г. Кодинск ул. Михайлова 12 А

 Тел.: +7 (39143) 70185

 Email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Страничка логопеда

Лаптенкова Ирина Владимировна - Слово на ладошке

 

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»

В.А. Сухомлинский

   Связь речевого развития ребенка и мелкой моторики рук была подтверждена исследованиями ученых, которые подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует развитие речи детей и оказывает большое влияние на развитие головного мозга в целом. Пальчиковая гимнастика способствует развитию речевых центров коры головного мозга. Нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка, тем самым активизируя его работу. Другими словами, формирование речи ребёнка совершается под влиянием импульсов, идущих от рук.

   Для стимулирования развития речи важно делать упражнения на сгибание и разгибание пальчиков, а также игры, которые способны укрепить ручки ребенка, сделать их более сильными. Это такие классические пальчиковые игры, как «Сорока-ворона», «Коза рогатая», «Ладушки». Можно поиграть в игру «Пальчики здороваются», когда взрослый по очереди прикасается к пальчикам ребенка – от указательного до мизинчика, приговаривая: «Здравствуй, пальчик, выходи, на мою дочку/сыночка погляди!». Затем сгибаем пальчик и медленно разгибаем со словами: «Вот твоя ладошка – наклоняйся крошка, посмотрел ладошку – поднимайся, крошка!». Поочередно разжимать пальчики поможет игра-потешка «Семейка». Один за другим разжимаем сжатые в кулачок пальчики ребенка и приговариваем:

     Этот пальчик – дедушка,

     Этот пальчик – бабушка,

     Этот пальчик – мама,

     Этот пальчик – папа,

     Этот пальчик – я,

     Вот и вся моя семья!

   Развить силу пальчиков поможет игра «Снежки». Дайте ребенку лист бумаги или салфетку и покажите, как нужно отрывать от нее маленькие кусочки, сминать и превращать в шарики-снежки.

   Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

  1. Выполнение упражнений приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и стимулирует развитие речи.
  2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, а подражание (имитация) – это основа становления речи.
  3. Пальчиковые игры учат понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
  4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой.

   Дополнить у усилить развивающий эффект пальчиковых игр поможет перебирание крупы (можно закопать в крупе игрушки из киндер-сюрприза, различные картинки, и ребенок с удовольствием будет искать их в крупе), нанизывание бусин на шнурок, игра с прищепками, также помогает развивать кистевой праксис откручивание и закручивание крышек на бутылках, пересыпание и переливание воды различными ёмкостями, давайте ребенку чистить вареные яйца, почаще давайте ребенку пластилин (практика показывает, что детям очень тяжело дается катание шариков и колбасок из пластилина). Ежедневная игра с ребенком по 10-15 минут поможет вашему малышу быстрее заговорить.

Учитель-логопед: И.В. Лаптенкова