г. Кодинск ул. Михайлова 12 А

 Тел.: +7 (39143) 70185

 Email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Страничка логопеда

 

 

Поистине ребенок есть величайший умственный труженик нашей планеты, который, к счастью, даже не подозревает об этом.

                                                   К.И. Чуковский

Ранний возраст – это возраст благоприятного формирования речи ребёнка. Очень важно родителям знать как же происходит формирование речи ?

Речевое развитие ребёнка делится на периоды:

 Первый периодподготовительный:

1 этап: с рождения до 6 месяцев – у ребенка велика потребность в эмоциональном общении;

2 этап: с 6 до 12 месяцев - появляется понимание движений, мимики, жестов, а затем и речи взрослого;

3 этап: с 12 до18 месяцев - появление первых осмысленных слов( мама, папа, дай, на, тик-так, би-би, ав-ав, топ- топ)

Второй период - оформление самостоятельной речи:

1 этап: появление однословных предложений – требований (1год 6месяцев- 1 год 7месяцев);

3        этап: многословные предложения- требования (1год 8 месяцев – 1 год 9 месяцев)

3        этап: возникновение и развитие описательной речи (18 месяцев- 24 месяца).

На первом  году жизни идет интенсивное развитие головного мозга, слуха, а также органов речи, развивается физический и фонематический слух, появляются голосовые реакции. Время появления слов на первом году жизни у каждого ребёнка очень индивидуально : одни начинают говорить в  8-9 мес., другие – в 1 год 2 месяца, а некоторые еще позднее. Запас слов у годовалых детей также неодинаков и колеблется от 2-3 слов до 15 – 20.

Второй год жизни характеризуется способностью ребёнка к подражанию речи взрослых, интенсивно развиваются понимание речи, активная речь, понимание резко опережает активную сторону речи. До полутора лет фразовая речь у детей отсутствует. При наличии соответствующей ситуации эту функцию выполняет слово-предложение. К двум годам некоторые дети осваивают некоторые грамматические категории: согласование существительного с глаголами, изменение существительных по падежам, однако предлоги и союзы еще отсутствуют, четко начинают произносить такие гласные звуки, как –а, -у, -и, -о, но звуки –ы, -э, заменяют звуками –и, -е.

К трём годам дети различают и называют части предметов, их качества (величину, цвет, форму, материал), некоторые сходные по назначению предметы (туфли — ботинки), понимают обобщающие слова: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель.                              Односложно отвечают на вопросы взрослого при рассматривании предметов, картин, иллюстраций;  повторяют за взрослым рассказ из 3— 4-х предложений, составленный об игрушке или по содержанию картины;  участвуют в драматизации отрывков из знакомых сказок.

Как можно определить, что речевое развитие ребёнка идёт благополучно?  

Физическое развитие ребенка соответствует возрасту. У ребенка нет никаких неврологических заболеваний. Ребенок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми. Ребенок охотно повторяет за вами всё, что слышит. Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи.
Малыш  вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.

Что служит основанием для беспокойства? На что необходимо обратить внимание? Стойкое и длительное  отсутствие речевого подражания новым для ребёнка словам. (Такая остановка может быть при нормальном развитии речи, но не долее полугода после появления первых трех-пяти слов.) При появлении речевого подражания ребенок, как правило, воспроизводит часть вместо целого слова или искажает. Ребенок неохотно повторяет  слова и предложения, которые он слышит; не строит из накопленных слов предложений; не использует в речи глаголы; ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на языке  понятном ему одному. На замечания "Скажи еще раз лучше" не реагирует.

Предлагаем вашему вниманию некоторые приёмы  по развитию речи ребёнка  раннего возраста:

Разговор с самим собой. Когда ребёнок находится недалеко от вас, говорите вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете.

Параллельный разговор. Взрослый описывает все действия ребёнка: что он видит, слышит, чувствует и трогает.

Провокация, или искусственное   непонимание ребенка. Приём помогает ребенку освоить ситуативную речь и состоит в том, что взрослый не спешит проявить свою понятливость.

Распространение. Продолжайте и дополняйте всё сказанное ребёнком, но не принуждайте его к повторению – достаточно того, что ребёнок вас слышит.

Приговоры. Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с ребёнком способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл .

Выбор. Предоставляйте ребенку возможность выбора. Осуществление возможности выбора порождает у ребёнка ощущение собственной значимости.

Игры с природным    материалом. Огромное влияние на рост речевой и познавательной активности ребёнка оказывают разнообразие и доступность объектов, которые он может исследовать.

Продуктивные виды  деятельности. Рисование, лепка, аппликация, конструирование развивают лингвистические и сенсорные способности ребёнка, которые имеют особое значение в формировании мыслительной деятельности.

Ролевая игра. Ролевая игра стимулирует речевое развитие ребёнка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность .

Музыкальные игры.   Музыкальные игры и песни важны в процессе овладения ребенка речью. Предоставляйте ребёнку возможность двигаться под разнообразную музыку, самостоятельно извлекать звуки из различных предметов, аккомпанируя себе.

Артикуляционная гимнастика. Это комплекс специальных упражнений, которые укрепляют мышцы речевого аппарата, развивают их силу и подвижность .

Используя данные упражнения в повседневной жизни вы поможете своему малышу познавать мир, развиваться и добиваться высоких результатов везде и во всём. Гудите, тарахтите, войте, мычите, каркайте и т.д.

     *Давайте ребенку вылизывать ложки, снимать кончиком языка с ложки капельки.

     *Смазывайте его губы каким-то лакомством, чтобы он их облизывал.

     *Перед зеркалом высовывайте язык, стройте рожицы.

     *Пусть малыш цокает язычком, как лошадка, чмокает, присасывает язык к нёбу.

     *Учите его сплевывать ниточку, бумажку, крупинку.

Помните, что речь родителей и ближайшего окружения – это  образец  для речи детей! Речь взрослых должна быть: чёткой, неторопливой;     доступной для понимания малыша; грамотной. Чем чаще , вы уважаемые родители будете разговаривать с ребенком, не переутомляя его, и доступным, правильным языком рассказывать ему сказки, разучивать вместе стишки, потешки, и играть, тем скорее ваш ребенок овладеет правильной речью!

Рекомендуемая литература: Е.Л.Крутий «Волшебная логопедия» ,Д.:Сталкер,1999г.;А.Герасимова, О.Жукова,В.Кузнецова «Уникальная методика развития речи дошкольника», С-П.:Издательский Дом НЕВА 2002г.

Составитель: учитель-логопед Ксензик Анна Александровна