г. Кодинск ул. Михайлова 12 А

 Тел.: +7 (39143) 70185

 Email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Самойлова Наталья Николаевна - Использование нейропсихологических приемов в работе педагога психолога

 

   Здравствуйте уважаемые родители! Сегодня хочу затронуть очень интересную тему, для меня она стала находкой в работе с детьми в ДОУ, а так же и с моими детьми в домашних условиях. Надеюсь и вам данная статья будет интересна и полезна.

   С каждым годом в нашем ДОУ увеличивается количество детей с различными нарушениями развития: внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально-волевой сферы.

   Ранее мои занятия с детьми были традиционными, направленными развитие всех психических процессов, но я стала замечать, что данные подходы «работают» медленно, не дают желаемого результата за более короткие промежутки времени. И тогда я начала искать для себя новые методы работы: чтение литературы, интернет ресурсов; прослушивание вебинаров… И, на одном из них, я услышала о книге А.В Семенович «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте» (метод замещающего онтогенеза). Эта книга была искоркой в моем пути! Захватила меня целиком и полностью!

   Я поняла, как можно работать более эффективно и в каком направлении нужно мне двигаться дальше. С тех пор изо дня в день, я обращаюсь к этой книге и всю коррекционно-развивающую работу строю на использовании Метода замещающего онтогенеза. Далее я продолжаю развиваться в данном направлении. Прослушала серию вебинаров («Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте»; «Психомоторная коррекция в системе комплексной реабилитации детей с ЗПР»; «Психомоторная коррекция в системе комплексной реабилитации детей с ОВЗ»). Подобрала упражнения с нейрокоррекционным воздействием. Ежедневно в коррекционно-развивающей работе, отводила время на выполнение упражнений с постепенным их усложнением. Включила в работу двуручное рисование (нейропрописи). Так же в систему занятий привлекла родителей (показывала на детях упражнения или снимала индивидуальные занятия с ребенком), для более качественного результата и закрепления их дома.

   Какие компоненты психомоторного развития я использую в своей работе:

  1. Глазодвигательные упражнения («Ленивая восьмерка»; «Глаз – путешественник». Развешиваем различные картинки по комнате и е поворачивая головы, а только лишь отслеживая глазами, ребенок должен найти и назвать заданную взрослым картинку.

   Данные упражнения помогают расширить объем зрительного восприятия и положительно влияют на развитие всех психических процессов.

  1. Дыхательные упражнения. Развивают умение произвольно контролировать свое дыхание, самоконтроль над поведением, эмоциями, речью, движеньями.
  2. Кинезиологические упражнения. Благотворно влияют на развитие межполушарного взаимодействия, улучшается память и концентрация внимания.

   «Кулак-ребро-ладонь»; «Лизгинка»; «Ладушки»; «Лягушка»; «Зайчик-колечко»; «Рога-уши»; «Капитан»; «Грибок» и многое другое.

  1. Растяжка. Выполнение данных упражнений способствует преодолению у детей гипотонуса мышц (вялость), зажимов и гипертонуса – повышенного двигательного беспокойства.
  2. Функциональные упражнения. Направленные на развитие памяти, внимания, развитие саморегуляции.
  3. Коммуникативные упражнения. Развивают общение между детьми, формируют навыки совместных действий, способствуя лучшему пониманию друг друга.
  4. Упражнения для релаксации. Они способствуют расслаблению, самонаблюдению.

   Все упражнения в совокупности используются как комплекс психомоторной гимнастики.

   В результате применения нейропсихологических приемов в работе удалось достичь следующих результатов. Возрос уровень развития коммуникации и речевой деятельности. Улучшилась внешняя социализация и коммуникация детей, повысилась их самооценка. Дети более активно стали включаться в деятельность, лучше воспринимают информацию. Выполнение упражнений доставляет детям удовольствие, заряжает их энергией и позитивом, повысилась работоспособность.