г. Кодинск ул. Михайлова 12 А

 Тел.: +7 (39143) 70185

 Email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Страничка логопеда

 

Лаптенкова Ирина Владимировна                    

Занимаемая должность – учитель- логопед.

Уровень профессионального образования: высшее

Ученая степень, ученое звание: нет

Наименование направления подготовки и (или) специальности

федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева», г. Красноярск, декабрь 2022 г.

Квалификация: 

Магистр специальное (дефектологическое) образование

Сведения о повышении квалификации за последние три года:  

Категория: соответствует занимаемой должности

Общий стаж работы: 7 лет

Стаж работы по специальности: 2 года

Наименование общеобразовательной программы (программ): АОП – адаптированная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Солнышко» для детей с ТНР, АОП – адаптированная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Солнышко» для детей с ЗПР, РАС

 


 

 

   Важным условием успешного обучения ребенка в школе является правильная речь. От уровня развития речи зависит то, как ребенок овладеет чтением и письмом.

   У детей с неярко выраженными проблемами в речевом развитии, на которые часто родители не обращают внимания либо не придают значения этим проблемам, в дальнейшем могут возникнуть проблемы с учебой. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии ребенка и исправить их до начала учебного года.

   Необходимо обратить внимание на следующее:

  1. Звукопроизношение. К шести годам ребенок должен четко произносить все звуки. При нарушении звукопроизношения возможны ошибки на письме: ребенок пишет то, что говорит.
  2. Фонематические процессы. Ребенок должен уметь подбирать слова с определенным звуком, владеть навыками звукового анализа и синтеза, то есть уметь определить первый и последний звук в слове, уметь составлять слова из звуков, определять количество звуков в слове. Также ребенок должен уметь различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та и др. Если фонематическое восприятие нарушено, то ребенок не может правильно повторить слоги и наборы звуков.
  3. Грамматический строй. Необходимо обратить внимание на словообразование (рукавица-рукавичка), словоизменение (ведро-вёдра), согласование (фиолетовый колокольчик, треугольный флажок), управление (вышел из дома, рассказал о друге).
  4. Слоговая структура слова. Ребенок шести лет должен уметь произносить такие слова, как виолончелист, регулировщик и др., а также уметь безошибочно повторять предложения с этими словами (регулировщик регулирует движение на перекрестке).
  5. Словарный запас. Словарь ребенка седьмого года жизни состоит из 2000 слов и включает в себя разные части речи.
  6. Связная речь. Шестилетний ребенок должен уметь отвечать на вопросы полными предложениями, описывать то, что происходит на улице, на картине, должен уметь пересказывать сказки, небольшие рассказы.

   Наибольшие трудности вызывает у детей обучение письму. Для того, что избежать этой проблемы. Необходимо готовить руку к письму, развивать мелкую моторику. В этом могут помочь упражнения по застегиванию и расстегиванию пуговиц, завязывание и развязывание шнурков, очень хорошо развивается кистевой праксис во время творческой продуктивной деятельности (лепка, рисование, раскрашивание), также нанизывание бус, собирание пазлов и мозаики.

   Еще одна распространенная проблема среди школьников в случае недостаточного развития речи, это появление нарушений процесса письма (дисграфия) и чтения (дислексия). Для предупреждения этой проблемы существует множество упражнений, направленных на запоминание правильного написания букв.

   У детей, владеющих навыком письма и чтения, необходимо обратить внимание на такие логопедические ошибки, как: смешение букв по оптическому сходству (т-п, а-о), пропуски букв и слогов, недописывание или наращивание слов.

   Поэтому чтобы избежать всех этих проблем в школе, необходимо развивать мелкую и общую моторику ребенка (больше рисовать, лепить), работать над развитием познавательных способностей (разучивать стихи, придумывать рассказы), чаще играть дома в различные сюжетно-ролевые игры (дочки-матери, магазин, больницу, парикмахерскую), что поможет научить ребенка организации своей деятельности, умению действовать по инструкции, ну и конечно быть последовательными в своих требованиях, с пониманием отнестись к тому , что многое будет получаться не сразу.

Учитель-логопед: И. В. Лаптенкова

 


 

   В начале декабря мы с ребятами встретились на необычном занятии.  Вместе с нашим инструктором по физической культуре мы провели интегрированное занятие в рамках лексической темы недели «Домашние животные» и отправились в путешествие на выставку собак.

   В начале занятия мы с ребятами выяснили, что же мы знаем о собаках, какое это животное, домашнее или дикое, чем она питается, какую пользу приносит людям? Затем дети с физ. инструктором немного размялись, сделали пальчиковую гимнастику «Собачка». Размявшись, мы продолжили беседу о собаках и решили вспомнить, каких собак мы встретили на выставке? Для этого нужно было отгадать загадки об охотничьей собаке – таксе, служебной собаке – овчарке и декоративной собаке– пуделе. Дети с легкостью справились с этим заданием! Также мы выяснили, что обычно говорят люди о собаке, почему собаку называют другом человека и послушали историю о том, как человек впервые приручил собаку. Подкрепили мы нашу беседу комплексом ОРУ «Верные друзья».

   Также ребята узнали, что в мире существует специальная наука, которая занимается выведением и изучением разных пород собак, называется она кинологией. Мы с детьми тоже решили попробовать вывести или образовать что-нибудь новое – однокоренные слова к слову «собака» (собачонка, собачий, собачище, собачник. собаковод).  А чтобы собака была воспитанной, с ней необходимо заниматься.  Для этого их нужно дрессировать. Вместе с физ. инструктором ребята выполнили упражнения в основных движениях «Дрессировка собак» и смогли почувствовать себя настоящими дрессировщиками. Они выполняли упражнения в ходьбе по гимнастической скамейке, перешагивали через препятствие, выполняли прыжки вправо и влево с продвижением вперед, подлезали под дугу правым и левым боком.

     У собаки собачья доля,

     Суждено ей дом сторожить.

     Не стремится собака к воле,

     Она любит с людьми дружить.

   Кто любит собак, тот о них знает всё. Поэтому мы решили сыграть в игру «Чей, чья, чьё?» и проверить, кто действительно любит и дружит с собаками. На доске была вывешена схема с частями тела собаки (нос, уши, хвост, сердце, лапы и т.д.), нужно было правильно изменить слово и ответить на вопросы «Чей нос? Собачий», «Чьё сердце? Собачье», «Чьи лапы? Собачьи» и т.д. В заключение занятия дети поиграли в подвижную игру «Весёлые собачки» и в веселом настроении отправились в группу.

Учитель-логопед И.В. Лаптенкова

 

 


 

   В январе, в рамках лексической темы «Животные жарких стран», мы с инструктором по физической культуре Ириной Евгеньевной провели интегрированное занятие и отправились с ребятами в «Сафари-парк» на фотоохоту.

   Чтобы узнать, какие животные обитают в «Сафари-парке», детям нужно было отгадать загадки. Отгадав всех животных, мы отправились в путь под пальчиковую гимнастику «Шагаем мы в «Сафари-парк». По пути, вместе с Ириной Евгеньевной, ребята показали, как эти животные ходят и бегают. Как павлины дети походили гимнастическим шагом, как слоны покачались из стороны в сторону, прошлись с порой на колени и ладони, как львы, а перенеся опору на предплечья и колени, ребята превратились в крокодилов, поползали по-пластунски, как удавы, как зебры пробежались с высоким подниманием колена. Но пока мы резвились с животными, шаловливые обезьянки порвали все фотографии на кусочки. Пришлось нам с ребятами разбираться, где чья фотография. Игра «Назови, чье это?» далась детям не легко, ведь ребятам предстояло правильно согласовать притяжательные местоимения в роде и числе. После того, как фотографии были спасены, мы продолжили наше сафари. Ребятам предстояло проползти на животе по гимнастической лестнице, как ловким обезьянкам, перепрыгнуть через препятствия, а также пролезть через обруч.

   Все звери, особенно их детеныши, любят играть и резвиться, поэтому в конце нашего путешествия, ребята поиграли в подвижную игру «Зебры, львы и слоны». Разбившись на три группы, «зверята» заняли свои домики – обручи. При виде карточки со своим животным, ребята этой группы должны были выполнять соответствующие движения: зебры – бегать вокруг своего домика, высоко поднимая колени, львы – передвигаться на четвереньках, а слоны – идти в перевалку.

   Вот такая фотоохота прошла в нашей группе. В «Сафари-парке» мы встретили много зверей, поиграли с ними в разные игры, узнали их повадки и движения.

Учитель-логопед: И. В. Лаптенкова

 


 

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»

В.А. Сухомлинский

   Связь речевого развития ребенка и мелкой моторики рук была подтверждена исследованиями ученых, которые подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует развитие речи детей и оказывает большое влияние на развитие головного мозга в целом. Пальчиковая гимнастика способствует развитию речевых центров коры головного мозга. Нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка, тем самым активизируя его работу. Другими словами, формирование речи ребёнка совершается под влиянием импульсов, идущих от рук.

   Для стимулирования развития речи важно делать упражнения на сгибание и разгибание пальчиков, а также игры, которые способны укрепить ручки ребенка, сделать их более сильными. Это такие классические пальчиковые игры, как «Сорока-ворона», «Коза рогатая», «Ладушки». Можно поиграть в игру «Пальчики здороваются», когда взрослый по очереди прикасается к пальчикам ребенка – от указательного до мизинчика, приговаривая: «Здравствуй, пальчик, выходи, на мою дочку/сыночка погляди!». Затем сгибаем пальчик и медленно разгибаем со словами: «Вот твоя ладошка – наклоняйся крошка, посмотрел ладошку – поднимайся, крошка!». Поочередно разжимать пальчики поможет игра-потешка «Семейка». Один за другим разжимаем сжатые в кулачок пальчики ребенка и приговариваем:

     Этот пальчик – дедушка,

     Этот пальчик – бабушка,

     Этот пальчик – мама,

     Этот пальчик – папа,

     Этот пальчик – я,

     Вот и вся моя семья!

   Развить силу пальчиков поможет игра «Снежки». Дайте ребенку лист бумаги или салфетку и покажите, как нужно отрывать от нее маленькие кусочки, сминать и превращать в шарики-снежки.

   Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

  1. Выполнение упражнений приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и стимулирует развитие речи.
  2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, а подражание (имитация) – это основа становления речи.
  3. Пальчиковые игры учат понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
  4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой.

   Дополнить у усилить развивающий эффект пальчиковых игр поможет перебирание крупы (можно закопать в крупе игрушки из киндер-сюрприза, различные картинки, и ребенок с удовольствием будет искать их в крупе), нанизывание бусин на шнурок, игра с прищепками, также помогает развивать кистевой праксис откручивание и закручивание крышек на бутылках, пересыпание и переливание воды различными ёмкостями, давайте ребенку чистить вареные яйца, почаще давайте ребенку пластилин (практика показывает, что детям очень тяжело дается катание шариков и колбасок из пластилина). Ежедневная игра с ребенком по 10-15 минут поможет вашему малышу быстрее заговорить.

Учитель-логопед: И.В. Лаптенкова


 

   В рамках проекта «Введение в школьную жизнь», к ребятам всю неделю приходил мальчик Волька и рассказывал о школе. В один из таких дней, Волька решил рассказать ребятам об уроке литературы и ритмики и объединил эти два урока в один. Ребята перевоплотились в стойких оловянных солдатиков и Волька начал свой рассказ.

   Для начала размяли пальчики: «Аты-баты, шли солдаты…». После этого дети вместе с игрушками из сказки устроили парад и бал и под флейту пропели попевку «Вдалеке труба поет: та-ра, та-ра! Нас в поход она зовет: та-ра, та-ра!». После этого ребята перевоплотились в барабанщиков и размяли свои язычки: «Барабанщик очень занят – д-д, д-д-д. Барабанщик барабанит: д-д, д-д-д. … Язык, кверху поднимайся: д-д, д-д-д. Смотри – с ритма не сбивайся: д-д, д-д-д». После этого, под музыку П. Чайковского «Марш деревянных солдатиков», ребята поупражнялись в маршировании с флажками.

   Когда оловянный солдатик увидел балерину около дверей игрушечного замка, ребята помогли подобрать слова, описывающие балерину: изящная, стройная, нежная, легкая, красивая. А когда солдатика сдуло ветром с подоконника, Волька вместе с детьми передали мимикой испуг мальчика, обиду и отчаяние.

   С помощью упражнения на раскачивание «Лодочка» ребята с Волькой показали, как качается на волнах бумажный кораблик, в который посадили оловянного солдатика мальчишки: «Качает лодочку волна туда-сюда, туда-сюда. Качается она, плывет. Вот остановка. Стоп!». Когда большая злобная крыса не смогла остановить кораблик с солдатиком, она стала щелкать зубами от злости, ребятам с легкостью удалось передразнить ее, выполнив логопедическую гимнастику, двигая челюстью вправо-влево, вперед-назад. А также покусывая язык от кончика до корня и обратно.

   Вместе с кухаркой, которая собралась ипечь пироги из рыбы, проглотившей оловянного солдатика, Волька с ребятами поиграли в пальчковую игру «Пироги пшеничные». Остальные солдатики гордились, что стойкий оловянный солдатик не посрамил честь своего мундира и назначили его своим командиром. Под военный марш наше знакомство с уроком литературы и ритмики подошло к концу:

     Королевские солдатики

     Маршиируют до зари.

     Изо всей из математики

     Знают только: «Раз! Два! Три!».

Учитель-логопед: И.В. Лаптенкова

 


 

   В логопедической группе помимо работы над звукопроизношением, проводится углубленная работа по развитию всех сторон речи детей:

  • Работа над просодикой (это темп, ритм, интонация);
  • Работа над дыханием;
  • Работа над развитием лексико-грамматической стороны речи;
  • Проводится работа по связной речи;
  • Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.

   Режим дня в логопедической группе отличается от режима обычной группы: помимо общепринятых занятий по математике, изобразительной деятельности, ознакомлению с окружающим и др. проводятся групповые (фронтальные) логопедические занятия

   На первом году обучения пятилетние дети с нарушениями речи не могут полноценно овладевать учебным материалом на фронтальных занятиях со всей группой. Сказывается не только отставание в развитии речи, но и трудности концентрации внимания, памяти, быстрая истощаемость и утомляемость. Поэтому для проведения логопедических занятий дети делятся на две подгруппы с учетом уровня речевого развития.

   Помимо групповых занятий проводятся индивидуальные либо подгрупповые занятия (по 2-3 ребенка), где мы работаем конкретно над звукопроизношением, ставим звуки, автоматизируем их.

   Также проводится индивидуальная работа воспитателями в группе по заданию логопеда, воспитатели отрабатывают с детьми пройденный материал, следят за звукопроизношением детей в течение дня, постоянно поправляют ребенка. Помимо этого, ведется тесное взаимодействие с инструктором по ФИЗО и с музыкальным руководителем, им также даются рекомендации по отработке с детьми того или иного материала.

   Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, у кого-то она проходит быстрее, у кого-то медленнее.

   Значительная роль отводится родителям, поскольку большее время ребенок проводит дома. Только совместная работа педагогов и родителей позволит добиться положительных результатов и подготовить детей к успешному обучению в школе.

Учитель-логопед И.В. Лаптенкова


   Вот и подошел к концу учебный год. Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Но и летом, нельзя забывать о речевом развитии детей. Сформированные в течение года навыки, такие как выработанные артикуляционные уклады, сильная воздушная струя, поставленные звуки и др. за летний период могут, как укрепиться, так и «потеряться». Летом можно снизить интенсивность логопедических занятий, но не забывать о них совсем.

   Закрепление звуков в речи – это регулярная тренировка. Чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка. Другими словами, формируется привычка правильного произношения, вытесняя привычку дефектного произношения. В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. После продолжительного отпуска часто ребенок приходит с прежними речевыми проблемами. Логопеду и ребенку приходится начинать все сначала, а хотелось бы двигаться дальше!

   Еще одна задача, которую родители должны решать ежедневно – это обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи. Не упускайте малейшей возможности что-то обсудить с вашим ребёнком, вызвать ребёнка на диалог, потому как одностороннее «говорение», без диалога – малоэффективно. Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная.

   Для того, чтобы наша пройденная работа за лето не пропала, предлагаю вам упражнения, которые можно выполнять не только дома, сидя за столом, но и в любой другой обстановке: на прогулке, в поездке, на даче, во время походов по магазинам и т.д.

Упражнения для автоматизации звуков

  • Следите за поставленными звуками, добивайтесь правильного произношения, чтобы те звуки, которые были «недоавтоматизированы» - «не потерялись».
  • Исправляйте неверно произнесённые ребёнком слова. Поправляйте речь ребёнка спокойно, произнося слово верно, не требуйте сразу повторить слово правильно. Главное, обратить внимание на неверное произношение!

Упражнения для развития фонематических процессов

  • Определение количества звуков в слове и их последовательности. (сколько звуков в слове «лето»? Какой 1, 2, 3, 4?);
  • Придумывание слов с определённым количеством звуков;
  • Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых звуков. (какое слово получится из этих звуков: «ц-в-е-т-ы);
  • Образование новых слов с помощью «наращивания» звуков. (Какой звук надо добавить к лову «рот», чтобы получилось новое слово? (крот – грот, пар – парк, Оля – Коля, Толя – Поля);
  • Образование новых слов путём замены в слове первого звука на какой-либо другой звук. (дом – сом, лом – ком.);
  • Отобрать картинки или назвать слова, в названиях которых 4-5 звуков;
  • Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на 1-ом, на 2-ом, на 3-ем месте. (шуба, уши, кошка);
  • Составление слов различной звуко-слоговой структуры из букв разрезной азбуки: сам, нос, рама, шуба, стол, волк. и т.д.

Упражнения для развития слоговой структуры слова

(слогового анализа и синтеза)

  • Определение количества слогов в слове и их последовательности (сколько слогов в слове «молоток»? Какой 1?2?3?);
  • Придумывание ребёнком слов с определённым количеством слогов;
  • Составление слов из слогов, данных в разбивку (слоги потеряли своё место, надо помочь им его найти: на-ро-во, ка-сум);
  • Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых слогов (какое слово получится из слогов: го-ло-ва);
  • Распределение картинок в соответствии с количеством слогов в слове. (положить картинки, названия которых состоят из односложных слов, в одно место, а названия которых из 2, 3, 4-сложных слов – в другое);
  • Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество;
  • Выделять гласные звуки (сколько в слове гласных, столько и слогов) и т. д.

Упражнения для формирования правильного грамматического строя речи

  • Упражнения на обучение изменять слова по числам, падежам (это сад, а это всё (что?) сады, гулял (где?) за садом, это глаза, а это всё (что?) глаза, уши – ухо, одна конфета – а шесть … и т.д.);
  • Упражнения на обучение образовывать новые слова (уменьшительно-ласкательные формы и т. д.). Например, подбери подходящее по смыслу слово: большой сад, а маленький -…, маленькая куколка, а большая - …. Закончи предложение: весной картошку сажают, а осенью …, воду наливают, а соль … Назови детенышей животных: кто у медведицы – медвежата, у коровы - …, у слонихи - …, у овцы - … и т.д. Если кораблик из бумаги, значит он бумажный, а шуба из меха (какая?) и т.д. У лисы хвост лисий, а у зайца (чей?), у собаки, у кошки и т.д. Если днём жара, то день жаркий, а если мороз - …, ветер - …, дождь -… и т.д. Поиграть в словесную игру: намеренно исковеркать фразу, попросить ребенка найти ошибку и вместе разобрать, как нужно произносить слова. («В лес грибы растёт», «Шишка большой на ёлке растёт»). Начать предложение, а ребенок пусть сам его закончит, подбирая разные варианты.

Упражнения на расширение словарного запаса ребёнка

  • Рассматривая картинку, читая книжку, слушая сказку, обращайте внимание на редко встречающиеся, новые слова;
  • Сочиняйте стихи, рифмы;
  • Читая знакомые стихи, просите подсказать пропущенное слово;
  • Игра в слова: «назови все свои игрушки», «придумай слова, которые обозначают транспорт», «назови цвета», «какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну», «вспомни слова с противоположным значением, близкие по значению»;
  • Объяснять переносные значения выражений: золотое сердце, злой язык, короткая память, голова на плечах, не тронуть пальцем, правая рука, наломать дров и т.д.

Упражнения на развитие связной речи

  • Необходимо учить ребёнка давать полный ответ на вопрос;
  • Вызывать у него желание о чем-то рассказывать;
  • Расспрашивайте о важных для него событиях;
  • Внимательно слушайте ребёнка и направляйте его сбивчивый рассказ путём вопросов по содержанию;
  • Подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться;
  • Упражнения для формирования связной речи: описание предметов, рисунков, пересказы знакомых текстов, придумывание историй и сказок, беседы, составление и написание писем, поздравлений, составление предложений по заданным словам и т.д.

   Разнообразив отдых ребенка этими несложными речевыми играми, вы закрепите за лето нашу совместную работу и подготовите речь ребенка к успешному обучению  в школе.

Учитель-логопед: И.В. Лаптенкова


Мы с вами начинаем новый учебный год, который будет ответственным в подготовке наших ребят к школе. Процесс обучения в группе компенсирующей направленности является комплексным, в коррекционный процесс будут включены все педагоги детского сада. Помимо фронтальных логопедических занятий по фонетико-фонематическому развитию, развитию лексико-грамматических категорий, развитию связной речи, с детьми будет проводиться индивидуальная работа учителя-логопеда, будет проводиться индивидуальная работа воспитателя по заданию логопеда, на которых будет отрабатываться пройденный материал.  Также будут даваться рекомендации музыкальному руководителю, инструктору по физической культуре и руководителю изобразительной деятельности по включению в свои занятия необходимого речевого материала.

Ну и конечно, ни одна коррекционно-развивающая программа не сможет дать высоких результатов, если она не будет решаться совместно с семьей. Только с помощью родителей возможно добиться положительной динамики и качественно подготовить ребенка к школе. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:

  • Не ругать ребенка за неправильную речь;
  • Ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
  • Не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
  • Позитивно настраивать ребенка на занятия с педагогами;
  • Выполнять задания логопеда;
  • И, конечно, Ваша речь должна быть образцом для ребенка.

Нарушения звукопроизношения совместно с несформированностью навыков словообразования и словоизменения приводит, с одной стороны, к неполноценной речевой коммуникации, а с другой – ограничивает познавательные способности детей. Поэтому одной из главных задач в дошкольном периоде является развитие всех сторон речи, в том числе лексической. И чем раньше будет проводится коррекционное воздействие на речь ребенка, тем успешнее будет его дальнейшее развитие и обучение в школе.

И.В. Лаптенкова


   В рамках лексической темы «Перелетные птицы», в нашей группе прошло интегрированное занятие по развитию речи.

   Под «Осеннюю песню» П.И. Чайковского ребята отправились в осеннюю сказку. Сенсорная дорожка из камешков, фасоли, губок и других материалов привела ребят на лесную опушку. Вначале путешествия ребятам нужно было сыграть в игру «Четвертый лишний», где нужно было определить, какие птицы являются перелетными, а какие зимующими. Задание оказалось непростым для ребят, но в итоге мы справились с этим заданием и пополнили свой лексический багаж новыми словами.

   После этого началась сказка. Ребята, затаив дыхание, слушали о приключениях лебедя, который, защищая своих птенцов от злых людей, сломал крыло и не смог улететь со своей стаей в теплые края. Выполнив упражнение на развитие координации движений «Лебедята учатся летать», мы с ребятами вспомнили, как называются птенцы у других перелетных птиц: у скворца – скворчата, у грача – грачата, у утки – утята. Благодаря девочке, которая пожалела одинокого лебедя и приходила каждый день его кормить, лебедь смог пережить холодную зиму и выжить.

   После прочтения сказки, мы с ребятами провели беседу по сказке и ответили на вопросы. Сказка помогла не только в развитии диалогической речи у ребят, но и в воспитании у них бережного отношения к природе, к животным. Наше интегрированное занятие продолжилось на занятии по изобразительной деятельности, где ребята делали коллективную поделку лебедя из природного материала.

     Лебедь печальный в темном пруду,

     Лебедь остался один, на беду.

     Медленно кружит по глади пруда,

     Как одинок он – знает вода.

   Такого рода интегрированные занятия помогают проводить комплексную коррекционно-развивающую работу. На таких занятиях наравне с речью, у детей развивается слуховое внимание, память, творческое воображение, координация движений и мелкая моторика. Постоянная смена деятельности не дает детям переутомиться, и ребята легче усваивают новый материал.

Учитель-логопед И.В. Лаптенкова

 


   Ежемесячно в нашем детском саду проходят родительские гостиные, на которых воспитатели и специалисты рассказывают о жизни детей в садике, об особенностях их развития, показывают родителям методы и приёмы обучения и воспитания детей.

   В ноябре тема такой родительской гостиной в старших группах была посвящена речевому развитию детей 5-6 лет, а также результатам речевого обследования детей.

   В начале гостиной родители узнали о нормах речевого развития, о том, какие слова должны составлять словарный запас детей шестого года жизни, какие грамматические категории дети этого возраста должны уметь употреблять в своей речи. Также был затронут вопрос звукопроизношения, которое к 5 годам должно быть полностью сформировано у детей. Если у детей всё еще есть нарушенные звуки, необходимо обратиться за помощью к логопеду, так как сами по себе эти звуки уже навряд ли появятся.

   Результаты речевого обследования детей показали, что у всех детей нарушен фонематический слух, нарушение которого проявляется в том, что дети не могут правильно повторить ритм за логопедом, затрудняются в выявлении заданного звука в слове, допускают ошибки при воспроизведении цепочки оппозиционных звуков. При этом могут как недоговаривать последний слог, так и наоборот добавлять лишний. Это говорит о том, что у детей нарушена слухоречевая память. Эти нарушения также проявляются в том, что дети не могут запомнить многоступенчатую инструкцию (например, «Сходи в комнату, открой шкаф, достань книгу»). В школе   дети с плохой слухоречевой памятью, во-первых, не будут воспринимать инструкцию учителя, а, во-вторых, будут допускать ошибки при написании диктантов.

   Нарушения же фонематического слуха и восприятия может привести в школе к нарушениям письма (дисграфии). Это проявляется в пропуске букв, их замене, перестановке слогов и добавлении лишних. Поэтому важно научить ребенка слушать и слышать звуки, уметь их анализировать. Для этого важно сосредоточиться на специальных упражнениях по формированию и развитию фонематического слуха и восприятия.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

   Работа по формированию у детей фонематического слуха и восприятия ведётся по нескольким направлениям:

  1. 1.                  Узнавание неречевых звуков.

   Цель: развитие слухового внимания и слуховой памяти, что важно для успешного развития фонематического восприятия в целом. Неспособность слушать чужую речь часто является одной из причин неправильного произношения, поэтому вам нужно научить ребенка слышать звуки, чтобы иметь возможность их сравнивать.

«Угадай, что звучит»

   Ребёнку предлагается послушать звук (шум дождя, шелест листьев, звук мнущейся бумаги, звук переливающейся воды и т.д.) и отгадать, что звучит. На первых этапах ребёнку можно давать картинки-подсказки. Сначала ребёнок рассматривает несколько картинок (дождь, машина, поющие птицы), затем слушает звук и выбирает соответствующую картинку.

  1. 2.                  Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз, т. е. необходимо научить ребенка понимать интонацию речи и самому владеть интонационной выразительностью. Играем с ребёнком в игры на развитие силы голоса:

«Далеко – близко»

Оборудование: изображения самолета, машинки, животных.

Ход игры: ребёнку предлагается изобразить как гудит самолёт, когда летит далеко и как гудит самолёт, когда летит близко. Аналогично с другими предметами, транспортом, животными.

«Кто тебя позвал»

Оборудование:2-3 игрушки, например, медвежонок и мышка.

Ход игры: взрослый изображает их «голоса»: у медвежонка низкий голос, а у мышонка – высокий. Ребёнок закрывает глаза, в это время взрослый зовёт ребёнка по имени, изображая голос одного из животных, ребёнок должен отгадать, кто его позвал.

  1. 3.                  Различение слов, близких по звуковому составу. Играем в игры на развитие чувства ритма и рифмы:

«Будь внимательным»

Оборудование: изображение машинки и мышки.

Ход игры: взрослый объясняет, что сигнал машинки звучит так: «би», а мышка пищит «пи-пи». Затем взрослый называет слоги, а ребёнок должен поднять соответствующую карточку – с изображением мышки или машинки.

«Закончи предложение»

Оборудование: изображения предметов со схожими названиями.

Ход игры: взрослый говорит предложение, но недоговаривает последнее слово в нём. Ребёнок должен подобрать нужное слово, выбрав из предложенных картинок. Например: «У Сони длинная … (коса)», «На лугу пасётся …(коза)».

  1. 4.                  Дифференциация слогов. Для этого хорошо играть в игры на звукоподражание:

«Правильно-неправильно»

Оборудование: изображение машинки.

Ход игры: взрослый демонстрирует картинку, называет, что на ней изображено, при этом дает несколько неправильных вариантов и один правильный, ребёнок должен хлопнуть в ладоши (поднять руку или помахать флажком), услышав правильный вариант. Например: «масына», «масина», «мафына», «махына», «машина».

«Гномы»

Оборудование: картинки с изображением весёлого и грустного гномов.

Ход игры: аналогично предыдущей. Если ребёнок слышит неправильный ответ, он поднимает карточку с изображением грустного гнома, если ребёнок услышал правильный ответ, то он поднимает карточку с изображением весёлого гнома.

«Хлопай, не зевай»

Ход игры: взрослый называет слоги, ребёнок должен хлопнуть в ладоши, услышав заданный слог. Например, хлопни, если услышишь слог «па»: да, та, ба, па).

«Попугайчики»

Ход игры: взрослый предлагает ребёнку повторить слоговые ряды из трёх слогов, в состав которых входят оппозиционные звуки. Например: па-ба-па, га-ка.га, да-та-да.

  1. 5.      Дифференциация фонем.

«Цепочка»

Ход игры: ребёнку предлагается назвать слово, которое получится, если в нём что-то изменить:

  • заменить один звук на другой,
  • убрать или добавить заданный звук,
  • поменять заданные звуки местами.

Например, цепочка слов может быть такой: мак – маки – раки – рак – бак – бык – бок – ток – кот – ком – дом.

В эту игру можно поиграть с картинками (раскладывать их по порядку, образовав новое слово), либо устно с группой детей (ребёнок, у которого в руках мяч, называет получившееся слово и передает мяч следующему игроку).

  1. 6.                  Развитие навыков элементарного звукового анализа. Игры и упражнение на:
  • выделение первого и последнего звука из слова и определение его места (начало, середина или конец слова),
  • определение гласного и согласного звука, глухого и звонкого, твёрдого и мягкого,
  • определение последовательности звуков в слове.

Таким образом, работа по развитию фонематического восприятия готовит детей к овладению правильным произношением, направлена на предупреждение ошибок на письме.

Учитель-логопед: И.В. Лаптенкова


   В рамках лексической темы «Дикие животные», в нашей группе прошло интегрированное занятие по развитию речи.

   Для того, чтобы попасть в сказку, нужно было выполнить задание. Ребятам было предложено взять со стола картинки с изображениями диких животных, рассмотреть их, назвать и разделить названия на слоги. После успешного выполнения задания мы с ребятами отправились в сказку по сенсорной дорожке через качающийся мостик – доску-балансир, при этом произнося текст:

     По мосточку пройду,

     Прямо в сказку попаду.

     Раз, два, три, четыре, пять.

     Можно сказку начинать.

   Пройдя через волшебный мостик, ребята вышли на лесную полянку. Рассевшись поудобнее, воспитатель начала рассказ «Как оленёнку маму искали». После рассказа, дети перевоплотились в диких животных и выполнили упражнение на координацию речи с движением «На водопой», где параллельно отработали навык словообразования – употребление в речи имен существительных с суффиксами. После беседы по сказке, мы с ребятами разыграли сценки по ролям. Отрабатывали четкость дикции, интонационную выразительность речи, а также творческое воображение и умение подражать. Конечно же поработали и над грамматическим строем речи с помощью игры «Кто откуда?». Учились употреблять в речи предлоги, а также расширили глагольный словарь.

   Очень важно уже сейчас проводить работу по профилактике письменных нарушений речи. Для этого ребятам было предложено взять карточки с изображениями детёныша дикого животного и несколько наложенных контурных изображений лесных мам. Нужно было раскрасить изображение той мамы, чей детёныш изображен на карточке.

   В конце путешествия мы с ребятами еще раз вспомнили, в какой сказке мы побывали, закрепили названия диких животных и их детенышей, поговорили о том, чем еще мы занимались на занятии. А дома ребятам было предложено рассказать эту сказку родителям и нарисовать картинку к ней или сделать аппликацию.

 Учитель-логопед: И.В. Лаптенкова

  

 


 

   У детей с нарушениями речи часто можно наблюдать поверхностное дыхание. Детям приходится делать паузы при разговоре, чтобы набрать воздух. У детей с таким дыханием возникают сложности при постановке звуков, ведь для произнесения шипящих звуков, свистящих, сонорных необходима сильная воздушная струя. Для этого у детей необходимо развивать сначала физиологическое, а затем речевое дыхание.

   Чем же они отличаются? Во-первых, физиологическое дыхание является автоматическим, а речевое – произвольным. Во-вторых, при физиологическом дыхании вдох и выдох осуществляется через нос, при речевом – через рот. В-третьих, у физиологического дыхания вдох равен по продолжительности выдоху, при речевом же, после глубокого вдоха следует пауза и лишь затем длительный выдох, в момент которого и осуществляется речевое высказывание.

   Работу над развитием дыхания нужно проводить ежедневно. Упражнение выполняется 3-4 раза. Более длительное выполнение упражнений может привести к гипервентиляции легких и головокружению. При выполнении дыхательных упражнений следим, чтобы плечи ребенка не поднимались на вдохе, а щеки не раздувались на выдохе.

   При выполнении упражнений на речевое дыхание, отрабатываются сила и продолжительность выдоха, темп и ритм. Работу над речевым дыханием хорошо начинать с гласных звуков. Просим ребенка пропеть гласный звук сначала длительно, затем отрывисто, тихо, затем громко, постепенно увеличивая громкость, затем постепенно уменьшая. Работая над интонацией во время речевого выдоха, просим ребёнка произнести гласный с восклицательной интонацией, затем с вопросительной, можем произнести радостно, можем произнести грустно.

   Для формирования диафрагмального дыхания можно использовать следующие упражнения:

   «Животик. Лежа на спине, дети кладут руки на живот, делают глубокий вдох – животик надувается. Затем выдыхают – животик втягивается. Можно положить на живот какую-либо игрушку. На вдохе игрушка вместе с животом поднимется вверх, а на выдохе – опустится вниз.

   «Надуй шарик». Выбрать удобную позу (сидя, стоя), положить одну руку на живот, другую – сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделать глубокий вдох через нос (живот при этом немного выпячивается вперед и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той или другой рукой). После вдоха сразу же произвести свободный, плавный выдох, живот и нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение.

   Вот мы шарик надуваем,

   А рукою проверяем.

   Шарик лопнул – выдыхаем,

   Наши мышцы расслабляем.

   Стихотворный текст произносит логопед, а дети выполняют нужные действия.

   «Ныряльщики». Глубоко вдохнуть, задержать выдох, «нырнуть в воду» – присесть. Встать («вынырнуть») – выдох.

   Также для развития дыхания отлично подойдут всеми любимые мыльные пузыри, различные свистульки и дудочки, очень любят дети упражнение «Буря в стакане», когда нужно дуть через коктейльную трубочку в стакан с мыльной водой.

   Играйте, развивайте дыхание и помните, правильное дыхание – залог красивой речи ребенка.

 

Учитель-логопед: И.В. Лаптенкова


 

   Доказано, что уровень речевого развития зависит от того, насколько сформированы тонкие движения пальцев рук. Дети, у которых очень хорошо развита мелкая моторика, умеют логически рассуждать, у них хорошо развита память, внимание, а также связная речь.

   Существует множество различных способов, методик, средств для развития мелкой моторики. В старшем дошкольном возрасте дети уже могут выполнять сложные задания, которые требуют точности и согласованности движений кистей рук, среди таких заданий плетение ковриков с различными узорами из бумаги и ткани.  Также детям этого возраста доступны простейшие приёмы плетения макраме.

   Развить координацию движений поможет накалывание. Предварительно ребёнок что-либо рисует на листе бумаги, раскрашивает, затем начинает по контуру делать проколы безопасной иголкой. После этого рисунок выдавливается и изготавливается аппликация.

   Для укрепления пальчиков хорошо помогают бельевые прищепки, которые могут крепиться к чему-угодно: краям корзинки, картону, плотной ткани. Можно сделать заготовки из картона: солнышко без лучиков, ёжик без иголок, зайчик без ушей и т.д, - и нанизывать прищепки на недостающие части.

   Важно учить ребенка вырезанию ножницами: вырезание по вертикали и горизонтали, по диагонали, срезание углов у квадрата, симметричное вырезание, вырезание ножницами фигурок из открыток, из которых потом можно составлять аппликации.

   Можно включить ребенка в выполнение домашних дел, таких как перемотка ниток на клубок, завязывание и развязывание узелков, переливание воды, перебирание крупы, откручивание и закручивание крышек на бутылках, что также будет способствовать развитию мелкой моторики.

   Для старших дошкольников укреплять и готовить руку к письму помогу упражнения с элементами письма: штриховка, обводки, раскрашивание, графические диктанты, рисование различными материалами (ручкой, карандашами, мелом и т.д. Важно учить детей аккуратному раскрашиванию, не выходя за контуры изображенного предмета, а также равномерному нанесению цвета.

   Такие игры и упражнения для тренировки мелкой моторки помогут вашему ребенку иметь хорошую речь, быть внимательным, усидчивым, ведь, как говорил В.А. Сухомлинский «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

Учитель-логопед И.В. Лаптенкова


 

   С каждым годом наблюдается увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья. Наряду с тяжелыми нарушениями речи, такими как общее недоразвитие речи, алалия, дизартрия, появляется всё больше детей задержкой речевого развития, с задержкой психического развития, расстройствами аутистического спектра. У этих детей наблюдается нарушение речевого и неречевого дыхания, общей и мелкой моторики, мышечная напряженность либо, наоборот, слабость мышц, повышенная утомляемость, сниженное внимание, заторможенность либо, наоборот, гиперактивность. В речи детей наблюдаются нарушения всех основных компонентов речи: звукопроизношения, лексико-грамматических категорий, связной речи.

   Для решения этих проблем наряду с традиционными методами в коррекицонно-развивающую работу включаются нейроупражнения. Нейроупражнения активизируют межполушарные взаимодействия, без которых происходит неправильная обработка информациии, у ребёнка возникают сложности в восприятии информации и в целом в обучении.

   Главная цель нейроупражнений с детьми логопедической группы состоит в активизации речевой активности у детей с речевыми нарушениями. Все нейроупражнения можно условно разделить на три блока:

  1. Упражнения, поднимающие тонус коры полушарий головного мозга (дыхательные упражнения);
  2. Упражнения, которые улучшают приём и переработку информации (перекрестные движения).
  3. Упражнения, улучшающие контроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положения рук).

   Нейроупражнения необходимо проводить систематически, в спокойной доброжелательной обстановке. Важно научить ребенка точному выполнению этих упражнений. Постепенно упражнения усложняются, увеличивается объем заданий.

   Регулярное использование нейроупражнений оказывает положительное влияние на коррекцйионно-развивающий процесс, улучшает физическое, психическое, эмоциональное здоровье ребенка, активизирует познавательную и мыслительную деятельность, а также повышает интерес к занятиям и даёт ребенку положительный эмоциональный настрой.

   Примеры нейроупражнений:

 «Путаница». Нужно положить правую ладонь на голову, левую – на живот. Затем поглаживайте по голове от макушки к лицу, а живот поглаживайте круговыми движениями сопровождая проговариванием речевого материала.

 «Нос-ухо». Левой рукой держимся за правое ухо, правой рукой – за нос, затем хлопок и меняем положение: правой рукой – за левое ухо, левой рукой – за нос при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.

 «Собери урожай». Если в названии картинки есть звук [А], нужно положить в правую корзинку. Если звук [У] – в левую. (ребенок подходит к дереву, срывает кружок и отвечает: - Это грУша. В этом слове есть звук [У]. Положу в левую корзинку и т. д.) Можно брать картинки на дифференциацию любых звуков.

 «Скажи и покажи нужной рукой». Используется для дифференциации оппозиционных звуков. Ребёнок поочерёдно повторяет слова, изображённые на картинках, выполняя соответствующие движения руками (если в слове есть звук [С], движение выполняется правой рукой, если в слове есть звук [Ш], движение выполняется левой рукой).

 «Кольцо». По очереди и как можно более быстро перебирать пальцами обеих рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем. Правая рука – от указательного пальца к мизинцу, а левая – от мизинца к указательному при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков. Упражнение повторять в прямом порядке и в обратном.

 «Фонарики». Надеваем на руки детям браслетики с изображением символов звуков [А], [У]. Браслет с символом звука [А] надеваем на правую руку, браслет с символом звука [У] надеваем на левую руку. Если слышите звук [А], зажигайте правый фонарик (открывают правую ладошку, если слышите звук[У] зажигайте левый фонарик (открывают левую ладошку).

 «Жаба». Руки положить на стол или на колени. Одна рука сжата в кулак, ладонь другой руки лежит на плоскости стола или на коленях. Задание: одновременно и целенаправленно изменять положения рук при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.

 «Кулачок – ладошка». Дети показывают руками печку: правая рука согнута в локте перед собой, на уровне груди, ладонь расправлена. Левая рука согнута в локте и поднята вверх, перпендикулярно правой руке, ладонь сжимаем в кулак. По хлопку меняем руки. На верху всегда должен быть кулачок, а внизу – ладошка. проговариванием речевого материала для автоматизации какого-либо звука.

 «Зеркальное рисование». Способствует синхронизации работы полушарий, восприятию информации, улучшает запоминание информации. Исходное положение: на доске или на чистом листе бумаги, или возле бассейна с песком, взяв в обе руки по карандашу, одновременно рисовать зеркально-симметричные рисунки, буквы при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.

Учитель-логопед: И.В. Лаптенкова


   Сегодня, в век прогресса и технологий, появления новомодных приспособлений, призванных облегчить участь родителей, дети в 3 месяца высаживаются на музыкальные горшочки, сидят между подушками, в полгода бегают по квартире в ходунках, а мамы с ноткой хвастовства рассказывают своим подругам, что их чадо не ползало на четвереньках, а сразу пошло на своих двух. Но так ли это хорошо, когда ребенок пропускает какой-либо этап развития, заложенный природой?

   И ведь действительно, из беседы с родителями, чей ребенок имеет тяжелые речевые нарушения, выясняется, что ребенок пропустил этап ползания на четвереньках, либо ребенка рано начали присаживать между подушками, либо ребёнок много находился в ходунках… Получается, что мышцы ребенка, костная система и мозг не дозрели, не окрепли онтогенетическим путём, как это заложено природой. Плюсом к этому, детям с ранних лет, даётся в руки телефон с играми, его усаживают перед телевизором с мультиками, дети много сидят и мало двигаются. А, как известно, движение – это жизнь. У детей начинаются проблемы с вниманием, мышлением, памятью и, конечно, с речью, как с наивысшей психической функцией человека.

   У дошкольников с нарушениями речи можно наблюдать как общую моторную неловкость, так и мелкую, дети не любят рисовать, лепить, собирать конструктор, выкладывать мозаику, застегивать и расстегивать пуговицы и даже одеваться и раздеваться. У них нарушена координация движений, дети не могут стоять на одной ноге, часто спотыкаются на ровном месте, «собирают» углы.

   Помочь восполнить пробелы в развитии нервной системы и психических процессов как раз-таки и поможет телесно-ориентированная практика. Комплекс упражнений на баланс, на получение ощущений от своего тела, на их координацию и согласованность действий применяется как на коррекционно-развивающих занятиях в детском саду, так и даётся родителям для отработки упражнений дома. С помощью этих упражнений мы как бы возвращаем ребенка на ту ступень развития, которую он не прошёл в определенном возрасте.

   Простота упражнений, отсутствие необходимости в дорогостоящем оборудовании, игровая форма их проведения дают возможность с интересом заниматься с ребенком практически в любом месте, без особых требований к пространству. А единственным требованием к выполнению телесно-ориентированных практик является систематичность.

  1. «Здороваемся». Учим ребёнка управлять своим телом; вытягивать ладонь из ладони взрослого или пары; руку нужно вытягивать параллельно полу; рука согнута в локте; нельзя её тянуть, выкручивать, дёргать.
  2. «Почувствуй своё тело». Проверяем мышечный тонус; работают подушечки ладоней; движение идёт сверху вниз, руками прижимаем плечи, двигаемся как будто снимаем невидимую плёнку с тела, протягиваем до пальчиков рук; аналогично выполняем движение проводя по бокам туловища протягивая руки до кончиков пальцев ног; тело интенсивно обжимаем ладонями.
  3. «Кнопочки» («Толкашки»). Два человека прижимают свои ладони попарно и поочередёно меняют силу давления на ладони; учимся контролировать мышечное напряжение и расслабление). Усложнение: «Толкашки ногами» Контроль – отталкивать напарника согнутыми ногами, лёжа на спине.
  4. «Месим тесто». Ребёнок лежит на животе, подушечками ладоней прижимаем несимметрично тело ребёнка; двигаемся от плеч вниз к стопам.
  5. «Тряска» («Прокачка»). Ребёнок лежит на животе, одной рукой фиксируем верхнюю часть тела, второй рукой фиксируем поясничный отдел позвоночника; выполняем раскачивающие движения вправо-влево (длительность упражнения от 5 до 30 минут)
  6. «Парашютисты». Прыжки с жесткой поверхности на мягкие маты, матрасы. Задача: приземляться на полусогнутые ноги.
  7. «Цапля». Стояние на одной ноге, вторая стопой прижата к бедру первой. Под счёт от 20-30 до 90. Если не нравится, как стоит (кривая спина, плечи и др.), поправить и поставить, чтобы понравилось.
  8. «Бревнышко». Ребенок лежит на спине, руки кладутся над головой, кисти соединены, пальцы «смотрят» вверх. Его просят перекатываться по полу направо, а потом налево. Обращается внимание на то, что «бревнышко» должно катиться ровно. Если ребенка все время «сносит», его просят закрыть глаза и внимательно последить, «что с чем соревнуется и что у него что обгоняет – ноги, руки, голова с плечами и т.д.» и скорректировать движения. Если ребенок не замечает, что его «сносит» в сторону, или не может самостоятельно исправить этот крен, ему дают внешние ориентиры – рисунок на ковре, линия стены и т.п. Полезно периодически останавливать ребенка и просить, закрыв глаза, «подровнять» свое тело. Помогите ему стабилизировать свои ощущения, фиксируя его тело.
  9. «Струночка». Ребенок лежит на полу на животе (вытянувшись струночкой, руки вместе над головой, ноги вместе), расслабившись. Один взрослый берет ребенка за руки, другой за ноги. По команде они одновременно, очень медленно и осторожно начинают растягивать ребенка в противоположные стороны. Заканчивают растягивать также одновременно, постепенно возвращая ребенка в исходное положение. Подается команда расслабиться. Обязательно обратите внимание на то, чтобы в этой «растяжке», равно как и во всех последующих, соблюдалось непременное условие: напряжение и расслабление должны занимать равные промежутки времени.
  10. «Внимательные глазки». Исходное положение (И.п.) – лежа на спине, голова фиксирована (лежит неподвижно). Ноги у ребенка выпрямлены, а руки лежат вдоль туловища. Ноги не перекрещиваются. Пальцы рук не подвижны. Нужно учиться следить глазами за яркой точкой на конце ручки, так, чтобы не двигать при этом головой. Взрослый берет ручку (ярким концом вниз) и плавно перемещает ее над глазами ребенка. Глаза ребенка следят за яркой точкой на конце ручки. Необходимо на 1-2 секунды задерживать ручку в крайних положениях (право, лево, верх, низ), ребенок должен удерживать взгляд в этих крайних точках. Это упражнение выполняется на трех уровнях: сначала на расстоянии вытянутой руки ребенка, затем на расстоянии руки, согнутой в локте, и, наконец, около переносицы. Сначала взрослый держит ручку на расстоянии вытянутой руки ребенка напротив его переносицы. Затем он медленно перемещает ручку влево, задерживаясь на 1-2 секунды. Возвращается на середину, задерживается на 1-2 секунды и перемещает ручку вправо, задерживая ее в крайней точке на 1-2 секунды. Возвращается на середину, опять держит ее неподвижно в течение 1-2 секунд. Перемещает ручку вверх, задерживаясь на 1-2 секунды, затем – на середину (остановка 1-2 секунды); так же вниз – на середину («крест»).
  11. «Партизан». Ползание на животе. Ребенок ложится на живот и ползет по-пластунски так, как сможет. Взрослый следит за правильностью выполнения упражнения, фиксирует внимание на проблемных зонах ребенка и помогает ему. Если ребенок при ползании игнорирует ноги, то ему надо больше ползать без рук. Если игнорируется одна из ног, рекомендуется надеть ему утяжелитель (бутылка с водой или мешочек с крупой), и таким образом «включить» ее в выполнение задания. На ползание не следует жалеть времени!
  12. «Ходилки». Дети «ходят» пальчиками (указательным и средним, указательным и безымянным, указательным и мизинцем) сначала правой рукой, затем левой, затем одновременно двумя руками.

   Также очень полезны игры с мячом (от груди, из-за головы, с отскоком от пола) и перекрёстные движения руками, ногами.

   Научите ребёнка двигаться, играйте, и результат не заставит вас ждать!

 

Учитель-логопед: И.В. Лаптенкова


   Позади учебный год, впереди нас ждёт долгожданное лето. Летом ребенок должен отдохнуть, окрепнуть, набраться сил. В то же время важно за продолжительный летний период «не потерять» поставленные звуки и те речевые навыки, которые были сформированы за год в детском саду. Для этого не нужно заставлять ребенка заниматься, а ненавязчиво, в игровой форме закреплять полученные знания и навыки.

   Учёными доказана связь мелкой моторики рук и речевого развития. Лето – отличный период для её развития. Научите ребёнка самообслуживанию, пусть ребёнок сам завязывает шнурки, застегивает пуговицы, молнию. Пусть ребенок помогает вам собирать и перебирать ягоды, полоть грядки, выкладывает рисунки, пройденные буквы из камней, шишек, спичек, крупы. Позвольте ребенку вдоволь наиграться с глиной и мокрым песком. Играйте с ребёнком в мяч, научите его играть в «дворовые» игры вашего детства. Запускайте и ловите летающие тарелочки, пусть любимый домашний питомец составит вам компанию.

   В дождливые дни ребенок может собирать мозаику, различный конструктор, пазлы. Разрешите ребенку помочь маме перебрать крупу, а папе гайки и шурупы. Бабушка может обучить ребенка вышивать крупным крестиком, плести из бисера. А старший брат или сестра создадут выставку простых игрушек из бумаги в технике оригами. Ну и конечно же не забываем про традиционные техники, такие как лепка из пластилина, из теста, раскрашивание цветными карандашами.

   Важную роль в речевом развитии играет дыхание.  У детей с нарушениями речи часто можно наблюдать поверхностное дыхание. Детям приходится делать паузы при разговоре, чтобы набрать воздух. У детей с таким дыханием возникают сложности при постановке звуков, ведь для произнесения шипящих звуков, свистящих, сонорных необходима сильная воздушная струя. Лето – это прекрасная возможность для тренировки дыхания. Просим ребенка обдувать одуванчики сначала прерывистым выдохом, затем одним длительным. Соревнуемся с ребенком по надуванию самого большого мыльного пузыря. Устраиваем «бурю» в стакане с мыльной водой через коктейльную трубочку. Надуваем воздушные шары, дуем на всевозможные вертушки, ветрячки. По вечерам устраиваем семейные концерты с музыкальными игрушками: дудочкой, свистулькой, губной гармошкой.

   Чаще просите ребенка рассказывать, где он был, что видел, что делал. Не перебивайте ребёнка, выслушайте рассказ до конца. Предложите ребенку повторить свой рассказ другим членам семьи. Ежедневно читайте ребенку книжки. Задайте вопросы по содержанию текста, попросите пересказать.

   Почаще бывайте на свежем воздухе, наслаждайтесь теплым солнышком, ходите на детские площадки, в парки, устраивайте пикники, наслаждайтесь летними деньками, заряжайтесь энергией и позитивными эмоциями, чтобы с новыми силами начать учебный год!

 

Учитель-логопед: И.В. Лаптенкова


Итоги коррекционно-развивающей работы за год.

   Вот и подошёл к концу первый год обучения детей в логопедической группе.  Ребята очень изменились за этот год, они подросли, повзрослели, многому научились.

   Год был насыщен мероприятиями, развлечениями, экскурсиями. Два раза в неделю дети посещали клубы по интересам: «Робоборик», «Почемучки», «Топотушки», «Лучики» и многие другие. Также в этом году дети посещали платные кружки, такие как «Менталята» и «Ежата». И конечно, же проводилась большая коррекционно-развивающая работа. Три раза в неделю, на фронтальных и подгрупповых занятиях мы с ребятами готовились к обучению грамоте, проводили занятия по связной речи, по развитию лексико-грамматических категорий. Ежедневно на индивидуальных занятиях проводилась работа по звукопроизношению. И закреплялся пройденный материал дома родителями.

   К концу учебного года дети научились:

  1. Основам фонематического анализа и синтеза (выделению звука в начале, середине, конце слова), научились делить слова на слоги, выделять первый, второй, третий звук в слове, составлять слоговые схемы и звуковую схему слова.
  2. Увеличился словарь, как пассивный, так и активный. Дети могут подобрать обобщающие слова, глаголы, прилагательные.
  3. Улучшились показатели грамматических категорий. Могут допускать единичные ошибки в употреблении существительных в именительном падеже множественного числа (рот – «роты», ухо – «ухи»); образовывают существительные множественного числа в родительном падеже (много чего? – «окнов», «ключев»); единичные ошибки в употреблении числительных 2 и 5 с существительными (два окна – «пять окнов»); образовывают существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; допускают единичные ошибки в образовании названий детенышей животных (у зайчихи – «зайчик», у белки – «лисенок»).
  4. Улучшилась связная речь, дети научились определять последовательность событий в рассказе, составлять рассказ по серии картинок, по схеме. Стали более общительными, коммуникабельными.
  5. Улучшилось фонематическое восприятие, фонематический слух, а также звукопроизношение.На следующий год планируется большая работа по автоматизации поставленных звуков и их дифференциация.

   В летний период необходимо продолжить работу по совершенствованию звуковой культуры речи, «не потерять» поставленные звуки, ежедневно поправлять ребенка в свободной речи, продолжить в игровой форме работу по формированию фонематического слуха, по подготовке к обучению грамоте, что будет способствовать закреплению полученных за учебный год навыков.

Учитель-логопед: И.В. Лаптенкова

 

 


 

   Вот и наступил новый учебный год, за лето ребята отдохнули, подросли, повзрослели и с новыми силами начнут получать новые знания. Очень приятно видеть, как многие дети не только не потеряли поставленные звуки, но и улучшили их произношение за лето. У некоторых детей, к сожалению, поставленные звуки «потерялись» и придется заново начинать работу над звукопроизношением.

   Год предстоит очень серьезный и ответственный, ведь за этот последний год пребывания в детском саду ребят ждёт всесторонняя подготовка к обучению в школе. Продолжатся занятия по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте, по развитию связной речи и лексико-грамматических категорий. Логопедических групповых занятий в подготовительной группе станет больше, если в прошлом году их было три, то в этом году станет четыре, одно занятие мы будем посвящать профилактике дисграфии, то есть предупреждению нарушения письма, которое может возникнуть у детей в школе. Также увеличится продолжительность занятий, вместо 25 минут занятия в этом учебном году будут длиться 30 минут. Увеличится количество занятий по физической культуре, которая очень важна для развития детей с нарушениями речи, ведь, как известно, движение и речь взаимосвязаны. Педагог-психолог будет учить ребят ориентировке на листе бумаги, развивать внимание, мышление, логику, память, то есть те навыки, без которых ребенку будет сложно учиться в школе. Помимо образовательной деятельности жизнь ребят в подготовительной группе будет насыщена различными мероприятиями, праздниками и развлечениями.

   По-прежнему важным для наших детей остается закрепление пройденного материала дома. За этот год нам с вами нужно приложить максимум усилий, чтобы подготовить ребенка к успешному обучению в школе, а для этого необходимо своевременно выполнять все рекомендации специалистов и воспитателей, посещать родительские гостиные и консультации. Всегда помните, что «один в поле не воин» и без вашей помощи, мы не сможем добиться высоких результатов. Только совместными усилиями можно сформировать учебные навыки и облегчить ребенку адаптацию и обучение в школе.

 

Учитель-логопед И.В. Лаптенкова


 

   В рамках изучения лексической темы «Грибы и ягоды. Лес осенью» в нашей группе прошло интегрированное занятие с воспитателем группы. Мы пригласили ребят на лесную прогулку за ягодами и грибами.

   Вооружившись корзинками, ребята отправились в путь по сенсорной дорожке. Придя на лесную опушку, мы с ребятами остановились, чтобы подышать свежим лесным воздухом, отработав глубокий вдох носом и длительный ротовой выдох, также сделали артикуляционную гимнастику «Грибы». На опушке ребята нашли картинки с изображениями грибов. Нужно было собрать грибы в подходящие корзинки. Грибы, в названиях которых было три слога – в корзинку с цифрой 3, грибы, в названиях которых было четыре слога – в корзину 4, с пятью слогами – в корзину 5. Удобно расположившись на лесной опушке, мы с ребятами отработали образование существительных единственного числа родительного падежа по схеме. Ребята по цепочке выходили к доске, прикрепляли свой гриб на доску и отвечали по образцу «В лесу нет… (опят, груздя, боровика, сыроежки и т. д.)».

   Немного отдохнув на физминутке «За грибами», ребятам было предложено пройти за столы и выполнить упражнение на концентрацию внимания и мелкой моторики. Среди разных грибов нужно было найти лисички и обвести их в круг, а мухоморы зачеркнуть. В конце занятия мы послушали лексическую песенку «Грибы» для развития слухового внимания и перечислили все грибы, которые встречались в этой песенке.

   Такое интегрированное занятие позволило нам актуализировать и пополнить словарный запас, отработать грамматические категории, слоговую структуру слова, слуховое и зрительное внимание, крупную, мелкую и артикуляционную моторику, поработать над диафрагмальным дыханием, а также потренироваться с воспитателем в отгадывании загадок, дифференциации съедобных и несъедобных грибов и ягод, вспомнить правила поведения в лесу.

Учитель-логопед: И.В. Лаптенкова

 

 


 

   На третьей неделе ноября, в рамках лексической темы «Домашние животные», мы с ребятами отправились в очередное путешествие в сказку. Под музыкальное сопровождение нашего муз руководителя мы дружно прошли в музыкальный зал и расположились на ковре. Чтобы узнать, о ком мы сегодня будем говорить, воспитатель нашей группы загадала ребятам загадки. После того как дети с лёгкостью отгадали их, Валентина Владимировна начала свой рассказ «Как щенок узнал, кто всех важнее».

   После беседы по прочитанной сказке, нам с ребятами нужно было помочь мамам домашних животных найти своих детёнышей. Для этого нужно было определить по звуку, кто зовёт своего малыша. На доске были вывешены изображения домашних животных и ребятам по звукозаписи нужно было догадаться чей голос. Это упражнение на дифференциацию неречевых звуков направлено на развитие фонематического слуха, который очень важен для успешной коррекции нарушений звукопроизношения. Детёныши услышали своих мам и стали по одному возвращаться к ним. Так к корове прибежал телёнок, к овечке – ягнёнок, к собаке – щенок и т.д. Закрепив названия детёнышей домашних животных подошло время размяться. Всю неделю ребята в группе на занятиях разучивали подвижную игру «Кони», которая направлена на координацию речи с движением и развитие общей и мелкой моторики.

   Ручки и ножки размяли, отрегулировали дыхание под плавную спокойную музыку, пришло время размять и органы артикуляции, мы с ребятами проговорили скороговорку про щенят, которую всю неделю разучивали в группе.

   Пришла пора вернуться к сказке и попробовать разыграть спор домашних животных. Распределив роли, каждое животное выходило и говорило, какую пользу оно приносит людям и почему именно оно самое нужное человеку. В конце спора «конь» рассудил всех домашних животных. Сказав, что все они нужны людям, все они приносят пользу. За это люди и держат их, кормят, поят и ухаживают за ними.

   После ребятам было предложено сыграть в игру «Кто за забором?». На доске был закреплён забор, из-за которого видны части тела разных домашних животных. Нужно было выбрать по одному животному и составить предложение со словом значит: «Я вижу пушистый кошачий хвост, значит за забором прячется кошка. Из-за забора торчат козьи копыта, значит за забором прячется коза» и т.д. Непросто далось это задание ребятам, ведь помимо определения животного по части тела, им нужно было образовать притяжательные прилагательные, употребить предлоги и составить сложноподчиненное предложение.

   Закончили мы наше интегрированное занятие хороводом и пением русской народной песни «В огороде бел козёл». За хорошую работу все ребята получили наклейки в свою блокнот достижений.

Учитель-логопед: И.В. Лаптенкова

 

 


 

На дворах и на домах

Снег лежит полотном

И от солнца горит

Разноцветным огнём.

На безлюдный простор

Побелевших полей

Смотрит весело лес

Из-под черных кудрей…

Здравствуй, гостья-Зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и полям.

И.С. Никитин

   На первой неделе декабря мы с ребятами начали разговор о зиме. Под звуки ветра и вьюги ребята прошли в физкультурный зал и заняли свои места на ковриках. Мы вспомнили всё, что мы знаем об этом времени года и о его приметах, побеседовали о том, какие звуки ребята услышали, войдя в зал, подобрали слова, которыми можно описать вьюгу и ветер, назвали по порядку три зимних месяца.

   Про каждый месяц зимы мы решили поговорить поподробнее. Узнали, как называли в старину каждый месяц. Так декабрь называли лютнем, студенем, стужайлом. Январь в народе называли просинцем, а февраль ветродуем и бокогреем. Также мы с ребятами объяснили названия пословиц и поговорок, почему, например, говорят: «Мороз не велик, да стоять не велит» или что значит «В зимний холод всякий молод»? Ну а загадки наши детки щёлкают, как орешки! Так, отгадав очередную загадку про снег, ребятам нужно было с закрытыми глазами узнать, какой запах они почувствовали. Каждому по очереди было поднесен контейнер со снегом и льдом и предложено сделать глубокий вдох через нос, не поднимая плечи. Ребята отметили, что пахнет свежестью и улицей. Также мы определили на ощупь снег и лёд и сыграли в игру «Скажи наоборот»: снег мягкий, а лёд твёрдый; снег пушистый, а лёд гладкий и т.д.

   Между беседой о каждом из зимних месяцев инструктор по ФИЗО Рукосуева С.В. предлагала ребятам то погреться, выполним комплекс упражнений, то представить, что они перепрыгивают через сугробы и пройти полосу препятствий. А в конце занятия ребята с удовольствием поиграли в подвижную игру «Слушай и делай».

   Ну и конечно, вспомнили, какой самый весёлый и волшебный праздник мы встречаем зимой и сделали пальчиковую гимнастику «На ёлке». Под песню «Три белых коня» ребята получили наклейки в виде снежинок за отличную работу и в приподнятом настроении отправились в группу.

 

 


 

   В современном мире родители перестали играть с детьми, читать им книжки, даже просто разговаривать с ними, забывая о том, что речь ребенка развивается только в живом общении. Как только ребёнок начинает «мешать» родителям, он тут же получает в руки гаджет. Сегодня бытует мнение, что в наш цифровой век без гаджетов нельзя, а кто-то и вовсе умиляется, что их двухлетний ребенок ловко управляется с телефоном или планшетом. Действительно, владение современными техническими средствами необходимо в современном мире, но до трёх лет в жизни ребёнка гаджетов быть не должно, либо они должны быть сведены к минимуму. По данным СанПина только с пяти лет разрешено давать детям электронные технические устройства и то с ограничением по времени – 20 минут!

   С каждым годом мы наблюдаем всё больше и больше детей, неговорящих ни в два, ни в три года. Часто родители не придают этому значения, списывают это на генетику, говоря, что их папа или мама тоже поздно начали говорить, либо считая, что ребенок просто не хочет разговаривать, кто-то считает, что «пойдёт в сад и заговорит». Но в беседе с родителями выясняется, что ребенок по несколько часов «сидит» в телефоне, либо же целый день в доме работает телевизор, быстрая речь в котором усваивается мозгом ребенка как один сплошной шум, без разбора слов говорящего, даже если ребенок не смотрит его, а просто играет в комнате с работающим телевизором.

   А ведь если вспомнить наши истоки, наших мам, бабушек, прабабушек, которые читали нам сказки на ночь, пели колыбельные, рассказывали нам всевозможные потешки, прибаутки, да и просто сколько живого общения было в семьях! Благодаря этому речь детей была развитой, не было такого количества «молчунов» или детей с так называемой «птичьей речью», которую невозможно разобрать.

   Поэтому, дорогие родители, речь вашего ребенка в ваших руках! Читайте книги согласно вашего возраста, рассматривайте иллюстрации, рассказывайте рифмованные потешки, изучайте мир вокруг, наблюдая за прохожими, за животными и птицами, проезжающей мимо машиной и падающей с неба снежинкой, разговаривайте с вашим ребенком и тогда речь вашего ребенка будет развиваться правильно.

 

Учитель-логопед: И.В. Лаптенкова