г. Кодинск ул. Михайлова 12 А

 Тел.: +7 (39143) 70185

 Email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Страничка логопеда

   Вот и подошел к концу учебный год. Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Но и летом, нельзя забывать о речевом развитии детей. Сформированные в течение года навыки, такие как выработанные артикуляционные уклады, сильная воздушная струя, поставленные звуки и др. за летний период могут, как укрепиться, так и «потеряться». Летом можно снизить интенсивность логопедических занятий, но не забывать о них совсем.

   Закрепление звуков в речи – это регулярная тренировка. Чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка. Другими словами, формируется привычка правильного произношения, вытесняя привычку дефектного произношения. В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. После продолжительного отпуска часто ребенок приходит с прежними речевыми проблемами. Логопеду и ребенку приходится начинать все сначала, а хотелось бы двигаться дальше!

   Еще одна задача, которую родители должны решать ежедневно – это обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи. Не упускайте малейшей возможности что-то обсудить с вашим ребёнком, вызвать ребёнка на диалог, потому как одностороннее «говорение», без диалога – малоэффективно. Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная.

   Для того, чтобы наша пройденная работа за лето не пропала, предлагаю вам упражнения, которые можно выполнять не только дома, сидя за столом, но и в любой другой обстановке: на прогулке, в поездке, на даче, во время походов по магазинам и т.д.

Упражнения для автоматизации звуков

  • Следите за поставленными звуками, добивайтесь правильного произношения, чтобы те звуки, которые были «недоавтоматизированы» - «не потерялись».
  • Исправляйте неверно произнесённые ребёнком слова. Поправляйте речь ребёнка спокойно, произнося слово верно, не требуйте сразу повторить слово правильно. Главное, обратить внимание на неверное произношение!

Упражнения для развития фонематических процессов

  • Определение количества звуков в слове и их последовательности. (сколько звуков в слове «лето»? Какой 1, 2, 3, 4?);
  • Придумывание слов с определённым количеством звуков;
  • Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых звуков. (какое слово получится из этих звуков: «ц-в-е-т-ы);
  • Образование новых слов с помощью «наращивания» звуков. (Какой звук надо добавить к лову «рот», чтобы получилось новое слово? (крот – грот, пар – парк, Оля – Коля, Толя – Поля);
  • Образование новых слов путём замены в слове первого звука на какой-либо другой звук. (дом – сом, лом – ком.);
  • Отобрать картинки или назвать слова, в названиях которых 4-5 звуков;
  • Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на 1-ом, на 2-ом, на 3-ем месте. (шуба, уши, кошка);
  • Составление слов различной звуко-слоговой структуры из букв разрезной азбуки: сам, нос, рама, шуба, стол, волк. и т.д.

Упражнения для развития слоговой структуры слова

(слогового анализа и синтеза)

  • Определение количества слогов в слове и их последовательности (сколько слогов в слове «молоток»? Какой 1?2?3?);
  • Придумывание ребёнком слов с определённым количеством слогов;
  • Составление слов из слогов, данных в разбивку (слоги потеряли своё место, надо помочь им его найти: на-ро-во, ка-сум);
  • Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых слогов (какое слово получится из слогов: го-ло-ва);
  • Распределение картинок в соответствии с количеством слогов в слове. (положить картинки, названия которых состоят из односложных слов, в одно место, а названия которых из 2, 3, 4-сложных слов – в другое);
  • Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество;
  • Выделять гласные звуки (сколько в слове гласных, столько и слогов) и т. д.

Упражнения для формирования правильного грамматического строя речи

  • Упражнения на обучение изменять слова по числам, падежам (это сад, а это всё (что?) сады, гулял (где?) за садом, это глаза, а это всё (что?) глаза, уши – ухо, одна конфета – а шесть … и т.д.);
  • Упражнения на обучение образовывать новые слова (уменьшительно-ласкательные формы и т. д.). Например, подбери подходящее по смыслу слово: большой сад, а маленький -…, маленькая куколка, а большая - …. Закончи предложение: весной картошку сажают, а осенью …, воду наливают, а соль … Назови детенышей животных: кто у медведицы – медвежата, у коровы - …, у слонихи - …, у овцы - … и т.д. Если кораблик из бумаги, значит он бумажный, а шуба из меха (какая?) и т.д. У лисы хвост лисий, а у зайца (чей?), у собаки, у кошки и т.д. Если днём жара, то день жаркий, а если мороз - …, ветер - …, дождь -… и т.д. Поиграть в словесную игру: намеренно исковеркать фразу, попросить ребенка найти ошибку и вместе разобрать, как нужно произносить слова. («В лес грибы растёт», «Шишка большой на ёлке растёт»). Начать предложение, а ребенок пусть сам его закончит, подбирая разные варианты.

Упражнения на расширение словарного запаса ребёнка

  • Рассматривая картинку, читая книжку, слушая сказку, обращайте внимание на редко встречающиеся, новые слова;
  • Сочиняйте стихи, рифмы;
  • Читая знакомые стихи, просите подсказать пропущенное слово;
  • Игра в слова: «назови все свои игрушки», «придумай слова, которые обозначают транспорт», «назови цвета», «какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну», «вспомни слова с противоположным значением, близкие по значению»;
  • Объяснять переносные значения выражений: золотое сердце, злой язык, короткая память, голова на плечах, не тронуть пальцем, правая рука, наломать дров и т.д.

Упражнения на развитие связной речи

  • Необходимо учить ребёнка давать полный ответ на вопрос;
  • Вызывать у него желание о чем-то рассказывать;
  • Расспрашивайте о важных для него событиях;
  • Внимательно слушайте ребёнка и направляйте его сбивчивый рассказ путём вопросов по содержанию;
  • Подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться;
  • Упражнения для формирования связной речи: описание предметов, рисунков, пересказы знакомых текстов, придумывание историй и сказок, беседы, составление и написание писем, поздравлений, составление предложений по заданным словам и т.д.

   Разнообразив отдых ребенка этими несложными речевыми играми, вы закрепите за лето нашу совместную работу и подготовите речь ребенка к успешному обучению  в школе.

Учитель-логопед: И.В. Лаптенкова