Страничка логопеда
- Подробности
- Просмотров: 8961
- Ксензик Анна Александровна
- Правильно ли говорит Ваш ребёнок
- У нас родилась традиция
- Особенности развития речи ребенка в среднем дошкольном возрасте
- Учим малышей сочинять рифмы
- Ребенок в логопедической группе
- Когда ребенок не говорит
- Логопед - кто это? и зачем он нужен?
- Значение дыхательной гимнастики для развития речи
- Игры для домашней игротеки
- Новые логопедические технологии
- Отдыхаем с пользой (рекомендации логопеда)
- Что должен уметь ребёнок по речевому развитию в 6-7 лет
- Речевое развитие ребенка от 2-х до 3-х лет, норма, отклонение от нормы
- Развитие лексико - грамматических представлений у детей с ОНР
- Речевая готовность к школе.
- Особенности речи старших дошкольников
- «Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста»
- Обогащение словаря ребёнка дома и на улице
- Не стоим на месте
- Запинки в речи.
- Как помочь своему ребёнку научиться говорить плавно?
- Как помочь малышу заговорить?
- Что должен уметь ребёнок по речевому развитию в 6-7 лет?
- Связная речь у старших дошкольников
- Новые нетрадиционные технологии
- Что такое Трудово?
- Развитие в движении.
- Если ваш ребёнок не разговаривает…
- Профилактика нарушений письменной речи будущих первоклассников.
- Играя, грамоту закрепляем.
- Памятка для родителей будущего первоклассника.
- Сенсорная интеграция в детском саду
- Обогащение словаря старших дошкольников
- Как мы учимся красиво говорить
- Что изменилось?
- В феврале мы узнаём
- Фонематический слух- основа успешного обучения в школе. Консультация для родителей.
- Как самостоятельно проверить фонематический слух ребёнка и способствовать его формированию дома?
- Вистибулярная сенсорная система и её влияние на познавательно-речевое развитие воспитанников. Из личного опыта.
- Речевое развитие будущего первоклассника
- Онлайн-занятия – шаг в будущее.
- Особенности речевого развития ребёнка раннего возраста
- Палитра ощущений
- Элементы мозжечковой стимуляции в работе логопеда.
- Палитра ощущений
- Наша группа начала работу
- Итоги уходящего месяца…
- ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-5 лет).
- Мы растём и узнаём новое
- Как расширить словарный запас ребёнка в 3-4 года?
- От буквы до ДОМА СОВЫ
- Учимся сочинять сказки
- Мастерская буквы Д
- Памятка для родителей на время летнего отдыха
- Телесные практики в формировании речи дошкольника
- Инклюзивный интенсив – это…
- Инклюзивная история «Изумрудного города». Как это было…
- Ещё раз о ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКЕ…
- Формы работы учителя - логопеда и педагога - психолога с родителями обучающихся в условиях инклюзивного образования.
- Ксензик сайт- Фразовый конструктор для дошкольников
- Нужно-ли учить ребёнка говорить в три года?
- «Изумрудный город» для дошкольников
- Хранительница сказок в гостях у «Сочиняйки»
- Итоги уходящего учебного года 2022-2023
- Что ждёт нас в новом учебном году
- Важные моменты в нашей группе
- Компьютерные игры для развития речи
- Сочиняйка –это….
- Как влияет неправильный прикус на развитие речи?
- Все страницы
На своих консультациях мне часто приходится сообщать родителям, что у их ребёнка недостаточно сформирован фонематический слух. Внимательные родители и сами замечают, что речь их малыша значительно отличается от речи сверстников. Надо отметить, что не всегда в условиях логопедической работы удаётся добиться положительных результатов. Это проявляется в том, что ребёнок изолированно (то есть отдельно) произносит звуки, а в самостоятельной речи пропускает их или смешивает, так как не слышит собственных ошибок, не понимает разницы между правильным и неправильным произношением. Это главным образом связано с недостаточной сформированностью фонематического слуха. Что такое фонематический слух? Почему так важно его формировать?
В норме речевого развития к 5 годам дошкольники свободно пользуются развёрнутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений, имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. Окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу.
Но к сожалению бывает так, что при нормальном слухе и интеллекте, задерживается формирование компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики.
Дети обучаются речи со слуха, но не многие знают, что «слухов» у человека несколько. Физический слух даёт нам возможность слышать звуки окружающего мира: шум дождя, ветра, щебет птиц, мурлыкание кошки и т.д. Музыкальный слух, характерен особой тонкостью, позволяет различать музыкальные произведения, наслаждаться музыкой. Речевой слух способствует различению тонкостей звучащей речи. В речевом слухе содержится ещё один- фонематический. Он необходим для того, чтобы мы овладели фонематической системой, так сказать “кодом” языка. Каждый язык имеет свою систему выражения мысли в звуке речи. Поэтому мы, владея одной из них, не понимаем другого языка. Если не знать смысла, который условно приписан тому или другому звуку речи (фонеме), то и значения слов оказываются недоступными. Дети, о которых мы говорим, не до конца усваивают фонематическую систему языка. Им трудно различать звучание парных фонем (б-п, д-т, ш-ж, ц-ч, в-ф, з-с и пр.). Речевой слух позволяет различать те особенности звуков, благодаря которым смысл одного слова отличается от смысла другого, например: “коза” и “коса”, “башня” и “басня”, “жить” и “шить”, “балка” и “палка”, “грот” и “крот” и т.д. Незначительные изменения – по глухости-звонкости, мягкости-твёрдости одного звука в слове и смысл совершенно меняется!
Как правило несформированность фонематического слуха выражается в виде нарушений звукопроизношения, ребёнок не дифференцирует на слух некоторые звуки и не овладевает их правильным произношением. Трудности возникают во время обучения чтению и письму, что приводит к таким речевым нарушениям, как дислексия и дисграфия. У ребёнка снижается успеваемость, появляется тревожность, неуверенность в своих силах, значительно понижается самооценка.
Для того, что бы устранить фонематическое недоразвитие, необходимо проводить систему работы по его формированию фонематического слуха и восприятия.
Систему логопедической работы по формированию у детей фонематического слуха и восприятия можно условно разделить на шесть этапов:
1 этап - узнавание неречевых звуков.
2 этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.
3 этап - различение слов, близких по звуковому составу.
4 этап - дифференциация слогов.
5 этап - дифференциация фонем.
6 этап - развитие навыков элементарного звукового анализа.
На каждом этапе формирования фонематических процессов осуществляется определённое логопедическое воздействие.
На первом этапе через специальные игры и упражнения развиваем у детей способность узнавать и различать неречевые звуки. Они способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить ребёнка дифференцировать фонемы). На первых занятиях дети учатся слышать звуки за окном: Что шумит? (дождь). Что гудит? (поезд). Кто поёт? (мальчик).Что шуршит?(сухие листья под ногами). Усложнение задания: внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из комнаты, из кабинета инструктора по физкультуре , из коридора и т.п..
Весь второй этап ребёнка учат различать высоту, силу тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Например: "Далеко - близко?", "Угадай, кто тебя зовёт?" и так далее.
Третий этап полностью построен на играх, которые способны научить ребёнка различать слова, близкие по слуховому составу (логопед читает слова, а ребёнок должен их выставить в названном порядке и так далее).
На четвёртом этапе ребёнка учат различать слоги. Начинать эту работу с игр такого плана: "Эхо" или "Повторялки", взрослый произносит несколько слогов, например да - да - да – та; па-ба-ба-ба, дети определяют, что здесь лишнее. Далее звуковые ряды усложняются.
На пятом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Дети учатся дифференцировать гласные звуки. Детям предлагаются картинки с изображением поезда, девочки, птички, даётся показ: "Поезд гудит у - у - у - у; девочка плачет а - а - а - а; птичка поёт и - и - и - и". Затем педагог произносит звуки длительно, а дети поднимают картинки соответствующие звучанию.
На шестом этапе происходит формирование навыков элементарного звукового анализа. Детей учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двух и трёх сложные слова. Затем приступают к анализу согласных звуков, при этом должно соблюдаться определённое условие: сначала ребёнка учат выделять последний согласный звук. Следует заметить, что легче всего детям даются глухие взрывные согласные.
Работу по развитию и совершенствованию фонематического слуха надо проводить не только на занятиях (логопедических и по развитию речи с воспитателем), но и в повседневной жизни (на прогулках, во время следования домой и в детский сад, дома с родителями, во время летнего отдыха).
Итогом такой работы будет формирование особого лингвистического отношения к слову, к языковому окружению. Сознательное отношение к родному языку является основой для усвоения всех языковых норм и форм речи.
Ребенок начинает чувствовать выразительные (интонационные и лексические) средства языка, отмечает семантику слов, их грамматическую форму. Он активно начинает использовать эти средства в связной речи и бытовом общении. Ребенок знакомится не только с отдельными звуками, но и с “работой” звука в лексике, морфологии, словообразовании. При такой организации обучения возникает эффект саморазвития, в результате ребенок постигает больше того, что получил непосредственно из уст педагога. Это своеобразный эффект последствия, к которому и должно стремиться развивающее обучение.
Будьте внимательны к своему ребёнку и помните, что всё в ваших руках.
Литература:
1.Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1963.
2.Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 1997.
3.Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки / Н.Г. Алтухова – СПб.: Издательство «Лань», 1999.
4.Филичева Т.Б. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: МГОПИ, 1993..