г. Кодинск ул. Михайлова 12 А

 Тел.: +7 (39143) 70185

 Email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Самойлова Наталья Николаевна - Правила в семье, основа воспитания

 

Игры, правила и ограничения в жизни ребенка.

Все чаще родители обращаются ко мне за консультацией с таким вопросом: почему ребенок не слушается нас дома, а в саду на все требования воспитателя реагирует адекватно и выполняет все просьбы?

Давайте попробуем разобраться в этом вопросе более подробно. Все примеры будут приводиться из реальных жизненных ситуаций, не для того чтобы указать на недостатки воспитания, а для того, чтобы было проще и нагляднее разобраться в данной проблеме и сделать для себя выводы.

Первый пункт, на чтобы я хотела обратить внимание,  и на что делаю особый акцент на всех консультациях с родителями по данной проблеме – это единая модель воспитания! Что это значит? Родители должны во всем действовать едино, что касается и поощрения и наказания… Если папа принял решение, что ребенок должен нести наказания (исключение физическое; насильственное) за свой поступок или за свое поведение, то мама полностью принимает сторону папы. Если мама не поддержала папу, а начинает осуждать его и жалеет ребенка, то он понимает, что не обязательно выполнять то, что просит папа и папа для него становится не авторитетом. Или же наоборот папа не поддерживает мамину модель воспитания. Таким образом, ребенок понимает, что он может вести себя,  так как он захочет, ведь результат он знает заранее – один из родителей в итоге все равно сдастся и спустит ему все с рук.

Второй немаловажный пункт – зарабатываем авторитет ребенка! Как бы это странно не звучало, но если родители не в авторитете, то и не а коком послушании речи не может быть. Приведем пример: Вовочка очень долго смотрит мультики, мама решает, что пора их выключать и поиграть в какую либо игру, но ребенок закатывает истерику и требует продолжения просмотра. Как должна действовать мама в этой ситуации? Держаться до последнего, не реагируя ни на какие истерики, пока ребенок не поймет, что все сопротивления бесполезны и слово мамы (папы)  закон! Не каждый родитель может выдержать истерику своего чада – это самая большая ошибка! Если вы сломаетесь хоть один раз и пойдете на уступок прокричав: «Ай, ладно, смотри ты свои мультики, только не ори!» - это приведет опять же к потере авторитета! Ребенок поймет, что в следующий раз с помощью очередной истерики, он сможет добиться всего, что он захочет! А в каждой такой ситуации его модель поведения все крепче и крепче будет закрепляться в его сознании и станет для него нормой!

Поэтому приведем пример,  как поступить при истерики в данной ситуации. Оставляем ребенка без зрителя – выключаем телевизор, убираем пульт в недоступное место, уходим в другую комнату. Разговаривать во время истерики с ребенком бесполезно, тем более пытаться трясти его или кричать на него, так вы только усугубите ситуацию! Игнорировать – это самый действенный способ. Ребенок поймет, что на его «концерт» никто не реагирует и придет к выводу (сколько бы это времени не заняло), что слезами ничего не добиться. Начнет искать себе другое занятие.

Еще один способ решения данной ситуации, резкая смена действий. Не обращая внимания на истерику, достать любимую игрушку, игру и тихонько начать самим играть с ней. Вы увидите, как ребенок начнет посматривать на вас, исподтишка, а потом и сам присоединиться к вам.

Ну и третий пункт – объяснить, что дома есть свои правила и ограничения. Некоторые родители могут сказать, что правила ограничивают самостоятельность и инициативность ребенка. Давайте разберемся, так ли это на самом деле.

Ограничения - это естественная потребность ребенка. Рассудите сами, 9 месяцев в замкнутом тесном пространстве маминого животика. Но зато сколько блаженства и удовольствия в этой ограниченности! Затем пеленание - тоже своего рода ограничение. Но именно это ограничение позволяет только появившемуся на свет человечку успокоиться, не причинить вреда своему здоровью (т.к. он еще не умеет контролировать свои ручки, и может попасть себе в глазик, например), и даже помогает уснуть. Ограничение успокаивает и снимает тревогу ребенка. Делает его жизнь безопаснее, понятнее, проще. С возрастом ребёнка ограничения просто видоизменяются: нельзя вставлять пальчик в розетку, нельзя переходить дорогу на красный цвет, нельзя смотреть мультики с утра до вечера, нельзя кушать чипсы каждый день.

Важно понимать, что Правила и Ограничения - это не одно и тоже. Ограничения - это своего рода запрет ("Нельзя!"). Правила должны базироваться на разумных ограничениях, но быть некими подсказками: если это нельзя, то как тогда можно.

Например: «Кушать на полу нельзя!» - это ограничение. «Вся семья должна кушать за столом» - это правило.

Чем грозит отсутствие правил для ребенка? Давайте представим на секунду,  как бы Вы играли в игру, если в ней нет правил? Вы можешь в нее в таком случае не играть вообще, или играть так, как хочется Вам самим: например, прыгать по всем клеточкам, забирать себе все фишки, сбивать с игровой доски своих соперников... и даже провозгласить себя главным! Но вот только понравится ли это тем, кто с Вами играет?

Если в семье правил нет, и ребенку позволено делать все, чего ему захочется, то насколько справедливым будет наказывать его за то, что он что-то сделал не так? И что будет чувствовать ребенок, которого наказали за то, о чем он и не знал. Ему будет обидно, и он может даже очень разозлиться на своих родителей. Получается судили по всей строгости закона, а с уголовным кодексом изначально не ознакомили.

Вот мы и пришли к выводу, а почему же в детском саду ребенок все выполняет беспрекословно… Да потому что, у нас его ознакомили с правилами и ребенок знает, что если воспитатель сказал: «Убери за собой игрушку на место» - значит это надо сделать и это не обсуждается!

Успех вашей беззаботной и гармоничной жизни с вашими детьми, зависит только от вас уважаемые родители!

 

  

 

 

 

Представьте себе такую ситуацию: ребенок выходит во двор и видит толпу ребят, с интересом играющих в какую-то игру. Детские эмоции заразительны, и наш Герой тоже очень хочет присоединиться к играющим.

- А можно мне поиграть с Вами? - робко выдавливает он.

- А ты знаешь правила? - спрашивают ребята.

- Нет..

- В эту игру нужно играть вот так:......(перечисляют правила). Понял?

Понял.

Играть наш Герой будет ровно столько, сколько будет соблюдать эти самые правила. А если нарушит, то жестокий, но справедливый детский коллектив придумает ему наказание, или удалит из игры.

Я часто спрашиваю у своих юных Клиентов, какая у них любимая игра. В ответ слышу: прятки, догонялки, футбол, и другие. Спрашиваю, а какие там есть правила? Зачем нужны правила в игре? Как можно в игре победить? Можно ли победить, если правил нет или ты их не знаешь? Эти вопросы помогают осознать ребёнку, что правила, пусть даже самые неприятные для него, на самом деле нужны - чтобы он победил.

А что такое Жизнь, можно ли сравнить Жизнь с игрой? Здесь также, как и в игре, можно победить и стать успешным счастливым человеком, или проиграть, и оказаться на обочине этой дороги. 

И в Жизни, как и в игре, есть свои правила.

Кто должен познакомить ребенка с этими правилами? Думаю, это сфера компетентности родителей. А как Вы считаете? Некоторые родители могут сказать, что правила ограничивают самостоятельность и инициативность ребенка. Давайте разберемся, так ли это на самом деле.

Ограничения - это естественная потребность ребенка. Рассудите сами, 9 месяцев в замкнутом тесном пространстве маминого животика. Но зато сколько блаженства и удовольствия в этой ограниченности! Затем пеленание - тоже своего рода ограничение. Но именно это ограничение позволяет только появившемуся на свет человечку успокоиться, не причинить вреда своему здоровью (т.к. он еще не умеет контролировать свои ручки, и может попасть себе в глазик, например), и даже помогает уснуть. Ограничение успокаивает и снимает тревогу ребенка. Делает его жизнь безопаснее, понятнее, проще.

 С возрастом ребёнка ограничения просто видоизменяются: нельзя вставлять пальчик в розетку, нельзя переходить дорогу на красный цвет, нельзя смотреть мультики с утра до вечера, нельзя кушать чипсы каждый день.

Важно понимать, что Правила и Ограничения - это не одно и тоже. Ограничения - это своего рода запрет ("Нельзя!"). Правила должны базироваться на разумных ограничениях, но быть некими подсказками: если это нельзя, то как тогда можно.

Например: "Кушать на полу нельзя!" - это Ограничение. "Вся семья должна кушать за одним столом" - это Правило.

Чем грозит отсутствие правил для ребенка? Давайте представим на секунду,  как бы Вы играли в игру, если в ней нет правил? Вы можешь в нее в таком случае не играть вообще, или играть так, как хочеться Вам самим: например, прыгать по всем клеточкам, забирать себе все фишки, сбивать с игровой доски своих соперников... и даже провозгласить себя главным! Но вот только понравится ли это тем, кто с Вами играет?

Если в семье правил нет, и ребенку позволено делать все, чего ему захочется, то насколько справедливым будет наказывать его за то, что он что-то сделал не так? И что будет чувствовать ребенок, которого наказали за то, о чем он и не знал. Ему будет обидно, и он может даже очень разозлиться на своих родителей. Получается судили по всей строгости закона, а с уголовным кодексом изначально не ознакомили.