г. Кодинск ул. Михайлова 12 А

 Тел.: +7 (39143) 70185

 Email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Страничка логопеда

 

   В нашем детском саду две группы компенсирующей направленности. Сюда входят дети с тяжёлыми нарушениями речевого развития (аллалия, ОНР, дизартирия), у многих сопровождается двигательными нарушениями, в трудности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Детям трудно удерживать внимание на задачах обучения, их интерес кратковременен, часто отсутствует мотивация к развитию.

   По мнению многих педагогов, основными, являются три базовые сенсорные системы, которые оказывают важное и фундаментальное влияние на развитие ребенка. Это проприоцептивная, тактильная и вестибулярная системы.

   Особое внимание хочется обратить на вестибулярную сенсорную систему, а именно, вестибулярному восприятию у детей. Основной задачей вестибулярного восприятия является распознавание вестибулярных сигналов, поступающих от разнообразных движений тела в пространстве, например: вращения, движения в медленном и быстром ритме, перемещение веса, остановка, движения рук в процессе изучения окружающего мира, любое другое изменение положения тела, зрительное внимание и т.д. Инструментом, для распознавания этих сигналов, служит вестибулярный аппарат, который в свою очередь, входит в вестибулярную сенсорную систему. Комплекс таких упражнений входит в занятия по нейрокоррекции. С помощью специально подобранных физических упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта.  То есть, выполняя определённые физические упражнения мы заставляем работать головной мозг.  Каждое из упражнений нейрокоррекции, способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения. В результате этого новый учебный материал воспринимается более целостно и естественно, как бы умом и телом, и поэтому лучше запоминается.

   Опыт инклюзивного лагеря «Трудово» показал, что, несмотря на короткий временной период, занятия по нейрокоррекции с элементами темпо - ритмических упражнений с детьми с тяжёлыми нарушениями речи дают очень хорошую положительную динамику. Ниже представлен комплекс упражнений из личной практики, который адаптирован и применяется мною в сопровождаемой группе компенсирующей направленности. Систематическое выполнение данного комплекса показало положительную динамику в познавательно-речевом развитии воспитанников:      

   1.«Здороваемся»(учим ребёнка управлять своим телом; вытягивать ладонь из ладони взрослого или пары ; руку нужно вытягивать параллельно полу; рука согнута в локте; нельзя её тянуть, выкручивать, дёргать).

   2. «Почувствуй своё тело» (проверяем мышечный тонус; работают подушечки ладоней; движение идёт сверху- вниз, руками прижимаем плечи, двигаемся как-будто снимаем невидимую плёнку с тела, протягиваем до пальчиков рук; аналогично выполняем движение проводя по бокам туловища протягивая руки до кончиков пальцев ног; тело интенсивно обжимаем ладонями).

   3.«Кнопочки» (Толкашки)(два человека прижимают свои ладони попарно и поочередёно меняют силу давления на ладони; учимся контролировать мышечное напряжение и расслабление). Усложнение: «Толкашки ногами» Контроль – отталкивать напарника согнутыми ногами, лёжа на спине.

   4.«Месим тесто» (ребёнок лежит на животе, подушечками ладоней прижимаем  несимметрично тело ребёнка; двигаемся от плеч вниз к стопам, тем самым снимаем «зажимы», приводим в норму тонус мышц) .

   5.«Тряска или Прокачка»(ребёнок лежит на животе, одной рукой фиксируем верхнюю часть тела, второй рукой фиксируем поясничный отдел позвоночника; выполняем раскачивающие движения вправо-влево)(длительность упражнения от 5 до 30 минут). Это упражнение считается универсальным по своей важности и эффективности, оно способствует дозреванию клеток головного мозга ребёнка.

   6.«Растяжечки-Колечки»

- протягивание мышц руки от ладони к локтю, потом к плечу;

-протягивание мышц руки от локтя к плечу и от локтя к ладони двумя руками одновременно; затем двигаемся от предплечья к кисти руки протягивая большими пальцами от середины к низу, как-бы делая пальцами кольцо;

-добиваемся расслабления;

   7.«Лошадки»(стоя на четвереньках).

Задача: научить перетекать из одного состояния в другое; научить стоять на тех опорах, какие есть. Позже ребёнок должен удержать позу, когда толкают, отрывают то руку, то ногу и т.д.

   8.«Парашютисты».Прыжки с жесткой поверхности на мягкие маты, матрасы.

Задача: «ловить пружинку в ногах».

   9.«Цапля» Стояние на одной ноге, вторая стопой прижата к бедру первой. Под счёт от 20-30 до 90. Если не нравится, как стоит (кривая спина, плечи и др.), поправить и поставить, чтобы понравилось.

Игры с мячом:

Мяч  – 10 раз от груди, начиная с маленького расстояния, 10 раз из-за головы, 10 раз с отскоком от пола.

Теннисный мяч -  перекидывать 1 мячик друг другу, потом перекидывать 2 мячика, потом сбивать кеглю между ног противника.

Игры на межполушарное взаимодействие.

«Кулак-ладонь»

«Кулак-ребро-ладонь»

«Пишем» в воздухе или на листах бумаги пальцами рук или ног круги, квадраты, восьмерки, спирали – одноименно, разноименно

Выполнение разных заданий для разных конечностей одновременно, например, правая рука описывает круг над головой, левая – треугольник и сжата в кулак. И т.п.

«Карандашики» Задача: собрать карандаши одной рукой на скорость.

Обязательно включаются упражнения на дыхание и глазодвигательные упражнения.

Таким образом, использование в коррекционной работе приведённых выше упражнений способствует удовлетворению потребности ребенка в осознании себя, обеспечивает развитие моторных, речевых, коммуникативных, познавательных, сенсорных умений и благотворно влияют на развитие ребенка в целом.

Список литературы:

-         Айрес Э.Джин «Ребенок и сенсорная интеграция». Изд. «Теревинф» Москва 2012г.

-         Войлокова Е.Ф. «Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью». Изд. «Каро» М., 2005г.

-         Сумнительная С.И., Сумнительный К.Е. «Домашняя школа Монтесори сенсорное развитие 2-4г». Изд. «Карапуз дидактика» 2006г.