Страничка логопеда
- Лаптенкова Ирина Владимировна
- Советы родителям будущих первоклассников
- Интегрированное занятие «Путешествие на выставку собак».
- Интегрированное занятие «Африканское сафари»
- Слово на ладошке
- Логоритмика с Волькой
- Особенности работы группы компенсирующей направленности «Одуванчик»
- Советы по развитию речи на летний период
- Начинаем учебный год
- Путешествие в сказку «Как лебедь остался один».
- Речевое развитие детей шестого года жизни
- Путешествие в сказку «Как оленёнку маму искали».
- Зачем развивать дыхание?
- Чтобы чётко говорить, надо с пальцами дружить!
- Нейроупражнения в работе логопеда
- Телесно-ориентированные практики и речь
- Рекомендации родителям на лето
- Итоги работы
- Мы – подготовишки!
- Интегрированное занятие «Лесная прогулка»
- Интегрированное занятие «Как щенок узнал, кто всех важнее»
- Идёт волшебница Зима
- Речь ребёнка и гаджеты
- Все страницы
С каждым годом наблюдается увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья. Наряду с тяжелыми нарушениями речи, такими как общее недоразвитие речи, алалия, дизартрия, появляется всё больше детей задержкой речевого развития, с задержкой психического развития, расстройствами аутистического спектра. У этих детей наблюдается нарушение речевого и неречевого дыхания, общей и мелкой моторики, мышечная напряженность либо, наоборот, слабость мышц, повышенная утомляемость, сниженное внимание, заторможенность либо, наоборот, гиперактивность. В речи детей наблюдаются нарушения всех основных компонентов речи: звукопроизношения, лексико-грамматических категорий, связной речи.
Для решения этих проблем наряду с традиционными методами в коррекицонно-развивающую работу включаются нейроупражнения. Нейроупражнения активизируют межполушарные взаимодействия, без которых происходит неправильная обработка информациии, у ребёнка возникают сложности в восприятии информации и в целом в обучении.
Главная цель нейроупражнений с детьми логопедической группы состоит в активизации речевой активности у детей с речевыми нарушениями. Все нейроупражнения можно условно разделить на три блока:
- Упражнения, поднимающие тонус коры полушарий головного мозга (дыхательные упражнения);
- Упражнения, которые улучшают приём и переработку информации (перекрестные движения).
- Упражнения, улучшающие контроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положения рук).
Нейроупражнения необходимо проводить систематически, в спокойной доброжелательной обстановке. Важно научить ребенка точному выполнению этих упражнений. Постепенно упражнения усложняются, увеличивается объем заданий.
Регулярное использование нейроупражнений оказывает положительное влияние на коррекцйионно-развивающий процесс, улучшает физическое, психическое, эмоциональное здоровье ребенка, активизирует познавательную и мыслительную деятельность, а также повышает интерес к занятиям и даёт ребенку положительный эмоциональный настрой.
Примеры нейроупражнений:
«Путаница». Нужно положить правую ладонь на голову, левую – на живот. Затем поглаживайте по голове от макушки к лицу, а живот поглаживайте круговыми движениями сопровождая проговариванием речевого материала.
«Нос-ухо». Левой рукой держимся за правое ухо, правой рукой – за нос, затем хлопок и меняем положение: правой рукой – за левое ухо, левой рукой – за нос при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.
«Собери урожай». Если в названии картинки есть звук [А], нужно положить в правую корзинку. Если звук [У] – в левую. (ребенок подходит к дереву, срывает кружок и отвечает: - Это грУша. В этом слове есть звук [У]. Положу в левую корзинку и т. д.) Можно брать картинки на дифференциацию любых звуков.
«Скажи и покажи нужной рукой». Используется для дифференциации оппозиционных звуков. Ребёнок поочерёдно повторяет слова, изображённые на картинках, выполняя соответствующие движения руками (если в слове есть звук [С], движение выполняется правой рукой, если в слове есть звук [Ш], движение выполняется левой рукой).
«Кольцо». По очереди и как можно более быстро перебирать пальцами обеих рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем. Правая рука – от указательного пальца к мизинцу, а левая – от мизинца к указательному при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков. Упражнение повторять в прямом порядке и в обратном.
«Фонарики». Надеваем на руки детям браслетики с изображением символов звуков [А], [У]. Браслет с символом звука [А] надеваем на правую руку, браслет с символом звука [У] надеваем на левую руку. Если слышите звук [А], зажигайте правый фонарик (открывают правую ладошку, если слышите звук[У] зажигайте левый фонарик (открывают левую ладошку).
«Жаба». Руки положить на стол или на колени. Одна рука сжата в кулак, ладонь другой руки лежит на плоскости стола или на коленях. Задание: одновременно и целенаправленно изменять положения рук при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.
«Кулачок – ладошка». Дети показывают руками печку: правая рука согнута в локте перед собой, на уровне груди, ладонь расправлена. Левая рука согнута в локте и поднята вверх, перпендикулярно правой руке, ладонь сжимаем в кулак. По хлопку меняем руки. На верху всегда должен быть кулачок, а внизу – ладошка. проговариванием речевого материала для автоматизации какого-либо звука.
«Зеркальное рисование». Способствует синхронизации работы полушарий, восприятию информации, улучшает запоминание информации. Исходное положение: на доске или на чистом листе бумаги, или возле бассейна с песком, взяв в обе руки по карандашу, одновременно рисовать зеркально-симметричные рисунки, буквы при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.
Учитель-логопед: И.В. Лаптенкова