г. Кодинск ул. Михайлова 12 А

 Тел.: +7 (39143) 70185

 Email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Страничка логопеда

 

   В последние годы количество детей с ОВЗ, посещающих дошкольные образовательные учреждения увеличивается, перед педагогами встает вопрос о поиске новых форм психолого - педагогического взаимодействия с семьями воспитывающих детей с ОВЗ. Семья с ребенком ОВЗ находится в ином положении в обществе, чем семья здорового ребёнка. Это накладывает отпечаток на процесс его воспитания. Специфика отношений с таким ребёнком может усугубить его недоразвитие. Поэтому каждой семье необходима помощь специалистов, которая должна быть направлена на коррекцию ресурсов в семье, обеспечить эффективные подходы по воспитанию, обучению и развитию ребёнка с ОВЗ.

   В нашем ДОУ инклюзивная практика осуществляется путём непосредственного включения детей с ОВЗ в общеобразовательную среду. Так дети, с ранним детским аутизмом (РДА), ЗПР, и дети с нарушением слуха посещают группы общеразвивающей направленности.

   В ДОУ дети с ОВЗ и их семьи находятся в тесном взаимодействии с воспитателями, учителями-дефектологами, логопедами, педагогом-психологом, музыкальным руководителем и инструктором по физическому развитию.

   Педагогический коллектив определил следующие задачи в работе с семьями имеющими детей с ОВЗ, в условиях инклюзивного образования:

- сопровождать ребенка с ОВЗ и его семью в их жизненной среде;

- создавать условия для образования ребенка с ОВЗ в нашем ДОУ с учетом организации образовательной, предметно-развивающей среды;

- социализировать ребенка с ОВЗ и его семью;

- использовать все доступные методы и приемы сотрудничества с семьей очно и онлайн в вопросах развития и образования ребенка, оказание помощи в подборе специальной психолого-педагогической литературы, развивающих, коррекционных, образовательных заданий;

   При выборе форм взаимодействия с семьями воспитанников мы помним, что родители должны постоянно совершенствовать практические воспитательные навыки. Очень актуальны вопросы адаптации ребенка к условиям инклюзивного обучения, поэтому мы стараемся расширить формы взаимодействия с родителями проводя:

- дни открытых дверей (очные и онлайн);

- группы в различных мессенджерах (материалы носят ознакомительный и теоретический характер, предлагаются видео-материалы индивидуальных и подгрупповых занятий с воспитанниками для повышения качества коррекционно-развивающей деятельности дома и в ДОУ; приветствуется обратная связь);

- общение в мессенджерах без постороннего присутствия, в удобной домашней обстановке, позволяет нам лучше узнать родителей и детей в различных бытовых ситуациях, помочь преодолеть негативные проявления в поведении детей, узнать ребенка и родителей с разных позиций.

 - создавая страницы в социальных сетях (знакомим родителей воспитанников с рабочими моментами, достижениями, новинками, нетрадиционными формами, рекомендациями и планами на будущее в коррекционной работе);

- индивидуальные и совместные консультации педагог- психолог и учитель-логопед (освещаем проблему со всех сторон, даём рекомендации, обучаем вместе);

- мастер-классы (очного и онлайн - характера);

-родительские гостиные (тематические, по запросам, по результатам диагностики, очного и онлайн характера, в форме мастер-классов);

- программа поддержки и сопровождения семей воспитывающих детей раннего возраста «Расти здоровым, малыш!»

- развивающий занятия в оздоровительном комплексе  с применением оборудования «Дом Совы».

   А также ежегодно   для повышения качества взаимодействия с родителями детей   ТМНР проводится анкетирование «Оценка качества работы специалистов» в Гугл формате, по итогам которого мы вносим поправки в свои программы.

   Практика нашего ДОУ по обучению детей с ТМНР находится на начальном этапе. Педагоги нашего ДОУ стараются помочь родителям принять своего ребенка, сформировать реалистический взгляд на дефект ребенка, научиться ценить и любить его.

   Необходимо подчеркнуть, что педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ТМНР, в нашем детском саду направлена, прежде всего на поиск скрытых ресурсов семьи, опору на ее собственные возможности и создание на этой основе условий для активизации социальной позиции родителей и восстановления социальных связей.

   Семья и группа детского сада – первые социумы, которые готовят ребенка к дальнейшей жизни в обществе.

   Мы предлагаем родителям совместно с детьми посещать общественные места: аптеки, магазины, рынок, спортивные детские площадки и подкреплять совместные походы в «свет» фотоматериалами.

   С родителями детей с РАС ведется особо плотное взаимодействие.  Наша задача - сформировать у ребенка жизненно не­обходимые навыки, обеспечить условия для их реализации не только при взаимодействии со специалистом, но и дома, в школе и других об­щественных местах. Это существенно снизит уровень стресса у родите­лей и создаст необходимый ресурс для дальнейшей коррекционно-раз­вивающей работы.

   В текущем учебном году, у нас появилась уникальная возможность сопровождать ребенка с РАС со специалистом АНО «Центр по работе с детьми ОВЗ «Необыкновенный ребенок» (Красноярск). Каждые две недели, мы выходим на связь в онлайн режиме, для обсуждения полученных результатов и определения дальнейшего маршрута.

   Сопровождение семей с детьми раннего возраста ведётся по программе  «Расти здоровым, малыш!». Встречи   проводятся 2 раза в неделю специалистами: педагогом-психологом, учителем-логопедом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре. Каждый специалист, в зависимости от специфики своей профессиональной деятельности, знакомит родителей с играми и упражнениями, которые закрепляются в ДОУ совместно с ребенком и дома.

   На встречах клуба родители перенимают опыт специалистов, делятся своим, задают вопросы, обыгрывают ситуации.

   Важнейший эффект такого клуба в том, что, помогая другому родитель помогает себе. Мы заметили, что родители, которые участвуют в программе, более адекватно  относятся к проблемам собственного ребенка и своим внутрисемейным проблемам, больше доверяют нам и прислушиваются к  рекомендациям, соответственно повышается эффект помощи оказываемой  семьям имеющим ребенка с ТМНР специалистами.

 

 Материал подготовили: Ксензик Анна Александровна

                                           Самойлова Наталья Николаевна