г. Кодинск ул. Михайлова 12 А

 Тел.: +7 (39143) 70185

 Email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Самойлова Наталья Николаевна - Обучение детей работе в тетради вклетку

 

   Здравствуйте уважаемые родители подготовительных к школе групп! Продолжаем с вами разбирать важные темы, для успешной подготовке детей к школе.

   В ноябре 2022 года, я провела скрининг школьной готовности в подготовительных группах: «Одуванчик» и «Земляничка» и сделала вывод, что данной теме необходимо уделить внимание.

   К моменту поступления в школу детям необходимо научиться ориентироваться на листе бумаги в клетку. Это фундамент для дальнейшего обучения в школе: развитие графомоторных навыков, долговременной памяти, зрительного внимания, мышления и речи: словарь пополнится пространственными наречиями и предлогами.

   Важно учитывать тот фактор, что при начальном обучении - следует использовать тетрадь в крупную клетку, а затем переходить на обычную тетрадь в клетку.    

   Перед началом работы научите ребенка правильно держать карандаш и следите за ровной осанкой, объясните, что дважды обводить линии нельзя. Необходимо проговаривать каждый шаг, объяснять, помогать ребенку выполнять задания, хвалить за самые незначительные успехи. Учите, играя! Следить за осанкой ребёнка, за освещаемостью рабочего места (свет должен падать с левой стороны, а для леворуких детей – с правой).

   При использовании ручки или фломастера ребенок, имея еще мышечную слабость руки, не может справиться со скольжением пишущего предмета, поэтому ему сложнее доводить линию до нужного места. Простой карандаш лучше «готовит» руку к письму, и, если ребенок провел линию неверно, ее всегда можно стереть ластиком. А это важный психологический фактор!

   Когда ребенок научился правильно держать карандаш, необходимо научить ребёнка ориентироваться на листе бумаги, уметь видеть клетку, правильно находить её стороны, углы, центр и середины сторон.

   Чтобы проверить может ли ребенок ориентироваться, поиграйте с ним в простую игру: «Нарисуй треугольник в правом нижнем углу, квадрат в верхнем левом и т.д.» Если вы видите, что ребенок справился с данной задачей, то переходим к следующему этапу.

   Эта деятельность способствует развитию координации движений и мелкой моторики рук, поможет ребёнку в дальнейшем красиво писать цифры, буквы.
   Как правильно научить ребенка видеть клетку…      Рассмотрите страницу тетради. На ней начерчены прямые линии сверху вниз и слева направо, которые образуют одинаковые квадраты — клетки. Можно обвести клеточки цветными карандашами, чтобы ребенку наглядно было хорошо видно.

   Далее учим ребенка видеть строку (горизонтальный ряд клеток). Необходимо начертить простым карандашом верхнюю и нижнюю границы строки и предложить ребёнку закрасить её красным цветом. Следующую строку предложите закрасить зеленым цветом и т.д.  Объяснить, что строки расположены сверху вниз и писать в них надо слева направо. После этого предложить детям сначала на рабочей строке проставить точки в середине каждой клеточки, затем через одну, через две клеточки. Далее без выделения рабочей строки просим поставить точки в центре клетки, на середине боковой стороны клетки, на пересечении линий.

   После того, как вы научили ребёнка видеть на листе бумаги клетку, её стороны и углы, переходим к рисованию вертикальных и горизонтальных прямых линий в одну или две клетки сверху вниз или слева направо. Затем предлагаем детям рисовать различные изображения в следующей последовательности: наклонные прямые линии, волнистые линии, круги, овалы; рисование предметов сложной формы.

   И заключительным этапом учим ребенка «Графическому диктанту». Он заключается в рисовании по клеточкам, соответственно, под диктовку родителя или воспитателя, то есть по словесной инструкции. Графический диктант учит слушать и слышать, запоминать, сосредоточиться на том, что говорит взрослый, а это важное для школы умение. Графические диктанты следует начинать с самых простых изображений и постепенно переходить к более сложным заданиям. Перед началом работы с графическим диктантом поставьте в тетради большую красную точку, от которой ребёнок начнёт строить фигуру. Проговорите с детьми, что вы будете диктовать, сначала число клеточек, а затем их направление, а они будут проводить эти линии, не отрывая карандаш от бумаги.

   Затрачивая на ребенка ежедневно по полчаса, есть возможность проводить его в первый класс подготовленным. Главное придерживаться строгой последовательности и предлагать задания от простого к сложному, чтобы ребенку было легче осваивать навык.

   Таким образом, пройдя все этапы работы, вы сможете не только научить ребёнка ориентироваться на листе бумаги в клетку, но и разовьёте внимание, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук, координацию движений и усидчивость, что позволит ему более успешно адаптироваться к школьной жизни.

   Успехов вам и вашим детям!