г. Кодинск ул. Михайлова 12 А

 Тел.: +7 (39143) 70185

 Email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Страничка логопеда

 

   С момента рождения ребёнка его организм растёт и развивается от простого к сложному, проходит все этапы формирования, заложенные генетикой. В настоящее время теории о развитии высших психических функций в онтогенезе отводят ведущую роль сенсомоторному развитию, как фундаменту в формировании психических функций и познавательных процессов ребёнка в целом.

   У большинства детей с нарушениями речи, как правило отмечается общая моторная неловкость, нарушение координации движений, баланса, моторная недостаточность в развитии тонких движений пальцев рук.

   По этой причине в систему коррекционно-развивающей деятельности мы включаем приёмы, игры и упражнения телесно-ориентированных практик, мозжечковой стимуляции, так как они решают задачи развития речи и психофизических функций. Систематическая работа в данном направлении значительно повышает качество подготовки воспитанников к обучению в школе.

   Применяя телесно-ориентированные практики, происходит коррекция и развитие речи через создание баланса между мышлением (интеллект), эмоциями (чувства) и телом (ощущения) у детей со сложными или сочетанными нарушениями.

   Часто замечаю, что родители воспринимают у своего ребёнка неуклюжесть, нарушения баланса и координации движений, как милую особенность. На самом деле эти «особенности» являются признаками нарушений работы ствола мозга и мозжечка. Они часто диагностируются у детей с задержкой речевого и психического развития, а также у детей с заболеваниями аутистического спектра (ранний детский аутизм (РДА), синдром Аспергера, (аутистические состояния), нарушениями поведения и внимания, СДВГ.

   С рождения ребёнок начинает активно двигаться – ползать, сидеть, а после стоять, познает своё тело и пространство вокруг, форму, цвет и свойства предметов. Развитие моторных функций способствует формированию речи. Гармоничное развитие сенсорных и моторных функций, а также способность всем этим сознательно управлять –  это фундамент когнитивных (познавательных) процессов. Малейшее нарушение в их формировании, приводит к сбою в развитии психических процессов и функций более высокого порядка: внимание, память, мышление, речь.

   Телесно-ориентированные упражнения как-бы «возвращают» ребёнка к самому раннему детству.  Занятия ведутся таким образом, что система восприятия и движения выстраивается заново, компенсируя возможные нарушения. Таким образом через систему телесных упражнений можно развивать мозг.

   Комплекс упражнений и игр в сенсомоторной коррекции включает в себя:

  • Упражнения на дыхание;
  • Глазодвигательные упражнения;
  • Массирующие движения;
  • Различные «ползания»;
  • Упражнения на формирование межполушарного взаимодействия;
  • Упражнения на формирование пространственных представлений;

   Упражнения улучшают мыслительную деятельность, навыки организации, синхронизируют работу полушарий, способствуют запоминанию и творческому самовыражению, повышают устойчивость внимания, помогают восстановлению речевых функций, облегчают процессы чтения и письма, способствуют общей координации тела, снимают напряжение, помогают регулировать поведение.

   В зависимости от возраста, состояния и места проведения дети могут сидеть за столами или на ковре. Движения и речевой материал предварительно не разучиваются, а проводятся по подражанию синхронно с логопедом. Противоположные по характеру движения чередуем: быстрые и медленные, напряженные и расслабляющие, резкие и плавные. Такое чередование спонтанно влияет на гармонизацию психики ребенка, особенно гипо- или гиперактивного, уравновешивает процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга и, как следствие, нормализует психическую и двигательную активность детей, приводит к улучшению настроения, исчезновению инертности. Упражнения эмоционально насыщены, носят игровой характер.

   Эти упражнения очень просты, их можно выполнять где угодно без требований к пространству, они интересны, забавны, их можно проводить в форме игры. На их выполнение не требуется много времени, а также они эффективны для любого возраста.

   Фундаментальными работами русских филологов В.М. Бехтерева, И.М. Сеченова доказано влияние манипуляций на функции высшей нервной деятельности в развитии речи. Это привело современную педагогику к пониманию того, что развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот.

   Представленное направление работы будет полезно не только коррекционным педагогам (дефектологи, логопеды, психологи), работающим в группах компенсирующей направленности, но и педагогам, работающим с детьми общеразвивающих групп и учителям начальных классов.

            Список используемой литературы:

  1. Нейропсихологическая (сенсомоторная) коррекция. Упражнения для детей [Электронный ресурс] – режим доступа: http://mindyourmind.ru/?p=80 (дата обращения: 06.05.2018);
  2.  Образовательная кинезиология [Электронный ресурс] – режим доступа: http:// creativekinesiology.ru/ (дата обращения: 06.05.2018);
  3. Роль мозжечковой стимуляции в психическом развитии детей [Электронный ресурс] – режим доступа: https://www.babyblog.ru/user/Lisenok-Belk/3140921 (дата обращения: 30.04.2018);
  4. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. - М.: Сфера, 2001
  5.  Сиротюк А.Л. Психическое развитие детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 2006. №2. С.22-36.
  6. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. –М.: «Генезис», 2013;

Составил учитель-логопед: Ксензик А.А.