г. Кодинск ул. Михайлова 12 А

 Тел.: +7 (39143) 70185

 Email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Современная деятельность предъявляет высокие требования к взрослому человеку. Но требования растут и к ребенку – будущему полноправному члену общества.

 

В первую очередь,это касается школьного образования. Мало определить ребенка в хорошую школу, надо еще сделать, чтобы он умел получать знания, которые ему там дают. То есть надо подготовить ребенка к школе. Раньше этот вопрос решался проще – большинство родителей и учителей считали, что серьезную работу по овладению знаниями, умениями, навыками следует начинать в первом классе.

 

Сейчас все усложнилось. Школы набирают детей в первый класс только после предварительного обследования или тестирования, которое помогает опытным учителям и психологам выявить умения и способности будущих учеников.

 

Обязательное условие зачисления – послоговое чтение и письмо печатными буквами, счетные операции в пределах десяти или даже двадцати, обширные знания об окружающем мире. Проверяют умение решать логические задачи, внимание, память, работоспособность. Экзаменовка становится серьезной стрессовой ситуацией для всей семьи. Понятно, что к такому испытанию ребенка надо готовить заранее.

 

Но это лишь один аспект проблемы. Другой состоит в том, что усложняющиеся школьные программы и непосредственно школьное обучение ставят семилетнего ребенка в очень жесткие рамки.

 

Обучение в школе кардинально меняет всю его жизнь: свою самооценку и отношения со взрослыми и сверстниками. Он становится личностью, учеником, основная деятельность, которого – получение знаний, а не игра, как раньше. Теперь уже и окружающие предъявляют ему совсем иные требования. Достойно пройти все эти испытания без специальной подготовки очень сложно.

 

Большинство родителей это понимают, но не всегда правильно представляют, что входит в понятие «психологическая готовность» к школе. Умственная готовность детей к школе – важный компонент подготовки к обучению в школе, но далеко не единственный. Не менее важны физическая, речевая и мотивационная готовность, готовность эмоционально-волевой сферы и готовность к общению с одноклассниками и учителями, умственная готовность определяется познаниями ребенка об окружающем мире: о живой и неживой природе (например, умение назвать детенышей животных), о некоторых социальных явлениях (например, рассказать о празднике Дня города Москвы) и систематизированностью этих представлений.

 

Проверяется также уровень развития познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления. У ребенка должны быть сформированы предпосылки учебной деятельности: умение принять задание, проанализировать его, выбрать способы решения, спланировать последовательность выполнения и оценить результат выполненного задания.

 

Названные умения – это обязательные условия любой деятельности человека, и их формирование происходит во всех видах детской деятельности: в игре, труде, рисовании, лепке, танцах.

 

В 7 лет ребенок должен владеть элементарными учебными навыками: производить звуковой анализ слова, находить первый и последний звук в слове, назвать по порядку все звуки в слове, делить слово на слоги, определять количество звуков и слогов в слове.

 

-вычислительные навыки: уметь производить операции сложения и вычитания в пределах десяти в уме.

 

-готовность руки к письму: уметь правильно держать карандаш, видеть клетку в тетради, проводить заданные линии, копировать рисунки и фигуры.

 

Умственной подготовкой ребенка к школе заняты воспитатели в детских садах, педагоги-дефектологи, психолог и учителя начальных классов. Кроме того, сейчас издано много книг, посвященных этому вопросу, так что при желании родители сами могут подготовить детей к первому классу.

 

Речевая готовность к школе подразумевает правильное произношение всех звуков родного языка, навыки словообразования и грамматически верного оформления высказываний, умение связно рассказывать и пересказывать. Над этим обычно работают воспитатели и дефектологи, в частности, логопеды. Речевые проблемы у детей лучше разрешать как раз до поступления в школу по ряду причин.

 

Во-первых, дошкольный возраст – самое благоприятное время для коррекции недостатков, поскольку психика детей этого возраста восприимчива к разным педагогическим воздействиям. Позже восприимчивость снижается и, как следствие, менее успешной становится работа логопеда.

 

Во-вторых, своевременно нескорректированные речевые нарушения могут повлечь за собой новые, а именно: нарушения письма и чтения.

 

Большое значение для успешного обучения в школе имеет физическое состояние ребенка. Чтобы выдержать до конца все школьные уроки и выполнить потом все домашние задания, не снижая уровня внимания, памяти и мышления, нужны физические и психические силы. И позаботиться об это надо заранее, иначе адапционный период в 1 классе и дальнейшая учеба будут прерываться болезнями, сопровождаться дальнейшими нервными срывами и плохой успеваемостью.

 

Физическое здоровье играет главную роль в формировании психики ребенка. Именно для детского возраста справедливо выражение : «В здоровом теле – здоровый дух». Поэтому родителям лучше делать акцент не на интеллектуальном развитие 5 – 6-летних детей, изнуряя их изучением английского языка (это можно быстро восполнить в 7 – 9 лет), а уделять больше внимания физической подготовке: лечебно-профилактической физкультуре, плаванию, секциям, занятиям в детском саду и дома. Это касается прежде всего ослабленных, часто болеющих детей и детей с повышенной нервной возбудимостью. Выявить последних помогут психоневрологи, психологи, дошкольные дефектологи, отчасти, воспитатели. У таких детей наблюдаются различные нарушения поведения, неадекватные реакции в разных ситуациях (например, у ребенка слезятся глаза от волнения, при общении с новым «страшным» человеком, при выполнении сложного задания).

 

Для безболезненного перехода к школьной жизни ребенок должен иметь соответствующий уровень навыков самообслуживания. Родители могут упустить это из виду. А между тем первоклассник должен уметь самостоятельно одеваться, завязывать шнурки, аккуратно есть, следить за своим внешним видом и за своими естественными потребностями (например, вовремя попроситься в туалет). Возникающие на этой почве проблемы угнетающе действуют на ребенка, портят его отношения с одноклассниками, вызывают негативное отношение к нему учителя – и все это отрицательно сказывается на общем желании учиться и ходить в школу.

 

Решать подобные проблемы должны сами родители и лишь в крайнем случае обратиться за помощью к воспитателям.

 

Мотивационная готовность к школе – это желание учиться, стремление к общественно значимой деятельности, к новой социально позиции: быть школьником. Без такой мотивации все знания и умения ребенка будут невостребованными. Формирование школьной мотивации происходит в детских играх, на занятиях с педагогами, в общении со взрослыми и сверстниками. В итоге ребенок накапливает и по-своему перерабатывает сведения о школьной жизни, заранее пробует себя в роли школьника.

 

Родители должны помочь ему: побеседовать о предстоящей школьной жизни, сходить вместе в будущую школу, рассказать о своей учебе в школе и т.д. от эмоционально-волевой сферы ребенка зависит формирование личности и достижение успеха в жизни в целом и в частности в школе. Первоклассник должен уметь регулировать свое поведение в сложных ситуациях, связанных с напряжением и переживанием, что актуально и для взрослого.

 

Основные показатели эмоционально-волевой готовности – определенная степень сформированности произвольных (т.е. целенаправленных) психических процессов: внимания, памяти, мышления; умение преодолевать посильные трудности; навыки самостоятельной работы; быстрый темп работы; овладение основными правилами поведения; умение правильно оценить свою работу, найти и исправить свою ошибку. Эти качества развиваются у детей во всех видах их деятельности под чутким наблюдением взрослых, когда требования, похвала и порицание своевременны и заслуженны. Для исследования и диагностирования этого аспекта накоплен обширный практический материал, с которым работают психологи, дефектологи и родители.

 

Психологическая готовность к школе – это также и умение ребенка выстраивать взаимоотношения со сверстниками и учителями. У него должна быть сформирована потребность общения со взрослыми и другими детьми. Поэтому вызывают беспокойство замкнутые, необщительные, тихие дети, которые до 6 – 7 лет с трудом контактируют с незнакомыми людьми, предпочитают играть одни, а не в компании ребят. В таких случаях лучше проконсультироваться с психологом. Остальные дети в коллективных играх, на занятиях в детском саду и других местах, в общении с родными и близкими приобретают к 7 годам необходимые умения согласовывать свои действия с действиями сверстников, подчиняясь правилам (например, правилам игры) и общей обстановке (например, обстановке занятия, где уже не до игры), и слушаться учителя, входить в новый коллектив с новыми людьми.

 

Готовность к школе – вопрос серьезный. Все это время он живет и развивается для того, чтобы в 7 лет пойти в школу.