г. Кодинск ул. Михайлова 12 А

 Тел.: +7 (39143) 70185

 Email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Страничка логопеда

 

   Всем известно, что для успешного обучения в школе, будущий первоклассник, прежде всего, должен хорошо овладеть грамотой, т.е. научиться читать и писать. Правильное достаточно беглое чтение является необходимым условием для усвоения учеником других предметов.

   Для успешного овладения письменной речью ещё до начала обучения грамоте у ребёнка должны быть сформированы необходимые для этого предпосылки:

  • полноценное  владение  речевыми звуками (правильное произношение, умение различать на слух, определять присутствие и место заданных звуков в слове);
  • достаточный словарный запас; сформированы грамматические системы (умение грамматически правильно оформлять и образовывать от одних слов другие);
  • сформированы зрительно-пространственные представления (о форме, величине, расположении в пространстве предметов);
  • полноценность психических функций (памяти, внимания, мышления); сформирована тонкая  ручная моторика.

            Письменная речь является отражением устной речи и  не может быть «богаче и умнее» устной. Чем лучше  развита устная речь ребёнка, тем легче  овладение чтением и письмом.

   В чём же заключается подготовка ребёнка к чтению? В комплексном развитии. Это подразумевает, в первую очередь, развитие фонематического слуха.

   Во-вторую, развитие артикуляционной моторики. Артикуляционная гимнастика не менее важна для ребёнка, чем фонематические упражнения.  

   Так же необходимо  заниматься развитием зрительного восприятия и зрительно-моторной координации, а  не собственно чтением. Если ребёнок функционально готов к чтению, он сам зачитает. Если не готов, значит, его надо готовить. Готовить к чтению, а не учить читать. По мнению современных физиологов, психологов, логопедов, педагогов 6 – 7 лет этот возраст для большинства детей является наиболее благоприятным для активного развития восприятия, внимания, памяти, мышления. Старший дошкольник уже может и хочет заниматься, проявляет большой интерес к организованным формам занятий связанных с усвоением знаний, умений, навыков. Не все  дети в одинаковой степени способны  освоить навыки чтения, но начинать заниматься с ними  необходимо уже сейчас.

   Важно помнить, что занятия по чтению и любой другой деятельности могут  быть вредными для ребёнка, в том случае, если взрослый, проводящий такие  занятия, не учитывает возрастные и индивидуальные особенности ребёнка, перегружает его учебными заданиями вместо естественной для дошкольника деятельности – игры.

Чтобы в дальнейшем ребёнок легко усвоил грамоту необходимо родителям знать  правила, обязательные для успешного обучения чтению:

       

1.Играйте!

   Обучаем ребёнка как бы между прочим, в игровой ситуации, в обстановке увлекательного дела.

2.Поддерживайте интерес к занятиям, используйте разнообразные игры и пособия.

3. Указания и инструкции должны быть короткими и простыми в выполнении, так как ребёнок дошкольного возраста не способен воспринимать длинные инструкции.

4.Устная речь ребёнка должна быть  достаточно развита. В том случае если речь ребёнка наполнена  ошибками в согласовании слов, в слоговой структуре слов или дефектами звукопроизношения, нужно в первую очередь обратиться к логопеду.

5. Что бы уменьшить умственное напряжение на занятиях, сочетайте учебные упражнения с разминками (физкультминутки, пальчиковая гимнастика, подвижная игра и всё, что вам подскажет ваша фантазия).

6. Если ребёнок отказывается заниматься, это что взрослый превысил возможности ребёнка. Остановитесь и проанализируйте, что сделано не так?

7. Темп освоения навыка чтения индивидуален для каждого ребёнка, поэтому  никогда не сравнивайте успехи вашего ребёнка с успехами других детей.

8. Для каждого ребёнка существует свой оптимальный способ обучения чтению. Постарайтесь найти именно те приёмы и методы, которые подходят его индивидуальным особенностям.

9. Начинайте занятия, если у вас и у вашего ребёнка хорошее настроение! Любая деятельность в плохом настроении не приносит успеха!

10. Для того чтобы научиться читать и писать, ребёнок должен иметь четкие представления о звуках языка. В зависимости от ситуации звуки речи предстают перед нами в различных своих «обличиях» или образах. Когда мы слышим звук, мы имеем дело с его слуховым образом (слуховой образ звука:

- это конкретный набор акустических характеристик, которые делают звук узнаваемым и отличают его от всех остальных звуков). Для того чтобы правильно «опознавать» слышимые звуки и не путать их между собой, ребёнок должен иметь устойчивые слуховые образы этих звуков.

11. Когда мы произносим звук, мы имеем дело с произносительным образом. Произносительный образ звука – это чёткое представление о том, как он произносится, какие движения при его произнесении совершают органы речи, и чем он в этом отношении отличается от других звуков языка. Для того чтобы иметь правильные произносительные образы звуков, ребёнок должен правильно выговаривать их, и его произносительные навыки должны быть устойчивыми.

12. Когда нам нужно прочитать или «записать» какой-нибудь звук, мы имеем дело с его графическим образом. Графический образ звука – это та буква, которой он обозначается на письме. Для того чтобы научиться читать и писать, ребёнок должен уметь правильно соотносить между собой слуховые, произносительные и графические образы звуков.

13.  Кроме того, он должен иметь хорошо развитые внимание и память, а также уметь совершать разнообразные умственные операции. Итак, письменная речь – это сложный синтетический процесс, в котором одновременно принимают участие разные психические способности ребёнка:

   Зрительное восприятие. Благодаря зрительному восприятию ребёнок узнаёт буквы и различает их между собой.

   Пространственное восприятие. Участвует в формировании графических образов звуков. С его помощью ребёнок ориентируется на листе бумаги, определяет направление слева направо, различает похожие буквы, отличающие друг от друга расположение в пространстве своих частей (например, Р – Ь).

   Зрительное внимание. Благодаря зрительному вниманию ребёнок, не рассеиваясь, способен удерживать в поле своего зрения необходимый объём зрительного материала (в частности – буквенный ряд), а также в определённой последовательности переключаться с одного зрительного объекта на другой (с буквы - на букву).

Зрительная память. С её помощью ребёнок запоминает начертания букв, а также порядок следования букв друг за другом.

   Слуховое восприятие, а именно такая его разновидность как речевой слух. С помощью речевого слуха ребёнок различает между собой звуки речи, и у него формируются четкие слуховые образы звуков. Слуховое внимание и память. Они всегда действуют сообща, с их помощью ребёнок способен оперировать со звуками (например, переставлять их местами), удерживать в памяти их последовательность и одновременно представлять целиком весь звуковой ряд.

   Кинестетическое (мышечное) восприятие. С его помощью ребёнок как бы «на ощупь» отличает произношение одного звука от другого. Эта способность необходима ребёнку, например, когда он пишет, проговаривая текст «про себя». С помощью кинестетического восприятия формируются произносительные образы звуков.

   Способность соотносить произносительные, слуховые и графические образы звуков между собой.

   Эта способность позволяет ребёнку:

  • правильно повторить услышанный звук;
  • определять, правильно ли он сам произнёс тот или иной звук;
  • подобрать нужную букву к тому звуку, который он слышит;
  • правильно подобрать букву к тому звуку, который он произносит (в том числе – «про себя», когда он может узнать тот или иной звук, только опираясь на его произносительный образ – на движения органов речи);
  • правильно прочитать букву.

   Способность к языковому анализу и синтезу, заключается в умении делить  целостный фрагмент речи на составляющие его части (предложения, слова, слоги, звуки) и наоборот – составлять из разрозненных единиц речи связные речевые конструкции.

   С помощью этой способности ребёнок:

выделяет звук из слова или слога; выделяет слог из слова;

выделяет слово из предложения; соединяет звуки в слог;

составляет из слогов слово; составляет из слов предложения.

14. Во время  чтения ребёнок должен в определённом направлении переводить взгляд с буквы на букву и прочитывать их:

сначала ребёнку нужно узнать букву, то есть проанализировать её начертание и отличить её от других, похожих на неё букв.

затем соотнести эту букву с тем звуком, который она обозначает, т.е. прочитать её.

прочитать следующую букву, причём сделать это про себя, а вслух – произнести уже слог, т.е. совершить определённую умственную операцию – синтезировать звуки в слог.

   Наберитесь терпения: пусть ребёнок в начале обучения вспоминает название слога или «тянет» первую букву слога, пока не сообразит, как назвать следующую, не делая остановки между буквами, а читал слог слитно. В случае трудностей при узнавании и прочтении слога, помогайте ребёнку одним из способов.

   Предложите  варианты правильного ответа на выбор – спросите: «Это БО или ЛО?», «ЛО? ПО? КО?» Возможно, ребёнок не узнал или забыл одну из букв слога, в этом случае сами назовите буквы, но не используйте при этом слово «и». Правильнее спросить: « Н, О – что получилось?»

   Не рекомендуется спрашивать: « Н и О – что получиться?» - это разобьёт единство букв и помешает ребёнку правильно сложить слог.

   Регулярные занятия со слогами-слияниями будут способствовать скорейшему их запоминанию и более лёгкому переходу к чтению слов.

  • В дальнейшем от ребёнка требуется аналогичным образом прочитать следующий слог, вспомнить предыдущий и в надлежащем порядке соединить эти слоги в слово – произнести целиком слово.
  • Причём ребёнок должен произнести это слово не « как попугай» - а «узнать» смысл этого слова.
  • Затем ребёнку нужно прочитать следующие слова в предложения, одновременно удерживая в памяти всю последовательность уже прочитанных слов и понять смысл всего предложения.

   Соблюдая выше перечисленные правила и учитывая индивидуальные особенности и возможности ребёнка, мы способствуем наиболее успешному овладению чтением и письмом.

Используемые источники:

1. Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. Сценарии учебно-игровых занятий к рабочей тетради «От А до Я». – Изд. 2-е, перераб.-М.: Издательство»Ювента», 2001;   2. Полякова М.А. Как научить ребёнка читать и писать/ Марина Полякова. – М.: Айрис-пресс, 2008.

Составитель: Ксензик А.А.