Страничка логопеда
- Лаптенкова Ирина Владимировна
- Советы родителям будущих первоклассников
- Интегрированное занятие «Путешествие на выставку собак».
- Интегрированное занятие «Африканское сафари»
- Слово на ладошке
- Логоритмика с Волькой
- Особенности работы группы компенсирующей направленности «Одуванчик»
- Советы по развитию речи на летний период
- Начинаем учебный год
- Путешествие в сказку «Как лебедь остался один».
- Речевое развитие детей шестого года жизни
- Путешествие в сказку «Как оленёнку маму искали».
- Зачем развивать дыхание?
- Чтобы чётко говорить, надо с пальцами дружить!
- Нейроупражнения в работе логопеда
- Телесно-ориентированные практики и речь
- Рекомендации родителям на лето
- Итоги работы
- Мы – подготовишки!
- Интегрированное занятие «Лесная прогулка»
- Интегрированное занятие «Как щенок узнал, кто всех важнее»
- Идёт волшебница Зима
- Речь ребёнка и гаджеты
- Все страницы
У детей с нарушениями речи часто можно наблюдать поверхностное дыхание. Детям приходится делать паузы при разговоре, чтобы набрать воздух. У детей с таким дыханием возникают сложности при постановке звуков, ведь для произнесения шипящих звуков, свистящих, сонорных необходима сильная воздушная струя. Для этого у детей необходимо развивать сначала физиологическое, а затем речевое дыхание.
Чем же они отличаются? Во-первых, физиологическое дыхание является автоматическим, а речевое – произвольным. Во-вторых, при физиологическом дыхании вдох и выдох осуществляется через нос, при речевом – через рот. В-третьих, у физиологического дыхания вдох равен по продолжительности выдоху, при речевом же, после глубокого вдоха следует пауза и лишь затем длительный выдох, в момент которого и осуществляется речевое высказывание.
Работу над развитием дыхания нужно проводить ежедневно. Упражнение выполняется 3-4 раза. Более длительное выполнение упражнений может привести к гипервентиляции легких и головокружению. При выполнении дыхательных упражнений следим, чтобы плечи ребенка не поднимались на вдохе, а щеки не раздувались на выдохе.
При выполнении упражнений на речевое дыхание, отрабатываются сила и продолжительность выдоха, темп и ритм. Работу над речевым дыханием хорошо начинать с гласных звуков. Просим ребенка пропеть гласный звук сначала длительно, затем отрывисто, тихо, затем громко, постепенно увеличивая громкость, затем постепенно уменьшая. Работая над интонацией во время речевого выдоха, просим ребёнка произнести гласный с восклицательной интонацией, затем с вопросительной, можем произнести радостно, можем произнести грустно.
Для формирования диафрагмального дыхания можно использовать следующие упражнения:
«Животик. Лежа на спине, дети кладут руки на живот, делают глубокий вдох – животик надувается. Затем выдыхают – животик втягивается. Можно положить на живот какую-либо игрушку. На вдохе игрушка вместе с животом поднимется вверх, а на выдохе – опустится вниз.
«Надуй шарик». Выбрать удобную позу (сидя, стоя), положить одну руку на живот, другую – сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделать глубокий вдох через нос (живот при этом немного выпячивается вперед и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той или другой рукой). После вдоха сразу же произвести свободный, плавный выдох, живот и нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение.
Вот мы шарик надуваем,
А рукою проверяем.
Шарик лопнул – выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем.
Стихотворный текст произносит логопед, а дети выполняют нужные действия.
«Ныряльщики». Глубоко вдохнуть, задержать выдох, «нырнуть в воду» – присесть. Встать («вынырнуть») – выдох.
Также для развития дыхания отлично подойдут всеми любимые мыльные пузыри, различные свистульки и дудочки, очень любят дети упражнение «Буря в стакане», когда нужно дуть через коктейльную трубочку в стакан с мыльной водой.
Играйте, развивайте дыхание и помните, правильное дыхание – залог красивой речи ребенка.
Учитель-логопед: И.В. Лаптенкова