г. Кодинск ул. Михайлова 12 А

 Тел.: +7 (39143) 70185

 Email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Самойлова Наталья Николаевна - Психологическая готовность к школьному обучению

 

 

Уважаемые мамы и папы!

   Приближается то время, когда ваш ребенок будет носить гордое звание первоклассника. И в связи с этим у вас, как у родителей возникает масса волнений и переживаний: где и как подготовить ребенка к школе, нужно ли это, что ребёнок должен знать и уметь перед школой.

   О том, как психологически подготовить ребенка, на что обратить внимание, мы с вами сегодня и поговорим. Психологическая готовность представляет собой сочетание интеллектуального и личностного развития ребенка. Многие родители считают, что для успешности ребенка в школе, достаточно организовать только интеллектуальную готовность — научить ребенка читать, считать и решать, и это обеспечит его полную подготовку к школе.  Но очень важным аспектом в подготовке является внутренняя  личностная готовность: его уровень приспособления к новым условиям, уровень самостоятельности и самообслуживания, усвоение им социальных норм и правил.

   Многие из сегодняшних первоклассников являются весьма искушенными в учебных занятиях еще до прихода в школу. Усиленная подготовка, зачастую приводит к тому, что поступление в школу утрачивает для ребенка элемент новизны, мешает пережить значимость этого события. К тому же, программа, рассчитанная для среднего учащегося, им кажется неинтересной, уже изведанной.

   Ну а теперь более подробно разберем, что же такое психологическая готовность к школьному обучению.

   Психологический аспект готовности включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая.

Интеллектуальная готовность к школе:

-        к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний,
он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее;

-        ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен;
должны соответствовать возрасту развитие его памяти, речи, мышления.

Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:

   Ежегодно беседуя с учителями начальных классов, я делаю вывод, что очень часто трудности в обучении детей начальной школы связаны с их неумением организовать свою деятельность, точно следовать указаниям учителя, с несамостоятельностью, пассивностью детей, расторможенностью и импульсивностью их поведения. Ребёнок должен сидеть на одном месте во время урока, не разговаривать, не бегать по школе во время перемен, тормозить свои импульсивно возникающие реакции, действовать согласно школьным правилам, выполнять инструкции учителя, соотносить свои действия с заданным образцом. Многие первоклассники не могут постоянно удерживать себя в определённом состоянии, управлять собой в течение длительного периода времени. Зачастую эти причины являются первичными, ведущими к пробелам в знаниях и не усвоению школьной программы. Дети с хорошими познавательными способностями, но низким уровнем развития произвольной сферы требуют повышенного внимания к себе, как во время уроков, так и при подготовке домашнего задания.

-        ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;

-        толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;

-        ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.

Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:

-        понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;

-        наличие интереса к учению и получению новых знаний;

-        способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;

-        усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.

-        умение самостоятельно собрать портфель, согласно расписанию (желательно научить ребенка делать это с вечера);

-        умение распределять время школа – дом – кружок (временное понятие);

-        умение самостоятельно одеться и раздеться (молнии, шнурки и т.д.);

-        умение самостоятельно действовать в быту (открыть – закрыть самостоятельно дверь).

Познавательная готовность ребенка к школе

   Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе.

   В ходе конференции и обсуждения с учителями, можно сделать следующие выводы над чем должны поработать родители, перед поступлением ребенка в школу:

-        В первую очередь – это положительный настрой ребенка, на успешное и увлекательное обучение, а не запугивание сложными заданиями и строгими учителями;

-        Учить заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут;

-        Называть, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, времена года, дни недели, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы какие бывают профессии;

-        Умению самоорганизованности!

   С того момента, когда ваш ребенок впервые переступит порог школы, начнется новый этап его жизни. Постарайтесь, чтобы этот этап начался с радостью, и чтобы так продолжалось на протяжении всего его обучения в школе. Ребенок всегда должен чувствовать вашу поддержку, ваше крепкое плечо, на которое можно облокотиться в трудных ситуациях. Станьте ребенку другом, советчиком, мудрым наставником, и тогда ваш первоклассник в будущем превратится в такую личность, в такого человека, которым вы сможете гордиться.