г. Кодинск ул. Михайлова 12 А

 Тел.: +7 (39143) 70185

 Email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Самойлова Наталья Николаевна - Cеминар «Обновление образовательного пространства дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС ДО».

 

5 февраля на базе нашего ДОУ прошел семинар «Обновление образовательного пространства дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС ДО».

Вниманию педагогам была представлена презентация на тему: «Концепции образовательного пространства ДОУ». В данном материале раскрываются: понятие предметно- развивающей среды, условия построения, а так же прослеживается краткая история развития предметно- развивающей среды с начало 20в. до наших дней.

 

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», - писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выготский.

 

В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, Для справки: Гуманизация или Идея гуманного отношения к человеку можно выразить следующим образом («Сердце отдаю детям») Принятие ребёнка таким, какой он есть.

 

Создание психологически комфортных условий для развития каждого ребёнка, удовлетворение и радость от общения., простота общения, но без фамильярности, искренность, доверие без попустительства, советы без навязчивости, ирония и юмор без насмешливости, доброжелательность без заласкивания, деловой тон без раздражительности, сухости, холодности.

 

Решение гуманистических задач невозможно без создания современной предметно-развивающей среды. Само понятие предметно-развивающая среда было введено в лексикон педагогов и дизайнеров после 1988 г., когда вышла Концепция дошкольного воспитания, исследования в этой области были начаты значительно раньше. С выходом типового проекта построения детских садов (1932г.) ставится вопрос о групповом оборудовании, об организации жизненного пространства детей («уголки», «зоны»).

 

Научная разработка предметно-игрового оборудования началась с открытием НИИ дошкольного воспитания (1960 г.). Большой клад внесли в создание системы развивающих игрушек и дидактических пособий С. Л. Новоселова и Н.Н. Поддьяков (1968 г.).

 

К Середине 70-х годов были разработаны принципы формирования предметной среды: предложена новая педагогическая классификация игрушек, разработаны развивающие модульные игровые среды, конструкторы, система развивающих игрушек для детей раннего возраста (Г.Г. Локуциевская, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова, С.Л. Новоселова, Н.Т. Гринявичине, Е В. Зворыгина и др.).

 

Во второй половине 80-х годов была разработана концепция и действующая система «компьютерно-игровой комплекс» (КИК), при научном руководстве Н.Н. Поддьякова, С.Л. Новоселовой, Л.А. Парамоновой.

 

В 90-х годах ставится вопрос об обогащении предметно-развивающей среды в работах В.А. Петровского, Л.М. Клариной, Л.А. Смывиной, Л.П. Стрелковой. Особое внимание организации предметно-развивающей среды уделяется авторами программ «Развитие» под руководством Л.А. Венгера, «Радуга» под руководством Т.Н. Дороновой, «Истоки» под руководством Л.А. Парамоновой и др.

 

Теоретической основой построения развивающей среды в ДОУ является Концепция построения развивающей среды под редакцией В.А. Петровского (см. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А.. Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. — М., 1993).

 

Концепция была представлена как часть стратегической программы Минобразования России, где заложены подходы кардинального преобразования материально-технического обеспечения педагогического процесса в дошкольном учреждении.

 

Авторы концепции считают, что непременным условием построения развивающей среды в ДОУ является опора на личностно- ориентированную модель взаимодействия между людьми.

 

Для справки: Идея личностного подхода такова - «всяк цветок со своим запахом»

Главная ценность — сам ребёнок, а не тот продукт, который от него можно получить.

Развитие индивидуальности, самобытности, неповторимости воспитанника, раскрытие его природного дара — вот ценности личностно- ориентированного образовательного процесса.

Для реализации идеи личностного подхода необходимо создание условий, образовательной среды для полноценного проявления личностных качеств ребёнка, решения его личных проблем, поиска самого себя, придания этому поиску культурных форм. Личностный подход основан не только на личности ребёнка, но и на личности педагога. Основные положения личностно-ориентированной модели отражаются в принципах построения развивающей среды:

• дистанции, позиции при взаимодействии;

• активности, самостоятельности, творчества;

• стабильности - динамичности;

• комплексирования и гибкого зонирования;

• эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;

• сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;

• открытости - закрытости;

• учета половых и возрастных различий детей

 

4. Все элементы предметной среды должны сочетаться по масштабу, стилю, назначению и иметь свое место в интерьере. Современные требования дизайнеров и искусствоведов к организации ближайшей предметной среды связаны с избавлением от загромождения малофункциональными и несочетаемыми друг с другом предметами.

 

Для нормального развития ребенку необходимо жить в трех предметных пространствах: сомасштабном действиям его рук (масштаб «глаз-рука»), сомасштабном его росту и сомасштабном предметному миру взрослых (Г.Н.Любимова, С.Л.Новоселова).

 

При создании предметной среды необходимо исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитателя этой среды. Таким образом, по мнению авторов Концепции, предметно-развивающая среда это организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально — культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка, становление его способностей.

 

педагог - психолог Яковлева Л.С.