Страничка логопеда
- Лаптенкова Ирина Владимировна
- Советы родителям будущих первоклассников
- Интегрированное занятие «Путешествие на выставку собак».
- Интегрированное занятие «Африканское сафари»
- Слово на ладошке
- Логоритмика с Волькой
- Особенности работы группы компенсирующей направленности «Одуванчик»
- Советы по развитию речи на летний период
- Начинаем учебный год
- Путешествие в сказку «Как лебедь остался один».
- Речевое развитие детей шестого года жизни
- Путешествие в сказку «Как оленёнку маму искали».
- Зачем развивать дыхание?
- Чтобы чётко говорить, надо с пальцами дружить!
- Нейроупражнения в работе логопеда
- Телесно-ориентированные практики и речь
- Рекомендации родителям на лето
- Итоги работы
- Мы – подготовишки!
- Интегрированное занятие «Лесная прогулка»
- Интегрированное занятие «Как щенок узнал, кто всех важнее»
- Идёт волшебница Зима
- Речь ребёнка и гаджеты
- Все страницы
Важным условием успешного обучения ребенка в школе является правильная речь. От уровня развития речи зависит то, как ребенок овладеет чтением и письмом.
У детей с неярко выраженными проблемами в речевом развитии, на которые часто родители не обращают внимания либо не придают значения этим проблемам, в дальнейшем могут возникнуть проблемы с учебой. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии ребенка и исправить их до начала учебного года.
Необходимо обратить внимание на следующее:
- Звукопроизношение. К шести годам ребенок должен четко произносить все звуки. При нарушении звукопроизношения возможны ошибки на письме: ребенок пишет то, что говорит.
- Фонематические процессы. Ребенок должен уметь подбирать слова с определенным звуком, владеть навыками звукового анализа и синтеза, то есть уметь определить первый и последний звук в слове, уметь составлять слова из звуков, определять количество звуков в слове. Также ребенок должен уметь различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та и др. Если фонематическое восприятие нарушено, то ребенок не может правильно повторить слоги и наборы звуков.
- Грамматический строй. Необходимо обратить внимание на словообразование (рукавица-рукавичка), словоизменение (ведро-вёдра), согласование (фиолетовый колокольчик, треугольный флажок), управление (вышел из дома, рассказал о друге).
- Слоговая структура слова. Ребенок шести лет должен уметь произносить такие слова, как виолончелист, регулировщик и др., а также уметь безошибочно повторять предложения с этими словами (регулировщик регулирует движение на перекрестке).
- Словарный запас. Словарь ребенка седьмого года жизни состоит из 2000 слов и включает в себя разные части речи.
- Связная речь. Шестилетний ребенок должен уметь отвечать на вопросы полными предложениями, описывать то, что происходит на улице, на картине, должен уметь пересказывать сказки, небольшие рассказы.
Наибольшие трудности вызывает у детей обучение письму. Для того, что избежать этой проблемы. Необходимо готовить руку к письму, развивать мелкую моторику. В этом могут помочь упражнения по застегиванию и расстегиванию пуговиц, завязывание и развязывание шнурков, очень хорошо развивается кистевой праксис во время творческой продуктивной деятельности (лепка, рисование, раскрашивание), также нанизывание бус, собирание пазлов и мозаики.
Еще одна распространенная проблема среди школьников в случае недостаточного развития речи, это появление нарушений процесса письма (дисграфия) и чтения (дислексия). Для предупреждения этой проблемы существует множество упражнений, направленных на запоминание правильного написания букв.
У детей, владеющих навыком письма и чтения, необходимо обратить внимание на такие логопедические ошибки, как: смешение букв по оптическому сходству (т-п, а-о), пропуски букв и слогов, недописывание или наращивание слов.
Поэтому чтобы избежать всех этих проблем в школе, необходимо развивать мелкую и общую моторику ребенка (больше рисовать, лепить), работать над развитием познавательных способностей (разучивать стихи, придумывать рассказы), чаще играть дома в различные сюжетно-ролевые игры (дочки-матери, магазин, больницу, парикмахерскую), что поможет научить ребенка организации своей деятельности, умению действовать по инструкции, ну и конечно быть последовательными в своих требованиях, с пониманием отнестись к тому , что многое будет получаться не сразу.
Учитель-логопед: И. В. Лаптенкова