г. Кодинск ул. Михайлова 12 А

 Тел.: +7 (39143) 70185

 Email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Самойлова Наталья Николаевна - Развиваем детскую одаренность вместе

 

Развиваем детскую одаренность вместе

 

Человеческое мышление, способность к творчеству- величайший дар из природы. Даром этим природа отмечает каждого человека. Но так же очевидна мысль о том, что природа поровну не делит, и кого-то награждает больше, а кого-то меньше.

 

Приоритетными направлениями воспитательно – образовательной работы, обозначенными в этом учебном году, являются создание атмосферы эмоционального комфорта и условий для самовыражения и саморазвития ребенка, а так же выявление детей с признаками одаренности, развитие детской одаренности.

 

Почему? В эпоху становления постиндустриального общества, когда основной источник экономического прогресса смещается в область новых разработок и технологий, когда ощутимо возрастает значимость интеллектуального и творческого потенциала, работа с одаренными детьми и талантливой молодежью выходит на приоритетные позиции современного образования.

 

Актуальность данного направления подчеркивается в таких документах федерального уровня, как Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р), Национальная образовательная стратегия-инициатива “Наша новая школа”, послание Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию от 12.11.2009. Наблюдения свидетельствующие о том, что умственные возможности людей не равны, старо как мир. Это не было секретом ни для науки, ни для обыденного сознания.

 

И выдающиеся философы древности понимали, сколь существенна разница между выдающимся творцом и простым смертным человеком. Также давно было замечено, что различия эти часто проявляются уже в детстве. Одаренность проявляется очень рано. Самый интенсивный период его развития 2 – 5 лет. В этом возрасте закладывается фундамент личности, и она уже проявляет себя.

 

В дошкольном возрасте одаренность проходит несколько этапов:

• первый этап (2-3года) на данном этапе ребенок получает первые сенсорные впечатления;

• второй этап(3-4года) происходит погружение в деятельность, проявляются начальные признаки природного материала, ребёнок очень активен, ему необходимо предоставить широкий спектр в различных видах деятельности.

• третий этап (4-5лет) этап творческого поиска ребенка, возможно, объединять детей имеющих способности в группы для дополнительных занятий;

• четвертый этап (5-6лет) ребёнок стремится к достижению положительного результата;

• пятый этап(6-7лет) само проявление одаренности.

 

Как отличить одаренного ребенка от обычного. И бывают ли дети обычными. Есть два мнения, одно из них, что все дети одарены, другое - одаренность это редкое явление. Нет сомнения, что все дети наделены чем-либо, не редко это скрыто от окружающих. Но для правильного подхода к ребенку необходимо разобраться в таких понятиях, как способности, задатки, склонности.

 

1. Способности- индивидуально-психологические особенности человека, которые имеют отношение к успешности выполнения одного или нескольких видов деятельности.

 

2. Задатки же лежат в основе способностей, а сами способности являются результатом развития задатков. Задатки - генетические особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок способностей. Например: легкий опорно- двигательный аппарат и пластичные мышцы служат задатком для развития гимнастических и танцевальных способностей. Задатки обуславливают возможность для развития способностей при обучении, воспитании, трудовой деятельности. Вот почему так важно выявить как можно раньше задатки детей с тем, чтобы целенаправленно сформировать их способности.

 

3. Склонности- это первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности. Склонность проявляется в стремлении, тяготении ребенка к определенной деятельности (рисование, занятие музыкой). Итак, как вы уже поняли, способности представляют собой сплав природных и приобретенных свойств. Природные свойства являясь врожденными, перерабатываются и развиваются в условиях воспитания и в процессе труда.

 

4. Одаренность - это умение видеть необычный ракурс в обычном и выявлять немотивированно высокие , чаще всего творческие способности в одном или нескольких видах деятельности. Другими словами, детей, обладающих несколькими видами способностей принято называть одаренными.

 

Выявление одаренности в дошкольном возрасте представляется как сложная в методическом плане задача. При выявлении одаренных детей более целесообразно использовать комплексный подход ? Психодиагностика ведется в 3-х направлениях:

 

• Работа с педагогами (беседы, заполнение экспертных листов на воспитанников, анализ результатов педагогического мониторинга или индивидуальных карт развития)

 

• Работа с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского творчества)

 

• Работа с родителями (консультации, родительские собрания, беседы, анкетирование).

 

Для выявления, поддержки и развития одаренных детей необходимо создавать условия и дома и в ДОУ. Рекомендации для родителей:

1. Каждый ребенок уникален, ему необходимо безусловное принятие.

2. Проявляйте атмосферу доброжелательности, теплоты и любви и заботы. Окруженные любовью малыши развиваются интенсивнее.

3. В результате прохладного отношения к ребенку и его занятиям , могут привести к тому, что может пропасть интерес к сфере своей одаренности. Заинтересовать повторно в старшем возрасте уже трудно.

4. Подмечать интерес ребенка и уделять как можно больше внимания его занятиям в этом направлении , поддерживать, хвалить, интересоваться – это и означает создавать благоприятные условия для развития одаренности.

 

Условия создаваемые в ДОУ: организация работы по проектной деятельности, кружковая работа. Карта-схема маршрута (как добраться до кружка), сигнальные фишки, бейджики с именами детей.