г. Кодинск ул. Михайлова 12 А

 Тел.: +7 (39143) 70185

 Email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Страничка логопеда

   Ежемесячно в нашем детском саду проходят родительские гостиные, на которых воспитатели и специалисты рассказывают о жизни детей в садике, об особенностях их развития, показывают родителям методы и приёмы обучения и воспитания детей.

   В ноябре тема такой родительской гостиной в старших группах была посвящена речевому развитию детей 5-6 лет, а также результатам речевого обследования детей.

   В начале гостиной родители узнали о нормах речевого развития, о том, какие слова должны составлять словарный запас детей шестого года жизни, какие грамматические категории дети этого возраста должны уметь употреблять в своей речи. Также был затронут вопрос звукопроизношения, которое к 5 годам должно быть полностью сформировано у детей. Если у детей всё еще есть нарушенные звуки, необходимо обратиться за помощью к логопеду, так как сами по себе эти звуки уже навряд ли появятся.

   Результаты речевого обследования детей показали, что у всех детей нарушен фонематический слух, нарушение которого проявляется в том, что дети не могут правильно повторить ритм за логопедом, затрудняются в выявлении заданного звука в слове, допускают ошибки при воспроизведении цепочки оппозиционных звуков. При этом могут как недоговаривать последний слог, так и наоборот добавлять лишний. Это говорит о том, что у детей нарушена слухоречевая память. Эти нарушения также проявляются в том, что дети не могут запомнить многоступенчатую инструкцию (например, «Сходи в комнату, открой шкаф, достань книгу»). В школе   дети с плохой слухоречевой памятью, во-первых, не будут воспринимать инструкцию учителя, а, во-вторых, будут допускать ошибки при написании диктантов.

   Нарушения же фонематического слуха и восприятия может привести в школе к нарушениям письма (дисграфии). Это проявляется в пропуске букв, их замене, перестановке слогов и добавлении лишних. Поэтому важно научить ребенка слушать и слышать звуки, уметь их анализировать. Для этого важно сосредоточиться на специальных упражнениях по формированию и развитию фонематического слуха и восприятия.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

   Работа по формированию у детей фонематического слуха и восприятия ведётся по нескольким направлениям:

  1. 1.                  Узнавание неречевых звуков.

   Цель: развитие слухового внимания и слуховой памяти, что важно для успешного развития фонематического восприятия в целом. Неспособность слушать чужую речь часто является одной из причин неправильного произношения, поэтому вам нужно научить ребенка слышать звуки, чтобы иметь возможность их сравнивать.

«Угадай, что звучит»

   Ребёнку предлагается послушать звук (шум дождя, шелест листьев, звук мнущейся бумаги, звук переливающейся воды и т.д.) и отгадать, что звучит. На первых этапах ребёнку можно давать картинки-подсказки. Сначала ребёнок рассматривает несколько картинок (дождь, машина, поющие птицы), затем слушает звук и выбирает соответствующую картинку.

  1. 2.                  Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз, т. е. необходимо научить ребенка понимать интонацию речи и самому владеть интонационной выразительностью. Играем с ребёнком в игры на развитие силы голоса:

«Далеко – близко»

Оборудование: изображения самолета, машинки, животных.

Ход игры: ребёнку предлагается изобразить как гудит самолёт, когда летит далеко и как гудит самолёт, когда летит близко. Аналогично с другими предметами, транспортом, животными.

«Кто тебя позвал»

Оборудование:2-3 игрушки, например, медвежонок и мышка.

Ход игры: взрослый изображает их «голоса»: у медвежонка низкий голос, а у мышонка – высокий. Ребёнок закрывает глаза, в это время взрослый зовёт ребёнка по имени, изображая голос одного из животных, ребёнок должен отгадать, кто его позвал.

  1. 3.                  Различение слов, близких по звуковому составу. Играем в игры на развитие чувства ритма и рифмы:

«Будь внимательным»

Оборудование: изображение машинки и мышки.

Ход игры: взрослый объясняет, что сигнал машинки звучит так: «би», а мышка пищит «пи-пи». Затем взрослый называет слоги, а ребёнок должен поднять соответствующую карточку – с изображением мышки или машинки.

«Закончи предложение»

Оборудование: изображения предметов со схожими названиями.

Ход игры: взрослый говорит предложение, но недоговаривает последнее слово в нём. Ребёнок должен подобрать нужное слово, выбрав из предложенных картинок. Например: «У Сони длинная … (коса)», «На лугу пасётся …(коза)».

  1. 4.                  Дифференциация слогов. Для этого хорошо играть в игры на звукоподражание:

«Правильно-неправильно»

Оборудование: изображение машинки.

Ход игры: взрослый демонстрирует картинку, называет, что на ней изображено, при этом дает несколько неправильных вариантов и один правильный, ребёнок должен хлопнуть в ладоши (поднять руку или помахать флажком), услышав правильный вариант. Например: «масына», «масина», «мафына», «махына», «машина».

«Гномы»

Оборудование: картинки с изображением весёлого и грустного гномов.

Ход игры: аналогично предыдущей. Если ребёнок слышит неправильный ответ, он поднимает карточку с изображением грустного гнома, если ребёнок услышал правильный ответ, то он поднимает карточку с изображением весёлого гнома.

«Хлопай, не зевай»

Ход игры: взрослый называет слоги, ребёнок должен хлопнуть в ладоши, услышав заданный слог. Например, хлопни, если услышишь слог «па»: да, та, ба, па).

«Попугайчики»

Ход игры: взрослый предлагает ребёнку повторить слоговые ряды из трёх слогов, в состав которых входят оппозиционные звуки. Например: па-ба-па, га-ка.га, да-та-да.

  1. 5.      Дифференциация фонем.

«Цепочка»

Ход игры: ребёнку предлагается назвать слово, которое получится, если в нём что-то изменить:

  • заменить один звук на другой,
  • убрать или добавить заданный звук,
  • поменять заданные звуки местами.

Например, цепочка слов может быть такой: мак – маки – раки – рак – бак – бык – бок – ток – кот – ком – дом.

В эту игру можно поиграть с картинками (раскладывать их по порядку, образовав новое слово), либо устно с группой детей (ребёнок, у которого в руках мяч, называет получившееся слово и передает мяч следующему игроку).

  1. 6.                  Развитие навыков элементарного звукового анализа. Игры и упражнение на:
  • выделение первого и последнего звука из слова и определение его места (начало, середина или конец слова),
  • определение гласного и согласного звука, глухого и звонкого, твёрдого и мягкого,
  • определение последовательности звуков в слове.

Таким образом, работа по развитию фонематического восприятия готовит детей к овладению правильным произношением, направлена на предупреждение ошибок на письме.

Учитель-логопед: И.В. Лаптенкова