г. Кодинск ул. Михайлова 12 А

 Тел.: +7 (39143) 70185

 Email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Страничка логопеда

Лаптенкова Ирина Владимировна

 

Лаптенкова Ирина Владимировна - учитель логопед.

Образование: высшее

Учебное заведение: Томский государственный педагогический университет, 2012 г.

Специальность по диплому: социально-культурный сервис и туризм

Квалификация по диплому: специалист по сервису и туризму

Повышение квалификации, профессиональная переподготовка: Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Волгоградская Гуманитарная Академия профессиональной подготовки специалистов социальной сферы» по программе дополнительного профессионального образования «Дошкольная педагогика. Воспитание и развитие детей в ДОО»., 2017 г.

Красноярский государственный педагогический университет им. В.П.Астафьева по программе «Логопедия. Образование лиц с нарушениями речи по направлению «Специально (дефектологическое) образование», 2020 г.

Категория: 

Соответствует занимаемой должности

Общий стаж работы: 5 лет

Стаж работы по специальности: 0

 


 

 

   Важным условием успешного обучения ребенка в школе является правильная речь. От уровня развития речи зависит то, как ребенок овладеет чтением и письмом.

   У детей с неярко выраженными проблемами в речевом развитии, на которые часто родители не обращают внимания либо не придают значения этим проблемам, в дальнейшем могут возникнуть проблемы с учебой. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии ребенка и исправить их до начала учебного года.

   Необходимо обратить внимание на следующее:

  1. Звукопроизношение. К шести годам ребенок должен четко произносить все звуки. При нарушении звукопроизношения возможны ошибки на письме: ребенок пишет то, что говорит.
  2. Фонематические процессы. Ребенок должен уметь подбирать слова с определенным звуком, владеть навыками звукового анализа и синтеза, то есть уметь определить первый и последний звук в слове, уметь составлять слова из звуков, определять количество звуков в слове. Также ребенок должен уметь различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та и др. Если фонематическое восприятие нарушено, то ребенок не может правильно повторить слоги и наборы звуков.
  3. Грамматический строй. Необходимо обратить внимание на словообразование (рукавица-рукавичка), словоизменение (ведро-вёдра), согласование (фиолетовый колокольчик, треугольный флажок), управление (вышел из дома, рассказал о друге).
  4. Слоговая структура слова. Ребенок шести лет должен уметь произносить такие слова, как виолончелист, регулировщик и др., а также уметь безошибочно повторять предложения с этими словами (регулировщик регулирует движение на перекрестке).
  5. Словарный запас. Словарь ребенка седьмого года жизни состоит из 2000 слов и включает в себя разные части речи.
  6. Связная речь. Шестилетний ребенок должен уметь отвечать на вопросы полными предложениями, описывать то, что происходит на улице, на картине, должен уметь пересказывать сказки, небольшие рассказы.

   Наибольшие трудности вызывает у детей обучение письму. Для того, что избежать этой проблемы. Необходимо готовить руку к письму, развивать мелкую моторику. В этом могут помочь упражнения по застегиванию и расстегиванию пуговиц, завязывание и развязывание шнурков, очень хорошо развивается кистевой праксис во время творческой продуктивной деятельности (лепка, рисование, раскрашивание), также нанизывание бус, собирание пазлов и мозаики.

   Еще одна распространенная проблема среди школьников в случае недостаточного развития речи, это появление нарушений процесса письма (дисграфия) и чтения (дислексия). Для предупреждения этой проблемы существует множество упражнений, направленных на запоминание правильного написания букв.

   У детей, владеющих навыком письма и чтения, необходимо обратить внимание на такие логопедические ошибки, как: смешение букв по оптическому сходству (т-п, а-о), пропуски букв и слогов, недописывание или наращивание слов.

   Поэтому чтобы избежать всех этих проблем в школе, необходимо развивать мелкую и общую моторику ребенка (больше рисовать, лепить), работать над развитием познавательных способностей (разучивать стихи, придумывать рассказы), чаще играть дома в различные сюжетно-ролевые игры (дочки-матери, магазин, больницу, парикмахерскую), что поможет научить ребенка организации своей деятельности, умению действовать по инструкции, ну и конечно быть последовательными в своих требованиях, с пониманием отнестись к тому , что многое будет получаться не сразу.

Учитель-логопед: И. В. Лаптенкова

 


 

   В начале декабря мы с ребятами встретились на необычном занятии.  Вместе с нашим инструктором по физической культуре мы провели интегрированное занятие в рамках лексической темы недели «Домашние животные» и отправились в путешествие на выставку собак.

   В начале занятия мы с ребятами выяснили, что же мы знаем о собаках, какое это животное, домашнее или дикое, чем она питается, какую пользу приносит людям? Затем дети с физ. инструктором немного размялись, сделали пальчиковую гимнастику «Собачка». Размявшись, мы продолжили беседу о собаках и решили вспомнить, каких собак мы встретили на выставке? Для этого нужно было отгадать загадки об охотничьей собаке – таксе, служебной собаке – овчарке и декоративной собаке– пуделе. Дети с легкостью справились с этим заданием! Также мы выяснили, что обычно говорят люди о собаке, почему собаку называют другом человека и послушали историю о том, как человек впервые приручил собаку. Подкрепили мы нашу беседу комплексом ОРУ «Верные друзья».

   Также ребята узнали, что в мире существует специальная наука, которая занимается выведением и изучением разных пород собак, называется она кинологией. Мы с детьми тоже решили попробовать вывести или образовать что-нибудь новое – однокоренные слова к слову «собака» (собачонка, собачий, собачище, собачник. собаковод).  А чтобы собака была воспитанной, с ней необходимо заниматься.  Для этого их нужно дрессировать. Вместе с физ. инструктором ребята выполнили упражнения в основных движениях «Дрессировка собак» и смогли почувствовать себя настоящими дрессировщиками. Они выполняли упражнения в ходьбе по гимнастической скамейке, перешагивали через препятствие, выполняли прыжки вправо и влево с продвижением вперед, подлезали под дугу правым и левым боком.

     У собаки собачья доля,

     Суждено ей дом сторожить.

     Не стремится собака к воле,

     Она любит с людьми дружить.

   Кто любит собак, тот о них знает всё. Поэтому мы решили сыграть в игру «Чей, чья, чьё?» и проверить, кто действительно любит и дружит с собаками. На доске была вывешена схема с частями тела собаки (нос, уши, хвост, сердце, лапы и т.д.), нужно было правильно изменить слово и ответить на вопросы «Чей нос? Собачий», «Чьё сердце? Собачье», «Чьи лапы? Собачьи» и т.д. В заключение занятия дети поиграли в подвижную игру «Весёлые собачки» и в веселом настроении отправились в группу.

Учитель-логопед И.В. Лаптенкова

 

 


 

   В январе, в рамках лексической темы «Животные жарких стран», мы с инструктором по физической культуре Ириной Евгеньевной провели интегрированное занятие и отправились с ребятами в «Сафари-парк» на фотоохоту.

   Чтобы узнать, какие животные обитают в «Сафари-парке», детям нужно было отгадать загадки. Отгадав всех животных, мы отправились в путь под пальчиковую гимнастику «Шагаем мы в «Сафари-парк». По пути, вместе с Ириной Евгеньевной, ребята показали, как эти животные ходят и бегают. Как павлины дети походили гимнастическим шагом, как слоны покачались из стороны в сторону, прошлись с порой на колени и ладони, как львы, а перенеся опору на предплечья и колени, ребята превратились в крокодилов, поползали по-пластунски, как удавы, как зебры пробежались с высоким подниманием колена. Но пока мы резвились с животными, шаловливые обезьянки порвали все фотографии на кусочки. Пришлось нам с ребятами разбираться, где чья фотография. Игра «Назови, чье это?» далась детям не легко, ведь ребятам предстояло правильно согласовать притяжательные местоимения в роде и числе. После того, как фотографии были спасены, мы продолжили наше сафари. Ребятам предстояло проползти на животе по гимнастической лестнице, как ловким обезьянкам, перепрыгнуть через препятствия, а также пролезть через обруч.

   Все звери, особенно их детеныши, любят играть и резвиться, поэтому в конце нашего путешествия, ребята поиграли в подвижную игру «Зебры, львы и слоны». Разбившись на три группы, «зверята» заняли свои домики – обручи. При виде карточки со своим животным, ребята этой группы должны были выполнять соответствующие движения: зебры – бегать вокруг своего домика, высоко поднимая колени, львы – передвигаться на четвереньках, а слоны – идти в перевалку.

   Вот такая фотоохота прошла в нашей группе. В «Сафари-парке» мы встретили много зверей, поиграли с ними в разные игры, узнали их повадки и движения.

Учитель-логопед: И. В. Лаптенкова

 


 

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»

В.А. Сухомлинский

   Связь речевого развития ребенка и мелкой моторики рук была подтверждена исследованиями ученых, которые подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует развитие речи детей и оказывает большое влияние на развитие головного мозга в целом. Пальчиковая гимнастика способствует развитию речевых центров коры головного мозга. Нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка, тем самым активизируя его работу. Другими словами, формирование речи ребёнка совершается под влиянием импульсов, идущих от рук.

   Для стимулирования развития речи важно делать упражнения на сгибание и разгибание пальчиков, а также игры, которые способны укрепить ручки ребенка, сделать их более сильными. Это такие классические пальчиковые игры, как «Сорока-ворона», «Коза рогатая», «Ладушки». Можно поиграть в игру «Пальчики здороваются», когда взрослый по очереди прикасается к пальчикам ребенка – от указательного до мизинчика, приговаривая: «Здравствуй, пальчик, выходи, на мою дочку/сыночка погляди!». Затем сгибаем пальчик и медленно разгибаем со словами: «Вот твоя ладошка – наклоняйся крошка, посмотрел ладошку – поднимайся, крошка!». Поочередно разжимать пальчики поможет игра-потешка «Семейка». Один за другим разжимаем сжатые в кулачок пальчики ребенка и приговариваем:

     Этот пальчик – дедушка,

     Этот пальчик – бабушка,

     Этот пальчик – мама,

     Этот пальчик – папа,

     Этот пальчик – я,

     Вот и вся моя семья!

   Развить силу пальчиков поможет игра «Снежки». Дайте ребенку лист бумаги или салфетку и покажите, как нужно отрывать от нее маленькие кусочки, сминать и превращать в шарики-снежки.

   Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

  1. Выполнение упражнений приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и стимулирует развитие речи.
  2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, а подражание (имитация) – это основа становления речи.
  3. Пальчиковые игры учат понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
  4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой.

   Дополнить у усилить развивающий эффект пальчиковых игр поможет перебирание крупы (можно закопать в крупе игрушки из киндер-сюрприза, различные картинки, и ребенок с удовольствием будет искать их в крупе), нанизывание бусин на шнурок, игра с прищепками, также помогает развивать кистевой праксис откручивание и закручивание крышек на бутылках, пересыпание и переливание воды различными ёмкостями, давайте ребенку чистить вареные яйца, почаще давайте ребенку пластилин (практика показывает, что детям очень тяжело дается катание шариков и колбасок из пластилина). Ежедневная игра с ребенком по 10-15 минут поможет вашему малышу быстрее заговорить.

Учитель-логопед: И.В. Лаптенкова


 

   В рамках проекта «Введение в школьную жизнь», к ребятам всю неделю приходил мальчик Волька и рассказывал о школе. В один из таких дней, Волька решил рассказать ребятам об уроке литературы и ритмики и объединил эти два урока в один. Ребята перевоплотились в стойких оловянных солдатиков и Волька начал свой рассказ.

   Для начала размяли пальчики: «Аты-баты, шли солдаты…». После этого дети вместе с игрушками из сказки устроили парад и бал и под флейту пропели попевку «Вдалеке труба поет: та-ра, та-ра! Нас в поход она зовет: та-ра, та-ра!». После этого ребята перевоплотились в барабанщиков и размяли свои язычки: «Барабанщик очень занят – д-д, д-д-д. Барабанщик барабанит: д-д, д-д-д. … Язык, кверху поднимайся: д-д, д-д-д. Смотри – с ритма не сбивайся: д-д, д-д-д». После этого, под музыку П. Чайковского «Марш деревянных солдатиков», ребята поупражнялись в маршировании с флажками.

   Когда оловянный солдатик увидел балерину около дверей игрушечного замка, ребята помогли подобрать слова, описывающие балерину: изящная, стройная, нежная, легкая, красивая. А когда солдатика сдуло ветром с подоконника, Волька вместе с детьми передали мимикой испуг мальчика, обиду и отчаяние.

   С помощью упражнения на раскачивание «Лодочка» ребята с Волькой показали, как качается на волнах бумажный кораблик, в который посадили оловянного солдатика мальчишки: «Качает лодочку волна туда-сюда, туда-сюда. Качается она, плывет. Вот остановка. Стоп!». Когда большая злобная крыса не смогла остановить кораблик с солдатиком, она стала щелкать зубами от злости, ребятам с легкостью удалось передразнить ее, выполнив логопедическую гимнастику, двигая челюстью вправо-влево, вперед-назад. А также покусывая язык от кончика до корня и обратно.

   Вместе с кухаркой, которая собралась ипечь пироги из рыбы, проглотившей оловянного солдатика, Волька с ребятами поиграли в пальчковую игру «Пироги пшеничные». Остальные солдатики гордились, что стойкий оловянный солдатик не посрамил честь своего мундира и назначили его своим командиром. Под военный марш наше знакомство с уроком литературы и ритмики подошло к концу:

     Королевские солдатики

     Маршиируют до зари.

     Изо всей из математики

     Знают только: «Раз! Два! Три!».

Учитель-логопед: И.В. Лаптенкова

 


 

   В логопедической группе помимо работы над звукопроизношением, проводится углубленная работа по развитию всех сторон речи детей:

  • Работа над просодикой (это темп, ритм, интонация);
  • Работа над дыханием;
  • Работа над развитием лексико-грамматической стороны речи;
  • Проводится работа по связной речи;
  • Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.

   Режим дня в логопедической группе отличается от режима обычной группы: помимо общепринятых занятий по математике, изобразительной деятельности, ознакомлению с окружающим и др. проводятся групповые (фронтальные) логопедические занятия

   На первом году обучения пятилетние дети с нарушениями речи не могут полноценно овладевать учебным материалом на фронтальных занятиях со всей группой. Сказывается не только отставание в развитии речи, но и трудности концентрации внимания, памяти, быстрая истощаемость и утомляемость. Поэтому для проведения логопедических занятий дети делятся на две подгруппы с учетом уровня речевого развития.

   Помимо групповых занятий проводятся индивидуальные либо подгрупповые занятия (по 2-3 ребенка), где мы работаем конкретно над звукопроизношением, ставим звуки, автоматизируем их.

   Также проводится индивидуальная работа воспитателями в группе по заданию логопеда, воспитатели отрабатывают с детьми пройденный материал, следят за звукопроизношением детей в течение дня, постоянно поправляют ребенка. Помимо этого, ведется тесное взаимодействие с инструктором по ФИЗО и с музыкальным руководителем, им также даются рекомендации по отработке с детьми того или иного материала.

   Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, у кого-то она проходит быстрее, у кого-то медленнее.

   Значительная роль отводится родителям, поскольку большее время ребенок проводит дома. Только совместная работа педагогов и родителей позволит добиться положительных результатов и подготовить детей к успешному обучению в школе.

Учитель-логопед И.В. Лаптенкова


   Вот и подошел к концу учебный год. Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Но и летом, нельзя забывать о речевом развитии детей. Сформированные в течение года навыки, такие как выработанные артикуляционные уклады, сильная воздушная струя, поставленные звуки и др. за летний период могут, как укрепиться, так и «потеряться». Летом можно снизить интенсивность логопедических занятий, но не забывать о них совсем.

   Закрепление звуков в речи – это регулярная тренировка. Чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка. Другими словами, формируется привычка правильного произношения, вытесняя привычку дефектного произношения. В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. После продолжительного отпуска часто ребенок приходит с прежними речевыми проблемами. Логопеду и ребенку приходится начинать все сначала, а хотелось бы двигаться дальше!

   Еще одна задача, которую родители должны решать ежедневно – это обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи. Не упускайте малейшей возможности что-то обсудить с вашим ребёнком, вызвать ребёнка на диалог, потому как одностороннее «говорение», без диалога – малоэффективно. Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная.

   Для того, чтобы наша пройденная работа за лето не пропала, предлагаю вам упражнения, которые можно выполнять не только дома, сидя за столом, но и в любой другой обстановке: на прогулке, в поездке, на даче, во время походов по магазинам и т.д.

Упражнения для автоматизации звуков

  • Следите за поставленными звуками, добивайтесь правильного произношения, чтобы те звуки, которые были «недоавтоматизированы» - «не потерялись».
  • Исправляйте неверно произнесённые ребёнком слова. Поправляйте речь ребёнка спокойно, произнося слово верно, не требуйте сразу повторить слово правильно. Главное, обратить внимание на неверное произношение!

Упражнения для развития фонематических процессов

  • Определение количества звуков в слове и их последовательности. (сколько звуков в слове «лето»? Какой 1, 2, 3, 4?);
  • Придумывание слов с определённым количеством звуков;
  • Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых звуков. (какое слово получится из этих звуков: «ц-в-е-т-ы);
  • Образование новых слов с помощью «наращивания» звуков. (Какой звук надо добавить к лову «рот», чтобы получилось новое слово? (крот – грот, пар – парк, Оля – Коля, Толя – Поля);
  • Образование новых слов путём замены в слове первого звука на какой-либо другой звук. (дом – сом, лом – ком.);
  • Отобрать картинки или назвать слова, в названиях которых 4-5 звуков;
  • Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на 1-ом, на 2-ом, на 3-ем месте. (шуба, уши, кошка);
  • Составление слов различной звуко-слоговой структуры из букв разрезной азбуки: сам, нос, рама, шуба, стол, волк. и т.д.

Упражнения для развития слоговой структуры слова

(слогового анализа и синтеза)

  • Определение количества слогов в слове и их последовательности (сколько слогов в слове «молоток»? Какой 1?2?3?);
  • Придумывание ребёнком слов с определённым количеством слогов;
  • Составление слов из слогов, данных в разбивку (слоги потеряли своё место, надо помочь им его найти: на-ро-во, ка-сум);
  • Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых слогов (какое слово получится из слогов: го-ло-ва);
  • Распределение картинок в соответствии с количеством слогов в слове. (положить картинки, названия которых состоят из односложных слов, в одно место, а названия которых из 2, 3, 4-сложных слов – в другое);
  • Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество;
  • Выделять гласные звуки (сколько в слове гласных, столько и слогов) и т. д.

Упражнения для формирования правильного грамматического строя речи

  • Упражнения на обучение изменять слова по числам, падежам (это сад, а это всё (что?) сады, гулял (где?) за садом, это глаза, а это всё (что?) глаза, уши – ухо, одна конфета – а шесть … и т.д.);
  • Упражнения на обучение образовывать новые слова (уменьшительно-ласкательные формы и т. д.). Например, подбери подходящее по смыслу слово: большой сад, а маленький -…, маленькая куколка, а большая - …. Закончи предложение: весной картошку сажают, а осенью …, воду наливают, а соль … Назови детенышей животных: кто у медведицы – медвежата, у коровы - …, у слонихи - …, у овцы - … и т.д. Если кораблик из бумаги, значит он бумажный, а шуба из меха (какая?) и т.д. У лисы хвост лисий, а у зайца (чей?), у собаки, у кошки и т.д. Если днём жара, то день жаркий, а если мороз - …, ветер - …, дождь -… и т.д. Поиграть в словесную игру: намеренно исковеркать фразу, попросить ребенка найти ошибку и вместе разобрать, как нужно произносить слова. («В лес грибы растёт», «Шишка большой на ёлке растёт»). Начать предложение, а ребенок пусть сам его закончит, подбирая разные варианты.

Упражнения на расширение словарного запаса ребёнка

  • Рассматривая картинку, читая книжку, слушая сказку, обращайте внимание на редко встречающиеся, новые слова;
  • Сочиняйте стихи, рифмы;
  • Читая знакомые стихи, просите подсказать пропущенное слово;
  • Игра в слова: «назови все свои игрушки», «придумай слова, которые обозначают транспорт», «назови цвета», «какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну», «вспомни слова с противоположным значением, близкие по значению»;
  • Объяснять переносные значения выражений: золотое сердце, злой язык, короткая память, голова на плечах, не тронуть пальцем, правая рука, наломать дров и т.д.

Упражнения на развитие связной речи

  • Необходимо учить ребёнка давать полный ответ на вопрос;
  • Вызывать у него желание о чем-то рассказывать;
  • Расспрашивайте о важных для него событиях;
  • Внимательно слушайте ребёнка и направляйте его сбивчивый рассказ путём вопросов по содержанию;
  • Подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться;
  • Упражнения для формирования связной речи: описание предметов, рисунков, пересказы знакомых текстов, придумывание историй и сказок, беседы, составление и написание писем, поздравлений, составление предложений по заданным словам и т.д.

   Разнообразив отдых ребенка этими несложными речевыми играми, вы закрепите за лето нашу совместную работу и подготовите речь ребенка к успешному обучению  в школе.

Учитель-логопед: И.В. Лаптенкова