г. Кодинск ул. Михайлова 12 А

 Тел.: +7 (39143) 70185

 Email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Страничка логопеда

 

   На развитие «чистого» звукопроизношения ребёнка оказывают влияние различные факторы. Огромное значение имеет формирование прикуса (прикус может быть правильный и неправильный).

   Прикус  – это взаимное положение зубов верхней и нижней челюстей при закрытом рте.

   В логопедической практике самыми распространенными нарушениями прикуса считаются :

- прогенический прикус –  нижняя челюсть сильно выдвигается вперёд ;

- прогнатический прикус – верхняя челюсть сильно выдвигается вперёд;

- открытый прикус –  это невозможность полного смыкания зубов (между зубами щель даже при полном смыкании);

- перекрестный прикус – присутствует характерное смещение передних зубов в противоположную от средней линии в сторону, центральные резцы контактируют между собой перекрестно, нижние коренные зубы смещены;

   В норме дети рождаются с недоразвитой нижней челюстью (при первичном осмотре можно наблюдать, как она немного смещена назад), по мере роста, при активном сосании и жевании у ребёнка формируются нормальные взаимоотношения между верхней и нижней челюстями.

   Нарушения прикуса могут возникнуть по следующим причинам:

- наследственность;

-заболевания дыхательной системы (хронический насморк; увеличенные      аденоиды, что приводит к  выполнению вдоха  ртом и не полному  смыканию челюстей);

-травмы (повреждение зубного ряда при падении у малышей);

   Неправильный прикус может привести к различным  нарушениям звукопроизношения (страдать могут как сложные, так и простые звуки).

   Многие родители интересуются, влияет ли соска на формирование прикуса?  Важно знать, что до года сосание соски допустимо и даже необходимо. Постепенно к моменту  формирования фразовой речи, эта привычка должна уйти. Сосание соски может превратиться в пагубную привычку, что в последствии приводит к формированию  прогнатического или открытого прикуса.

   Дефект строения лицевого скелета, заложенный генетически тоже может быть причиной неправильного прикуса. Обращайте внимание на родственников, это передаётся ребёнку по наследству. Неправильному формированию лицевого скелета могут также способствовать заболевания ЛОР органов, гайморит, увеличения аденоидов, а так же проблемы связанные с  увеличением щитовидной железы.

   Многие родители очень часто не придают значения тому факту, что у ребёнка неправильное смыкание зубных рядов. Последствия нарушения в строении челюстей приводят к дефектам речи. При глубоком прикусе это приводит к нарушению произношения всех звуков, которые требуют поднятия кончика языка вверх и упора его за верхние зубы (Р, Л, Ш, Ж, Ч, Щ).

   При открытом прикусе появляется   межзубное произношение свистящих (С, З, Ц), а так же шипящих звуков (Ш,Ж), в том числе и  соноров (Л). 

   В таких случаях очень важно, как можно раньше обращать внимание на состояние зубов ребёнка, своевременно обращаться за помощью к специалистам: ортодонту, отоларингологу, неврологу.  Проблемы легче предупреждать, чем преодолевать.

   Когда стоит родителям обращаться за консультацией к врачу-ортодонту?

   Специалист может помочь заметить неправильный прикус, когда у ребёнка  начинается смена молочных зубов (примерно в возрасте  5-6 лет ). После осмотра ребёнка, врач назначает лечение. В ходе лечения докторами могут быть рекомендованы методы миотерапии — специальных упражнений, которые помогут правильно работать мышечному аппарату. И при наличии правильной и достаточной нагрузки на мышцы происходит исправление патологий прикуса.

   Всегда нужно помнить, что  лечить нарушения  прикуса никогда не поздно, но  чем раньше начать лечение, тем успешнее и быстрее идёт его устранение.

 

   В статье использована литература :

-Логопедия / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М., 1998.

-Хрестоматия по логопедии / под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова: В 2х тт. М., 1997.

-Правдина О.В. Логопедия. М.: Просвещение, 1973.

-Рау Е.Ф., Синяк В.А. Логопедия. - М.: 1969.

   Составитель: учитель-логопед Анна Александровна Ксензик