Страничка логопеда
- Подробности
- Просмотров: 8962
- Ксензик Анна Александровна
- Правильно ли говорит Ваш ребёнок
- У нас родилась традиция
- Особенности развития речи ребенка в среднем дошкольном возрасте
- Учим малышей сочинять рифмы
- Ребенок в логопедической группе
- Когда ребенок не говорит
- Логопед - кто это? и зачем он нужен?
- Значение дыхательной гимнастики для развития речи
- Игры для домашней игротеки
- Новые логопедические технологии
- Отдыхаем с пользой (рекомендации логопеда)
- Что должен уметь ребёнок по речевому развитию в 6-7 лет
- Речевое развитие ребенка от 2-х до 3-х лет, норма, отклонение от нормы
- Развитие лексико - грамматических представлений у детей с ОНР
- Речевая готовность к школе.
- Особенности речи старших дошкольников
- «Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста»
- Обогащение словаря ребёнка дома и на улице
- Не стоим на месте
- Запинки в речи.
- Как помочь своему ребёнку научиться говорить плавно?
- Как помочь малышу заговорить?
- Что должен уметь ребёнок по речевому развитию в 6-7 лет?
- Связная речь у старших дошкольников
- Новые нетрадиционные технологии
- Что такое Трудово?
- Развитие в движении.
- Если ваш ребёнок не разговаривает…
- Профилактика нарушений письменной речи будущих первоклассников.
- Играя, грамоту закрепляем.
- Памятка для родителей будущего первоклассника.
- Сенсорная интеграция в детском саду
- Обогащение словаря старших дошкольников
- Как мы учимся красиво говорить
- Что изменилось?
- В феврале мы узнаём
- Фонематический слух- основа успешного обучения в школе. Консультация для родителей.
- Как самостоятельно проверить фонематический слух ребёнка и способствовать его формированию дома?
- Вистибулярная сенсорная система и её влияние на познавательно-речевое развитие воспитанников. Из личного опыта.
- Речевое развитие будущего первоклассника
- Онлайн-занятия – шаг в будущее.
- Особенности речевого развития ребёнка раннего возраста
- Палитра ощущений
- Элементы мозжечковой стимуляции в работе логопеда.
- Палитра ощущений
- Наша группа начала работу
- Итоги уходящего месяца…
- ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-5 лет).
- Мы растём и узнаём новое
- Как расширить словарный запас ребёнка в 3-4 года?
- От буквы до ДОМА СОВЫ
- Учимся сочинять сказки
- Мастерская буквы Д
- Памятка для родителей на время летнего отдыха
- Телесные практики в формировании речи дошкольника
- Инклюзивный интенсив – это…
- Инклюзивная история «Изумрудного города». Как это было…
- Ещё раз о ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКЕ…
- Формы работы учителя - логопеда и педагога - психолога с родителями обучающихся в условиях инклюзивного образования.
- Ксензик сайт- Фразовый конструктор для дошкольников
- Нужно-ли учить ребёнка говорить в три года?
- «Изумрудный город» для дошкольников
- Хранительница сказок в гостях у «Сочиняйки»
- Итоги уходящего учебного года 2022-2023
- Что ждёт нас в новом учебном году
- Важные моменты в нашей группе
- Компьютерные игры для развития речи
- Сочиняйка –это….
- Как влияет неправильный прикус на развитие речи?
- Все страницы
Всем известно, что для успешного обучения в школе, будущий первоклассник, прежде всего, должен хорошо овладеть грамотой, т.е. научиться читать и писать. Правильное достаточно беглое чтение является необходимым условием для усвоения учеником других предметов.
Для успешного овладения письменной речью ещё до начала обучения грамоте у ребёнка должны быть сформированы необходимые для этого предпосылки:
- полноценное владение речевыми звуками (правильное произношение, умение различать на слух, определять присутствие и место заданных звуков в слове);
- достаточный словарный запас; сформированы грамматические системы (умение грамматически правильно оформлять и образовывать от одних слов другие);
- сформированы зрительно-пространственные представления (о форме, величине, расположении в пространстве предметов);
- полноценность психических функций (памяти, внимания, мышления); сформирована тонкая ручная моторика.
Письменная речь является отражением устной речи и не может быть «богаче и умнее» устной. Чем лучше развита устная речь ребёнка, тем легче овладение чтением и письмом.
В чём же заключается подготовка ребёнка к чтению? В комплексном развитии. Это подразумевает, в первую очередь, развитие фонематического слуха.
Во-вторую, развитие артикуляционной моторики. Артикуляционная гимнастика не менее важна для ребёнка, чем фонематические упражнения.
Так же необходимо заниматься развитием зрительного восприятия и зрительно-моторной координации, а не собственно чтением. Если ребёнок функционально готов к чтению, он сам зачитает. Если не готов, значит, его надо готовить. Готовить к чтению, а не учить читать. По мнению современных физиологов, психологов, логопедов, педагогов 6 – 7 лет этот возраст для большинства детей является наиболее благоприятным для активного развития восприятия, внимания, памяти, мышления. Старший дошкольник уже может и хочет заниматься, проявляет большой интерес к организованным формам занятий связанных с усвоением знаний, умений, навыков. Не все дети в одинаковой степени способны освоить навыки чтения, но начинать заниматься с ними необходимо уже сейчас.
Важно помнить, что занятия по чтению и любой другой деятельности могут быть вредными для ребёнка, в том случае, если взрослый, проводящий такие занятия, не учитывает возрастные и индивидуальные особенности ребёнка, перегружает его учебными заданиями вместо естественной для дошкольника деятельности – игры.
Чтобы в дальнейшем ребёнок легко усвоил грамоту необходимо родителям знать правила, обязательные для успешного обучения чтению:
1.Играйте!
Обучаем ребёнка как бы между прочим, в игровой ситуации, в обстановке увлекательного дела.
2.Поддерживайте интерес к занятиям, используйте разнообразные игры и пособия.
3. Указания и инструкции должны быть короткими и простыми в выполнении, так как ребёнок дошкольного возраста не способен воспринимать длинные инструкции.
4.Устная речь ребёнка должна быть достаточно развита. В том случае если речь ребёнка наполнена ошибками в согласовании слов, в слоговой структуре слов или дефектами звукопроизношения, нужно в первую очередь обратиться к логопеду.
5. Что бы уменьшить умственное напряжение на занятиях, сочетайте учебные упражнения с разминками (физкультминутки, пальчиковая гимнастика, подвижная игра и всё, что вам подскажет ваша фантазия).
6. Если ребёнок отказывается заниматься, это что взрослый превысил возможности ребёнка. Остановитесь и проанализируйте, что сделано не так?
7. Темп освоения навыка чтения индивидуален для каждого ребёнка, поэтому никогда не сравнивайте успехи вашего ребёнка с успехами других детей.
8. Для каждого ребёнка существует свой оптимальный способ обучения чтению. Постарайтесь найти именно те приёмы и методы, которые подходят его индивидуальным особенностям.
9. Начинайте занятия, если у вас и у вашего ребёнка хорошее настроение! Любая деятельность в плохом настроении не приносит успеха!
10. Для того чтобы научиться читать и писать, ребёнок должен иметь четкие представления о звуках языка. В зависимости от ситуации звуки речи предстают перед нами в различных своих «обличиях» или образах. Когда мы слышим звук, мы имеем дело с его слуховым образом (слуховой образ звука:
- это конкретный набор акустических характеристик, которые делают звук узнаваемым и отличают его от всех остальных звуков). Для того чтобы правильно «опознавать» слышимые звуки и не путать их между собой, ребёнок должен иметь устойчивые слуховые образы этих звуков.
11. Когда мы произносим звук, мы имеем дело с произносительным образом. Произносительный образ звука – это чёткое представление о том, как он произносится, какие движения при его произнесении совершают органы речи, и чем он в этом отношении отличается от других звуков языка. Для того чтобы иметь правильные произносительные образы звуков, ребёнок должен правильно выговаривать их, и его произносительные навыки должны быть устойчивыми.
12. Когда нам нужно прочитать или «записать» какой-нибудь звук, мы имеем дело с его графическим образом. Графический образ звука – это та буква, которой он обозначается на письме. Для того чтобы научиться читать и писать, ребёнок должен уметь правильно соотносить между собой слуховые, произносительные и графические образы звуков.
13. Кроме того, он должен иметь хорошо развитые внимание и память, а также уметь совершать разнообразные умственные операции. Итак, письменная речь – это сложный синтетический процесс, в котором одновременно принимают участие разные психические способности ребёнка:
Зрительное восприятие. Благодаря зрительному восприятию ребёнок узнаёт буквы и различает их между собой.
Пространственное восприятие. Участвует в формировании графических образов звуков. С его помощью ребёнок ориентируется на листе бумаги, определяет направление слева направо, различает похожие буквы, отличающие друг от друга расположение в пространстве своих частей (например, Р – Ь).
Зрительное внимание. Благодаря зрительному вниманию ребёнок, не рассеиваясь, способен удерживать в поле своего зрения необходимый объём зрительного материала (в частности – буквенный ряд), а также в определённой последовательности переключаться с одного зрительного объекта на другой (с буквы - на букву).
Зрительная память. С её помощью ребёнок запоминает начертания букв, а также порядок следования букв друг за другом.
Слуховое восприятие, а именно такая его разновидность как речевой слух. С помощью речевого слуха ребёнок различает между собой звуки речи, и у него формируются четкие слуховые образы звуков. Слуховое внимание и память. Они всегда действуют сообща, с их помощью ребёнок способен оперировать со звуками (например, переставлять их местами), удерживать в памяти их последовательность и одновременно представлять целиком весь звуковой ряд.
Кинестетическое (мышечное) восприятие. С его помощью ребёнок как бы «на ощупь» отличает произношение одного звука от другого. Эта способность необходима ребёнку, например, когда он пишет, проговаривая текст «про себя». С помощью кинестетического восприятия формируются произносительные образы звуков.
Способность соотносить произносительные, слуховые и графические образы звуков между собой.
Эта способность позволяет ребёнку:
- правильно повторить услышанный звук;
- определять, правильно ли он сам произнёс тот или иной звук;
- подобрать нужную букву к тому звуку, который он слышит;
- правильно подобрать букву к тому звуку, который он произносит (в том числе – «про себя», когда он может узнать тот или иной звук, только опираясь на его произносительный образ – на движения органов речи);
- правильно прочитать букву.
Способность к языковому анализу и синтезу, заключается в умении делить целостный фрагмент речи на составляющие его части (предложения, слова, слоги, звуки) и наоборот – составлять из разрозненных единиц речи связные речевые конструкции.
С помощью этой способности ребёнок:
выделяет звук из слова или слога; выделяет слог из слова;
выделяет слово из предложения; соединяет звуки в слог;
составляет из слогов слово; составляет из слов предложения.
14. Во время чтения ребёнок должен в определённом направлении переводить взгляд с буквы на букву и прочитывать их:
сначала ребёнку нужно узнать букву, то есть проанализировать её начертание и отличить её от других, похожих на неё букв.
затем соотнести эту букву с тем звуком, который она обозначает, т.е. прочитать её.
прочитать следующую букву, причём сделать это про себя, а вслух – произнести уже слог, т.е. совершить определённую умственную операцию – синтезировать звуки в слог.
Наберитесь терпения: пусть ребёнок в начале обучения вспоминает название слога или «тянет» первую букву слога, пока не сообразит, как назвать следующую, не делая остановки между буквами, а читал слог слитно. В случае трудностей при узнавании и прочтении слога, помогайте ребёнку одним из способов.
Предложите варианты правильного ответа на выбор – спросите: «Это БО или ЛО?», «ЛО? ПО? КО?» Возможно, ребёнок не узнал или забыл одну из букв слога, в этом случае сами назовите буквы, но не используйте при этом слово «и». Правильнее спросить: « Н, О – что получилось?»
Не рекомендуется спрашивать: « Н и О – что получиться?» - это разобьёт единство букв и помешает ребёнку правильно сложить слог.
Регулярные занятия со слогами-слияниями будут способствовать скорейшему их запоминанию и более лёгкому переходу к чтению слов.
- В дальнейшем от ребёнка требуется аналогичным образом прочитать следующий слог, вспомнить предыдущий и в надлежащем порядке соединить эти слоги в слово – произнести целиком слово.
- Причём ребёнок должен произнести это слово не « как попугай» - а «узнать» смысл этого слова.
- Затем ребёнку нужно прочитать следующие слова в предложения, одновременно удерживая в памяти всю последовательность уже прочитанных слов и понять смысл всего предложения.
Соблюдая выше перечисленные правила и учитывая индивидуальные особенности и возможности ребёнка, мы способствуем наиболее успешному овладению чтением и письмом.
Используемые источники:
1. Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. Сценарии учебно-игровых занятий к рабочей тетради «От А до Я». – Изд. 2-е, перераб.-М.: Издательство»Ювента», 2001; 2. Полякова М.А. Как научить ребёнка читать и писать/ Марина Полякова. – М.: Айрис-пресс, 2008.
Составитель: Ксензик А.А.