стимуляции в работе логопеда.
- Палитра ощущений
- Наша группа начала работу
- Итоги уходящего месяца…
- ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-5 лет).
- Мы растём и узнаём новое
- Как расширить словарный запас ребёнка в 3-4 года?
- От буквы до ДОМА СОВЫ
- Учимся сочинять сказки
- Мастерская буквы Д
- Памятка для родителей на время летнего отдыха
- Телесные практики в формировании речи дошкольника
- Инклюзивный интенсив – это…
- Инклюзивная история «Изумрудного города». Как это было…
- Ещё раз о ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКЕ…
- Формы работы учителя - логопеда и педагога - психолога с родителями обучающихся в условиях инклюзивного образования.
- Ксензик сайт- Фразовый конструктор для дошкольников
- Нужно-ли учить ребёнка говорить в три года?
- «Изумрудный город» для дошкольников
- Хранительница сказок в гостях у «Сочиняйки»
- Итоги уходящего учебного года 2022-2023
- Что ждёт нас в новом учебном году
- Важные моменты в нашей группе
- Компьютерные игры для развития речи
- Сочиняйка –это….
- Как влияет неправильный прикус на развитие речи?
- Все страницы
Перелом, корь или, скажем, плохое зрение выявить легко. А вот причины трудностей с учёбой или плохого поведения далеко не столь очевидны. Такие нарушения нередко являются следствием неадекватной сенсорной интеграции в мозгу ребёнка. Они встречаются у детей по всему миру и приводят к тому, что способные ребята плохо учатся в школе или неадекватно ведут себя , несмотря на достойное воспитание и прекрасную атмосферу в семье. Э.Джин Айрес «Ребёнок и сенсорная интеграция».
Что такое сенсорная интеграция? Сенсорная интеграция - это обработка ощущений поступающих от органов чувств, их структурирование, упорядочивание и формирование знания. Когда мы ощущаем прикосновение горячего песка к ногам, мы спешим перейти на более прохладную поверхность или стараемся обуться, что бы избежать неприятных ощущений. Что позволяет нам адекватно реагировать на различные раздражители извне? Это к нам от органов чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса, чувства движения(вестибулярная система), чувства положения тела в пространстве (проприорицепция), поступает информация виде ощущений и попадает в мозг , обрабатывается и выдаётся нам в виде знания о предмете. От работы сенсорных систем зависит объём и точность получения мозгом достаточной информации и выдача адекватных ответов. Сенсорная интеграция, необходимая для движения, говорения и игры, - это база для более сложной интеграции, сопровождающей чтение, письмо и адекватное поведение.
Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Благодаря ощущениям ребёнок познаёт качества, свойства предметов, которые воздействуют на его органы чувств. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире.
Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста тесно связано с сенсорной интеграцией.
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. В связи с этим одна из основных задач детской деятельности – развитие интереса к обучению через сенсорные стимулы. Необходимо организовать детей так, чтобы им захотелось что-то делать, чтобы осуществлялось самопознание, и появилась мотивация к речи.
В нашем дошкольном учреждении наряду с обычными детьми воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья. У детей отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации, как правило они не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, у них это происходит фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. Всё это затрудняет процесс коррекции и социализации.
Поэтому для преодоления этой проблемы считаем необходимым включение элементов сенсорной интеграции в общую систему коррекционной работы.
Метод сенсорной интеграции в работе логопеда, дефектолога и психолога предполагает стимуляцию работы всех органов чувств, направлен на активизацию познания, всех сторон речи, коррекцию поведения через сенсорику.
В нашем детском саду 2 группы компенсирующей направленности. У детей наблюдаются недостатки речевого развития (аллалия, ОНР, дизартирия), двигательные нарушения, гиперактивность, трудности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Детям трудно удерживать внимание на задачах обучения, их интерес не стоек, часто отсутствует мотивация к развитию.
По мнению многих авторов, основными, являются три базовые сенсорные системы, которые оказывают важное и фундаментальное влияние на развитие ребенка. Это проприоцептивная, тактильная и вестибулярная системы .
Однако хочется обратить внимание именно на вестибулярную сенсорную систему, а именно, вестибулярное восприятие у детей. Основной задачей вестибулярного восприятия является распознавание вестибулярных сигналов, поступающих от разнообразных движений тела в пространстве, например: вращения, движения в медленном и быстром ритме, перемещение веса, остановка, движения рук в процессе изучения окружающего мира, любое другое изменение положения тела, зрительное внимание и т.д. Инструментом, для распознавания этих сигналов, служит вестибулярный аппарат, который в свою очередь, входит в вестибулярную сенсорную систему. Комплекс таких упражнений входит в занятия по нейрогимнастике. С помощью специально подобранных физических упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта. То есть, выполняя определённые физические упражнения мы заставляем работать головной мозг. Каждое из упражнений нейрогимнастики, способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения. В результате этого новый учебный материал воспринимается более целостно и естественно, как бы умом и телом, и поэтому лучше запоминается.
Опыт инклюзивного лагеря «Трудово» показал, что, несмотря на короткий временной период, занятия по нейрогимнастике с элементами темпо - ритмических упражнений с детьми с особыми возможностями здоровья дают очень хорошую положительную динамику.
Поэтому начиная с прошлого года в логопедической группе сопровождаемой мной на фронтальных занятиях, я использовала темпо - ритмические упражнения, как часть физ.минутки. Воспитанники не просто совместно выполняли, но и повторяли за мной упражнения на формирование межполушарных связей: «Кулак-ребро-ладонь»( со зрительной опорой и с закрытыми глазами; с изменением темпа движений- очень медленно- быстрее - быстро; перекрёстные движения рук на коленях в разном темпе; выполнение ритмических упражнений с проговариванием последовательности движений и зрительной опорой и как усложнение, только речевое сопровождение, глаза закрыты).
На подгрупповых логопедических занятиях в качестве физ.минутки использовала другие упражнения, направленные на проприорицепцию и вестибулярный аппарат.
По окончании учебного года были подведены итоги работы. Они показали динамику значительно выше планируемой. В практике основном использовались упражнения с минимальным количеством оборудования, так как у нас его пока, к сожалению, нет. Ниже приведены упражнения, которые применялись на практике.
При гиперчувствительности вестибулярных ощущений использовала вот такие упражнения:
Проявление: Ребёнок избегает активности, не любит передвижений, его укачивает в транспорте.
Методы и приёмы: Мягкое включение маятниковых движений, с обеспечением безопасности.
- «Яйцо» - сидя на полу, ребёнок находится между согнутых колен родителя или специалиста, которые совершают небольшие покачивающиеся движения вперёд-назад. Движения сопровождаются песенкой или повторением звуков, которые издаёт ребёнок.
- Упражнения с балансирами, «кочками», «брёвнышками». Важно, чтобы упражнения выполнялись последовательно, в ритмичном темпе.
Коррекция нарушений обработки проприоцептивных, кинестетических ощущений
- Позволяет выполнять дифференцированные движения. Мышечное чувство формируется при изменении напряжения мышц, их оболочек, суставов, связок, сухожилий.
Типы проприоцепции:
- Чувство позы или ощущение положения конечностей и ориентация их частей относительно друг друга: «Почувствуй своё тело», «Здороваемся»
- Чувство движения, когда проприоцепторы воспринимают как направление, так и скорость движения при изменении угла в суставах: «Толкашки», «Колбаски», «Червячок», «Сугроб», «Тесто», «Спасатели»,
Чувство силы, необходимое для поднятия чего-либо, оценивается самим человеком.
- "Лепёшечка" - ребёнок лежит на животе, взрослый мячом-фитболом прокатывает его с пяточек до шеи, несильно надавливая на мяч.
- "Утяжелённое одеяло" - пассивная проработка глубинной чувствительности.
- "Тачка" - ребёнок лёжит животом на фитболе или на гимнастическом ролле, взрослый удерживает его за ноги, а ребёнок должен пройти вперёд за какой-либо целью.
- Игры с мячом применяются на более поздних этапах работы.
Совершенно очевидно, что использование сенсорного материала в коррекционной работе с детьми с ОВЗ имеет ряд преимуществ, которые делают их использование максимально востребованным:
- Педагог имеет возможность заинтересовать дошкольников, пробудить в них любознательность, завоевать их доверие, и найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным;
- Каждое занятие с использованием элементов сенсорной интеграции вызывает у детей эмоциональный подъём, даже малоактивные дети принимают активное участие в занятии.
- Использование сенсорного оборудования позволяет раскрыть резервные возможности каждого ребенка, является действенным средством профилактики вторичных дефектов.
- Таким образом, используемые нами в коррекционной работе приемы сенсорной интеграции способствуют удовлетворению потребности ребенка в осознании себя, а так же окружающего предметного мира, обеспечивают развитие моторных, речевых, коммуникативных, познавательных, сенсорных умений и благотворно влияют на развитие ребенка в целом.
Список литературы:
Айрес Э.Джин «Ребенок и сенсорная интеграция». Изд. «Теревинф» Москва 2012г.
Войлокова Е.Ф. «Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью». Изд. «Каро» М., 2005г.
Сумнительная С.И., Сумнительный К.Е. «Домашняя школа Монтесори сенсорное развитие 2-4г». Изд. «Карапуз дидактика» 2006г.
Мери Линч Барбера «Детский аутизм и вербально-поведенческий подход» Изд. «Рама Паблишинг» Екатеринбург 2014
Нуриева Л.Г. «Развитие речи у аутичных детей» Изд. «Теревинф» Москва 2013г.
Роберт Шрам «Детский аутизм и АВА» Изд.«Рама Паблишинг» Екатеринбург 2013
Кириллова Е.В. Логопедическая работа с безречевыми детьми: Учебно-методическое пособие. М.: ТЦ Сфера.