г. Кодинск ул. Михайлова 12 А

 Тел.: +7 (39143) 70185

 Email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Страничка логопеда

 

Перелом, корь или, скажем, плохое зрение выявить легко. А вот причины трудностей с учёбой или плохого поведения далеко не столь очевидны. Такие нарушения нередко являются следствием неадекватной сенсорной интеграции в мозгу ребёнка. Они встречаются у детей по всему миру и приводят к тому, что способные ребята  плохо учатся в школе или неадекватно ведут себя , несмотря на достойное воспитание и прекрасную атмосферу в семье. Э.Джин Айрес «Ребёнок и сенсорная интеграция».

Что такое сенсорная интеграция? Сенсорная интеграция - это обработка ощущений поступающих от органов чувств,  их структурирование, упорядочивание и формирование знания. Когда мы ощущаем прикосновение горячего песка к ногам, мы спешим перейти на более прохладную поверхность или стараемся обуться, что бы избежать неприятных ощущений. Что позволяет нам адекватно реагировать на различные раздражители извне?  Это к нам от органов чувств  (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса, чувства движения(вестибулярная система), чувства положения тела в пространстве (проприорицепция), поступает информация виде ощущений и  попадает  в мозг , обрабатывается и выдаётся нам в виде знания о предмете. От работы сенсорных систем зависит объём и точность получения мозгом достаточной информации и выдача адекватных ответов. Сенсорная интеграция, необходимая для движения, говорения и игры, - это база для  более сложной интеграции, сопровождающей чтение, письмо и адекватное поведение.

 Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Благодаря  ощущениям ребёнок  познаёт качества,  свойства предметов, которые  воздействуют на его органы чувств. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. 

Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста тесно связано с сенсорной интеграцией.

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. В связи с этим одна из основных задач детской деятельности – развитие интереса к обучению через сенсорные стимулы. Необходимо организовать детей так, чтобы им захотелось что-то делать, чтобы осуществлялось самопознание, и появилась мотивация к речи.

В нашем дошкольном учреждении  наряду с обычными детьми   воспитываются   дети с ограниченными возможностями здоровья.  У  детей отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации,   как правило они не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, у них это происходит  фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки.  Всё это затрудняет процесс коррекции и социализации.

Поэтому для преодоления  этой проблемы считаем необходимым включение элементов сенсорной интеграции в общую систему коррекционной работы.

Метод сенсорной интеграции в работе логопеда, дефектолога и психолога предполагает стимуляцию работы всех органов чувств, направлен на активизацию познания, всех сторон речи, коррекцию поведения через сенсорику.

В нашем детском саду 2 группы компенсирующей направленности. У детей наблюдаются недостатки речевого развития (аллалия, ОНР, дизартирия), двигательные нарушения, гиперактивность, трудности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Детям трудно удерживать внимание  на задачах обучения, их интерес не стоек,  часто отсутствует мотивация к развитию.

По мнению многих авторов, основными, являются три базовые сенсорные системы, которые оказывают важное и фундаментальное влияние на развитие ребенка. Это проприоцептивная, тактильная и вестибулярная системы .

Однако хочется обратить внимание именно на вестибулярную сенсорную систему, а именно, вестибулярное восприятие у детей. Основной задачей вестибулярного восприятия является распознавание вестибулярных сигналов, поступающих от разнообразных движений тела в пространстве, например: вращения, движения в медленном и быстром ритме, перемещение веса, остановка, движения рук в процессе изучения окружающего мира, любое другое изменение положения тела, зрительное внимание и т.д. Инструментом, для распознавания этих сигналов, служит вестибулярный аппарат, который в свою очередь, входит в вестибулярную сенсорную систему. Комплекс таких упражнений входит в занятия по нейрогимнастике. С помощью специально подобранных физических упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта.  То есть, выполняя определённые физические упражнения мы заставляем работать головной мозг.  Каждое из упражнений нейрогимнастики, способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения. В результате этого новый учебный материал воспринимается более целостно и естественно, как бы умом и телом, и поэтому лучше запоминается.

Опыт инклюзивного лагеря «Трудово» показал, что, несмотря на короткий временной период, занятия по нейрогимнастике с элементами темпо - ритмических упражнений с детьми с особыми возможностями здоровья  дают очень хорошую положительную динамику.

Поэтому начиная с прошлого года в  логопедической группе сопровождаемой мной на фронтальных занятиях, я использовала темпо - ритмические упражнения, как часть физ.минутки. Воспитанники  не просто совместно выполняли, но и повторяли за мной упражнения на формирование межполушарных связей: «Кулак-ребро-ладонь»( со зрительной опорой и с закрытыми глазами; с изменением темпа движений- очень медленно- быстрее - быстро; перекрёстные движения рук на коленях в разном темпе; выполнение ритмических упражнений с проговариванием последовательности движений и зрительной опорой и как усложнение, только речевое сопровождение, глаза закрыты).

На подгрупповых логопедических занятиях в качестве физ.минутки использовала другие упражнения,  направленные на  проприорицепцию и вестибулярный аппарат.

По окончании учебного года были подведены итоги  работы. Они показали динамику значительно выше планируемой. В практике  основном использовались упражнения с минимальным количеством оборудования, так как у нас его пока, к сожалению,  нет. Ниже приведены упражнения, которые применялись на практике.

При гиперчувствительности вестибулярных ощущений использовала вот такие упражнения:

Проявление: Ребёнок избегает активности, не любит передвижений, его укачивает в транспорте.

Методы и приёмы: Мягкое включение маятниковых движений, с обеспечением безопасности.

  • «Яйцо» - сидя на полу, ребёнок находится между согнутых колен родителя или специалиста, которые совершают небольшие покачивающиеся движения вперёд-назад. Движения сопровождаются песенкой или повторением звуков, которые издаёт ребёнок.
  • Упражнения с балансирами, «кочками», «брёвнышками». Важно, чтобы упражнения выполнялись последовательно, в ритмичном темпе.

Коррекция нарушений обработки проприоцептивных, кинестетических  ощущений

  • Позволяет выполнять дифференцированные движения. Мышечное чувство формируется при изменении напряжения мышц, их оболочек, суставов, связок, сухожилий.

Типы проприоцепции:

  • Чувство позы или ощущение положения конечностей и ориентация их частей относительно друг друга: «Почувствуй своё тело», «Здороваемся»
  • Чувство движения, когда проприоцепторы воспринимают как направление, так и скорость движения при изменении угла в суставах: «Толкашки», «Колбаски», «Червячок», «Сугроб», «Тесто», «Спасатели»,

Чувство силы, необходимое для поднятия чего-либо, оценивается самим человеком.

  •  "Лепёшечка" - ребёнок лежит на животе, взрослый мячом-фитболом прокатывает его с пяточек до шеи, несильно надавливая на мяч.
  • "Утяжелённое одеяло" - пассивная проработка глубинной чувствительности.
  • "Тачка" - ребёнок лёжит животом на фитболе или на гимнастическом ролле, взрослый удерживает его за ноги, а ребёнок должен пройти вперёд за какой-либо целью.
  • Игры  с мячом применяются на более поздних этапах работы.

Совершенно очевидно, что использование сенсорного материала  в коррекционной работе с  детьми с ОВЗ имеет ряд преимуществ, которые делают их использование максимально востребованным:  

  • Педагог имеет возможность заинтересовать дошкольников, пробудить в них любознательность, завоевать их доверие, и найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным;
  • Каждое занятие с использованием элементов сенсорной интеграции  вызывает у детей эмоциональный подъём, даже малоактивные дети принимают активное участие в занятии. 
  • Использование сенсорного оборудования позволяет раскрыть резервные возможности каждого ребенка, является действенным средством профилактики вторичных дефектов.
  • Таким образом, используемые нами в коррекционной работе приемы сенсорной интеграции способствуют удовлетворению потребности ребенка в осознании себя, а так же окружающего предметного мира, обеспечивают развитие моторных, речевых, коммуникативных, познавательных, сенсорных умений и благотворно влияют на развитие ребенка в целом.

 

Список литературы:

Айрес Э.Джин «Ребенок и сенсорная интеграция». Изд. «Теревинф» Москва 2012г.

Войлокова Е.Ф. «Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью». Изд. «Каро» М., 2005г.

Сумнительная С.И., Сумнительный К.Е. «Домашняя школа Монтесори сенсорное развитие 2-4г». Изд. «Карапуз дидактика» 2006г.

Мери Линч Барбера «Детский аутизм и вербально-поведенческий подход» Изд. «Рама Паблишинг» Екатеринбург 2014

Нуриева Л.Г. «Развитие речи у аутичных детей» Изд. «Теревинф» Москва 2013г.

Роберт Шрам «Детский аутизм и АВА» Изд.«Рама Паблишинг» Екатеринбург 2013

Кириллова Е.В. Логопедическая работа с безречевыми детьми: Учебно-методическое пособие. М.: ТЦ Сфера.