г. Кодинск ул. Михайлова 12 А

 Тел.: +7 (39143) 70185

 Email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Самойлова Наталья Николаевна - Портрет выпускника ДОУ

 

Портрет выпускника ДОУ или как мы пришли к целевым ориентирам.

 

Хочу поделиться некоторыми новостями из области изменений в сфере дошкольного образования. Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" портрет выпускника ДОУ претерпел изменения. Ранее до введения ФГОС в сферу дошкольного образования, портрет выпускника ДОУ включал три параметры школьной готовности, такие как:

 

1. Психологическая и социальная готовность к школе:

-Желание учиться в школе;

-Учебная мотивация;

-Умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию;

-Организованность поведения

 

2. Развитие школьно-значимых психофизиологических функций:

- Фонематический слух, артикуляционный аппарат;

- Пространственная ориентация, координация движений, телесная ловкость;

- Координация в системе «глаза - рука»; -Объем зрительного восприятия.

 

3. Развитие познавательной деятельности:

- Кругозор;

- Развитие речи;

-Развитие познавательной активности, самостоятельности;

-Сформированность интеллектуальных умений анализа, сравнения, обобщения, установления закономерностей;

- Произвольная деятельность;

- Темп деятельности;

- Учебные знания, умения.

 

На смену трем параметрам из ФГТ пришли девять интегративных качеств, как Основной итоговый результат дошкольного образования. Теперь мы можем увидеть, как видоизменился портрет выпускника:

1. Физически развитый:

- овладел основными культурно-гигиеническими навыками;

- у ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности;

- самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры;

- соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

 

2. Любознательный, активный:

- интересуется новым, неизвестным в окружающем мире

- задает вопросы взрослому;

- любит экспериментировать;

- способен самостоятельно действовать в повседневной жизни;

- в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому.

 

3. Эмоционально отзывчивый:

- откликается на эмоции близких людей и друзей;

- сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов;

- эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

 

4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками:

- ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения;

- владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми. Умеет договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве;

- способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.

 

5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения:

- имеет представления о том «что такое хорошо и что такое плохо»;

- способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;

- соблюдает правила поведения на улице и в общественных местах.

 

6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.

- ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач или проблем, поставленных как взрослым, так и им самим;

- в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач;

- ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе…

 

7. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природ, об истории родного города.

 

8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности:

- умениями работать по правилу и по образцу;

- слушать взрослого и выполнять его инструкции.

 

9. Овладевший необходимыми умениями и навыками:

- у ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

С введением ФГОС на смену параметрам и интегративным качествам приходят целевые ориентиры. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования.

В настоящее время актуальный портрет выпускника ДОУ выглядит так:

● ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;

● ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

● ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;

● творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;

● у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п.;

● ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.