Страничка логопеда
- Подробности
- Просмотров: 8961
- Ксензик Анна Александровна
- Правильно ли говорит Ваш ребёнок
- У нас родилась традиция
- Особенности развития речи ребенка в среднем дошкольном возрасте
- Учим малышей сочинять рифмы
- Ребенок в логопедической группе
- Когда ребенок не говорит
- Логопед - кто это? и зачем он нужен?
- Значение дыхательной гимнастики для развития речи
- Игры для домашней игротеки
- Новые логопедические технологии
- Отдыхаем с пользой (рекомендации логопеда)
- Что должен уметь ребёнок по речевому развитию в 6-7 лет
- Речевое развитие ребенка от 2-х до 3-х лет, норма, отклонение от нормы
- Развитие лексико - грамматических представлений у детей с ОНР
- Речевая готовность к школе.
- Особенности речи старших дошкольников
- «Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста»
- Обогащение словаря ребёнка дома и на улице
- Не стоим на месте
- Запинки в речи.
- Как помочь своему ребёнку научиться говорить плавно?
- Как помочь малышу заговорить?
- Что должен уметь ребёнок по речевому развитию в 6-7 лет?
- Связная речь у старших дошкольников
- Новые нетрадиционные технологии
- Что такое Трудово?
- Развитие в движении.
- Если ваш ребёнок не разговаривает…
- Профилактика нарушений письменной речи будущих первоклассников.
- Играя, грамоту закрепляем.
- Памятка для родителей будущего первоклассника.
- Сенсорная интеграция в детском саду
- Обогащение словаря старших дошкольников
- Как мы учимся красиво говорить
- Что изменилось?
- В феврале мы узнаём
- Фонематический слух- основа успешного обучения в школе. Консультация для родителей.
- Как самостоятельно проверить фонематический слух ребёнка и способствовать его формированию дома?
- Вистибулярная сенсорная система и её влияние на познавательно-речевое развитие воспитанников. Из личного опыта.
- Речевое развитие будущего первоклассника
- Онлайн-занятия – шаг в будущее.
- Особенности речевого развития ребёнка раннего возраста
- Палитра ощущений
- Элементы мозжечковой стимуляции в работе логопеда.
- Палитра ощущений
- Наша группа начала работу
- Итоги уходящего месяца…
- ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-5 лет).
- Мы растём и узнаём новое
- Как расширить словарный запас ребёнка в 3-4 года?
- От буквы до ДОМА СОВЫ
- Учимся сочинять сказки
- Мастерская буквы Д
- Памятка для родителей на время летнего отдыха
- Телесные практики в формировании речи дошкольника
- Инклюзивный интенсив – это…
- Инклюзивная история «Изумрудного города». Как это было…
- Ещё раз о ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКЕ…
- Формы работы учителя - логопеда и педагога - психолога с родителями обучающихся в условиях инклюзивного образования.
- Ксензик сайт- Фразовый конструктор для дошкольников
- Нужно-ли учить ребёнка говорить в три года?
- «Изумрудный город» для дошкольников
- Хранительница сказок в гостях у «Сочиняйки»
- Итоги уходящего учебного года 2022-2023
- Что ждёт нас в новом учебном году
- Важные моменты в нашей группе
- Компьютерные игры для развития речи
- Сочиняйка –это….
- Как влияет неправильный прикус на развитие речи?
- Все страницы
С момента рождения ребёнка его организм растёт и развивается от простого к сложному, проходит все этапы формирования, заложенные генетикой. В настоящее время теории о развитии высших психических функций в онтогенезе отводят ведущую роль сенсомоторному развитию, как фундаменту в формировании психических функций и познавательных процессов ребёнка в целом.
У большинства детей с нарушениями речи, как правило отмечается общая моторная неловкость, нарушение координации движений, баланса, моторная недостаточность в развитии тонких движений пальцев рук.
По этой причине в систему коррекционно-развивающей деятельности мы включаем приёмы, игры и упражнения телесно-ориентированных практик, мозжечковой стимуляции, так как они решают задачи развития речи и психофизических функций. Систематическая работа в данном направлении значительно повышает качество подготовки воспитанников к обучению в школе.
Применяя телесно-ориентированные практики, происходит коррекция и развитие речи через создание баланса между мышлением (интеллект), эмоциями (чувства) и телом (ощущения) у детей со сложными или сочетанными нарушениями.
Часто замечаю, что родители воспринимают у своего ребёнка неуклюжесть, нарушения баланса и координации движений, как милую особенность. На самом деле эти «особенности» являются признаками нарушений работы ствола мозга и мозжечка. Они часто диагностируются у детей с задержкой речевого и психического развития, а также у детей с заболеваниями аутистического спектра (ранний детский аутизм (РДА), синдром Аспергера, (аутистические состояния), нарушениями поведения и внимания, СДВГ.
С рождения ребёнок начинает активно двигаться – ползать, сидеть, а после стоять, познает своё тело и пространство вокруг, форму, цвет и свойства предметов. Развитие моторных функций способствует формированию речи. Гармоничное развитие сенсорных и моторных функций, а также способность всем этим сознательно управлять – это фундамент когнитивных (познавательных) процессов. Малейшее нарушение в их формировании, приводит к сбою в развитии психических процессов и функций более высокого порядка: внимание, память, мышление, речь.
Телесно-ориентированные упражнения как-бы «возвращают» ребёнка к самому раннему детству. Занятия ведутся таким образом, что система восприятия и движения выстраивается заново, компенсируя возможные нарушения. Таким образом через систему телесных упражнений можно развивать мозг.
Комплекс упражнений и игр в сенсомоторной коррекции включает в себя:
- Упражнения на дыхание;
- Глазодвигательные упражнения;
- Массирующие движения;
- Различные «ползания»;
- Упражнения на формирование межполушарного взаимодействия;
- Упражнения на формирование пространственных представлений;
Упражнения улучшают мыслительную деятельность, навыки организации, синхронизируют работу полушарий, способствуют запоминанию и творческому самовыражению, повышают устойчивость внимания, помогают восстановлению речевых функций, облегчают процессы чтения и письма, способствуют общей координации тела, снимают напряжение, помогают регулировать поведение.
В зависимости от возраста, состояния и места проведения дети могут сидеть за столами или на ковре. Движения и речевой материал предварительно не разучиваются, а проводятся по подражанию синхронно с логопедом. Противоположные по характеру движения чередуем: быстрые и медленные, напряженные и расслабляющие, резкие и плавные. Такое чередование спонтанно влияет на гармонизацию психики ребенка, особенно гипо- или гиперактивного, уравновешивает процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга и, как следствие, нормализует психическую и двигательную активность детей, приводит к улучшению настроения, исчезновению инертности. Упражнения эмоционально насыщены, носят игровой характер.
Эти упражнения очень просты, их можно выполнять где угодно без требований к пространству, они интересны, забавны, их можно проводить в форме игры. На их выполнение не требуется много времени, а также они эффективны для любого возраста.
Фундаментальными работами русских филологов В.М. Бехтерева, И.М. Сеченова доказано влияние манипуляций на функции высшей нервной деятельности в развитии речи. Это привело современную педагогику к пониманию того, что развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот.
Представленное направление работы будет полезно не только коррекционным педагогам (дефектологи, логопеды, психологи), работающим в группах компенсирующей направленности, но и педагогам, работающим с детьми общеразвивающих групп и учителям начальных классов.
Список используемой литературы:
- Нейропсихологическая (сенсомоторная) коррекция. Упражнения для детей [Электронный ресурс] – режим доступа: http://mindyourmind.ru/?p=80 (дата обращения: 06.05.2018);
- Образовательная кинезиология [Электронный ресурс] – режим доступа: http:// creativekinesiology.ru/ (дата обращения: 06.05.2018);
- Роль мозжечковой стимуляции в психическом развитии детей [Электронный ресурс] – режим доступа: https://www.babyblog.ru/user/Lisenok-Belk/3140921 (дата обращения: 30.04.2018);
- Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. - М.: Сфера, 2001
- Сиротюк А.Л. Психическое развитие детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 2006. №2. С.22-36.
- Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. –М.: «Генезис», 2013;
Составил учитель-логопед: Ксензик А.А.