г. Кодинск ул. Михайлова 12 А

 Тел.: +7 (39143) 70185

 Email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Страничка логопеда

 

   Всем известно, что дыхание играет огромную роль в образовании звука. Колебание голосовых связок зависит от величины давления воздуха. Дыхание увеличивает тонус внутренних мышц гортани, от чего в какой-то степени зависит тембр нашего голоса. С рождения человек наделён физиологическим и речевым дыханием. Задача физиологического дыхания заключается только в вентиляции лёгких.

   Когда в наше дошкольное учреждение поступают воспитанники раннего возраста, малыши учатся говорить, общаться и при этом очень часто болеют. Происходит это потому, что малыши, как правило вдох выполняет ртом, что на прогулке приводит к охлаждению гортани и болезни.  Поэтому в нашем дошкольном учреждении активно используем в работе – ДЫХАТЕЛЬНУЮ ГИМНАСТИКУ.

   Систематическое выполнение дыхательной гимнастики улучшает работу многих функций организма, способствует профилактике простудных заболеваний, восстановлению после воспаления лёгких, укреплению иммунитета ребёнка, улучшает работу мозга.

   Выполняя дыхательную гимнастику необходимо помнить, что:

- Дыхательные упражнения насыщают мозг кислородом, активизируют мыслительные процессы, поэтому лучше проводить перед занятиями и после дневного сна.

- Нельзя выполнять как на голодный желудок, так и сразу после приёма пищи. В этих случаях возможны головокружения и проблемы с пищеварением.

- Гимнастику лучше проводить на свежем воздухе или в хорошо проветренном помещении, чистом помещении (необходима предварительная влажная уборка).

- Длительность дыхательной гимнастики для детей раннего возраста составляет 5-10 минут.

- Помним, что главный вид деятельности ребёнка- ИГРА, поэтому следует проводить гимнастику дыхательную в игровой форме.

- Очень важно, чтобы тело ребёнка, мышцы шеи, рук и груди были расслаблены.

- Щеки при вдохе и выдохе не должны надуваться, учим ребёнка регулировать их положение.

   У дыхательной гимнастики имеются противопоказания: нельзя выполнять дыхательные упражнения людям с пороком сердца, больным во время острых воспалительных заболеваний лёгких и вирусных инфекций; 

   Предлагаем небольшой комплекс дыхательных упражнений для дошкольников.

«ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК»

   Упражнение можно выполнять стоя и лёжа. На счет взрослого «раз, два» сделать глубокий вдох, набрав воздуха в легкие. На счет «три, четыре» выполняем сильный выдох, наполняя воображаемый шар. Показываем руками, как наш воображаемый шарик увеличился.

«БЕГЕМОТИК»

   Исходное положение: ребёнок лежит на спине, кладёт руку на живот и глубоко дышит. Взрослый произносит слова:

     «Сел бегемотик, потрогал  животик.

     Животик раздувается (вдох носом, рот закрыт, животик надуваем),

     А затем животики сдуваются (выдох ртом, животик втягиваем в себя).»

«ПТИЧКИ»

   Дети медленно ходят, имитируя руками движение крыльев птицы. При взмахе вверх происходит вдох, при опускании рук — выдох. При этом взрослый сопровождает игру фразами: «Птички летят на юг», «Птички взмахивают крыльями, опускают крылья».

 «НЫРЯЛЬЩИКИ»

   Ребёнку предлагаем представить, что он достаёт жемчужинку со дна океана.  Для этого он делает глубокий вдох носом, рот закрыт, задерживает дыхание на максимальное количество времени. При этом можно зажать нос рукой или имитировать подъём со дна океана.

 

   Важно!  Полезно дуть в жидкость (сок, мыльную воду, кисель) в коктейльную трубочку, надувать воздушные шары, дуть на бумажные комочки, машинки из киндер-сюрпризов и перышки, что   развивает регуляцию тонкого выхода.

   Дыхательная гимнастика —  очень важное и полезное занятие, как для детей, так и взрослых. Не забываем о том, что игра - ведущий вид деятельности у дошкольников, поэтому её можно выполнять с ребятишками с раннего дошкольного возраста.

   Дыхательные упражнения насыщают организм кислородом, способствуют укреплению здоровья и формированию всех психических процессов, а также речи.

   Ниже предлагаем список литературы, где можно познакомиться с различными источниками дыхательной гимнастики:

     Список литературы

1. DVD. Прыг-скок: Дыхательная и двигательная гимнастика для детей от 2-х до 3-х лет. - Москва: РГГУ, 0. - 816 c.

2. Адамович, Геннадий Гимнастика славянских чаровниц / Геннадий Адамович. - М.: Ладога-100, 2006. - 208 c.

3. Анищенкова, Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников / Е.С. Анищенкова. - М.: АСТ, Астрель, 2010. - 299 c.

4. Асташенко, О. И. Гимнастика для суставов и сосудов / О.И. Асташенко. - М.: Невский проспект, Вектор, 2007. - 128 c.

5. Барсукова, С. Веселая музыкальная гимнастика. Выпуск 1 / С. Барсукова. - М.: Феникс, 2011. - 630 c.

6. Барсукова, С. Веселая музыкальная гимнастика. Сборник пьес для фортепиано. Выпуск 1 / С. Барсукова. - М.: Феникс, 2011. - 888 c.

7. Баршай, В. М. Гимнастика / В.М. Баршай, В.Н. Курысь, И.Б. Павлов. - М.: Феникс, 2011. - 336 c.

8. Большая энциклопедия дыхательных гимнастик. - М.: Харвест, 2007. - 224 c.

9. Бушлякова, Р. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой / Р.Г. Бушлякова. - М.: Детство-Пресс, 2011. - 240 c.

10. Васичкин, Владимир Большая книга массажа и гимнастики для детей. От рождения до 3 лет / Владимир Васичкин , Ирина Тихомирова. - М.: Питер, 2011. - 192 c.

 

Составитель: учитель-логопед  Ксензик Анна Александровна